Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ритм. Стихотворная и прозаическая речь



Явления ритма окружают нас всюду в жизни: ритмично бьётся наше сердце, ритмично сменяются день и ночь, времена года, ритмично идёт праздничная колонна под марш оркестра...

Ритм - это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).

Чёткий ритм присущ стихотворной речи. Конечно, ритм есть и в прозе, но всё-таки прозаическая речь производит впечатление естественной, «как в жизни» текущей речи. Стихотворная речь — особенная. Она отличается и более чётким ритмом, и необычайной лаконичностью, краткостью. Кроме того, в стихотворной речи, как правило, есть рифма.

Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение или отрывок из него единым тоном. Обратите внимание, какой разный ритм в таких стихотворных отрывках:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого...

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь...

Вы видите, что ритм второго отрывка более быстрый, и это соответствует его содержанию.

Стихотворная речь предполагает организованность, порядок, чему способствуют и ритм, и рифма, и другие особенности такой речи.

Свободную речь, то есть речь, свободно движущуюся от предложения к предложению, называют прозаической речью, а речь, подчинённую определённому порядку, ритму, строю, - стихотворной.

Вопросы и задания

1. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите, в чём отличие прозаической речи от стихотворной.

2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...».

ЭПИТЕТ

Прочитайте отрывок. Обратите внимание на прилагательные. Одни из них (высокая, глубокая, хрустальный, пустого) употреблены в прямом значении, другие (буйный, тихоструйной, печальной) — в переносном.

...«Постой, —

Отвечает ветер буйный, —

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места;

В том гробу твоя невеста».

Переносное значение придаёт прилагательному, которое в предложении является определением, особую художественную выразительность. Перед нами уже не просто определение, а образное определение.

Такие образные определения называются эпитетами. Слово «эпитет» происходит от греческого слова со значением «приложение, приложенное».

Чтобы отличить определение от эпитета, приведём пример: тёмная ночь и хмурая ночь. Слово тёмная лишь усиливает характеристику ночи, слово хмурая включает эмоциональную оценку, напоминает нам о хмуром, сердитом человеке. Следовательно, слово тёмная — это простое определение, а хмурая — эпитет, то есть образное определение, отличающееся художественной выразительностью.

Вопросы и задания

1. Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный, пустой такие существительные, чтобы они стали художественными определениями, то есть эпитетами.

2. В сказке Пушкина найдите 3—4 примера с эпитетами. Назовите их, укажите на их особую художественную выразительность.

3. Какие эпитеты использует Пушкин для характеристики царицы и царевны? Объясните их.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 4456 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...