Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методическое примечание. В школьной практике такие слова с гиперфонемой в корне называют­ся словарными словами



В школьной практике такие слова с гиперфонемой в корне называют­ся словарными словами.

Традиционный принцип выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы. Например: зáревозóри. В безударном положении здесь

тоже гиперфонема: з ря. Выбор буквы в словах заря, зоревать определяется традицией. Гласные в корне -клон- / -клан- могут быть ударными: клóнитсяклáняться. Выбор о для безударных слогов основан на традиции: склонúть, наклонéние. В корне -скок-/ -скоч-/-скак-/-скач- под ударением могут быть и [о] и [а]: подскóк, вскóчитвскáкивать, скáчет. Написание о или а без ударения регулируется сложным правилом: вскочúть, ска­кáть, скачóк, в зависимости от значения слова — перескочý и перескачý.

Традиционные написания могут соответствовать этимологии слова. Так, в словах собака, товар, сапог сохраняется древнейшее,этимологически верное написание. В словах за в тр а к, к а лач выделен­ные буквы пишутся в соответствии с традиционным принципом: таковы современные правила написания этих слов. Но данные напи­сания не соответствуют древним, когда согласно этимологии писали заутрок, колач (ср. утро, колесо). В словах мохер, колготки мы пишем предударное о, это традиционное написание. Но о в слове мохер этимологически правильно: слово заимствовано из английского языка, где пишется mochair, о же в слове колготки не соответствует чешскому написанию этого слова kalhotky, откуда оно было заимст­вовано.

В большинстве случаев традиционный принцип не противоречит фонематическому, а дополняет его. Таких написаний у нас 15%.

В некоторых случаях орфографические правила построены на принципах, вступающих в противоречие с фонематическим. Это бывает в тех случаях, когда фонема должна быть обозначена одной буквой, а пишется другая буква или не пишется вовсе никакая буква.

В ряде случаев традиционный принцип противоречит фонемати­ческому. В сильной позиции это написания щ в слове помощник, ч в словах конечно, скучно и др.: во всех приведенных случаях произносится [ш], реализующий фонему ш ; это написание г в окончании -ого / -его: красного, синего, где произносится [в], реали­зующий фонему в ; отсутствие мягкого знака в конце пред­лога близ, который всегда произносится с последним мягким согласным: бли [з’] города. На традиционном принципе осно­вано и правило, разрешающее писать под ударением вместо ё букву е: береза, клен, пестрый.

В слабой позиции это, например, правописание корней -гор- / -гар-, -плов-/ -плав-, в которых под ударением только [а]: загáр, плáвать, а без ударения пишется и о и а: загорéть, выгарки, пловéц, плавнúк; правописание корней -лож- / -лаг-, -рос(т)-/-рас(т)-, в которых под ударением [о]: полóжит, рост, рóсший, а без ударения пишется и о и а: положúть, полагáть, рослá растú; правописание суффикса -инск- / -енск-, в котором под ударением бывает только [и], а без ударения пишется и и и е: читúнский, бакúнскийялтинский, сóчинский, пéнзенский, прéсненский.

В соответствии с фонематическим принципом фонема о пере­дается буквой о под ударением и без ударения: сел óболóт о, сел ó мболот óм. Но после ц этот принцип сохраняется лишь как исключение: ц ó котц о котáть, ц о котýха. Обычно же после ц под ударением пишется о, а без ударения — е по традиционному прин­ципу: лиц ó — сéрдц е, лиц óмсéрдц ем. Также по традиционному принципу в некоторых суффиксах и окончаниях пишется после ж, ч, ш, щ под ударением — о, без ударения — е: еж ó выйбéж е выйнож е вóй, быч ó к — телёноч е к, рубаш ó нка — бáш е нка, плащ ó мтовáрищ е м, свеч ó йтýч е й.

В противоречии с фонематическим находится также фоне­тический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук. По этому принципу пишутся конечные согласные в приставках из- / ис-, воз- / вос-, раз- / рас-, через- / черес-, без- / бес-, низ- / нис-: изыскать, изрыть, издатьискупать; безоблачный, безрадостный, безбрежныйбесполезный и т.п. Конечная фонема приставки здесь з , о чем свидетельствует произношение [з] перед гласным и сонорным согласным, но пишется буква з, если произносится [з], и с, если произносится [с]. Фонетический принцип проводится здесь не совсем последовательно: в словах безвкусный, безвкусица в конце приставки произносится [с], в словах бесшумный, изжарить произносятся [ш], [ж], в словах расщепить, расщедриться на месте с нуль звука. Таким образом, фонетический принцип здесь осложнен традиционным.

Правописание а и о в приставке раз- / рас- −роз- / рос- также отвечает фонетическому принципу: о пишется под ударением, когда произносится [о]: рóссыпь, рóзвальни, рóзыск, а пишется без ударения: рассыпать, развáл, разыскивать. И здесь фонетиче­ский принцип осложнен традиционным, ср.: розыскнóй, разыскáть.

По фонетическому принципу пишется ы после ц: цыган, огур­цы, курицын, бледнолицый (в соответствии с фонематическим прин­ципом после ц пишется и: цирк, станция).

У существительных 1-го и 2-го склонения в предложном падеже единственного числа и у существительных 1-го склонения в датель­ном падеже единственного числа выступает окончание - э : на (к) землé, о конé, на остриé и в соответствии с фонематическим принципом без ударения пишется -е: на вóле, о дóме, о счáстье. Но в соответствии с фонетическим принципом в этом окончании без ударения после и пишется и, так как произносится [и]: к (об) армии, о пролетарии, о здании.

В родительном падеже множественного числа существительных женского и среднего рода может быть нулевое окончание, а в основе при этом беглая гласная э : семьясемéй ( с’эм’j-а с’эм’эj-Ø ), статьястатéй, свиньясвинéй. В соответствии с фонематическим принципом при безударности этой беглой гласной надо писать е, как это и бывает в отдельных случаях: сýдей, рýжей. Но обычно перед й в этом случае пишется и в соответствии с фонети­ческим принципом (произносится [и]): олáдий, шалýний, ожерéлий, ущéлий.

Фонетические чередования на письме не должны передаваться согласно фонематическому принципу; ср.: абсор б ировать, абсор­ б ент — абсор б цияабсор [п] ция. Но по фонетическому принципу позиционно чередующиеся звуки передаются разными буквами; ср.: абстра г ироватьабстра к ция, реа г ировать — реа к ция, экстра­ г ироватьэкстра к т, транскри б ироватьтранскри п ция. Фонети­ческий принцип здесь действует вместе с традиционным: эти слова были заимствованы из латинского языка, где на письме данные чередования отражались.

Фонетическому принципу соответствуют различные случаи отсут­ствия согласной буквы при реализации фонемы нулем звука; такие написания противоречат соответствующим написаниям по фонемати­ческому принципу: блестетьблеснуть (но свистетьсвистнуть и т. п.); колоннаколонка, тоннапятитонка, финныфинка, финский, опереттаоперетка (но баллыпятибалльный, Канныканнский, группагруппка, классклассный, телеграммателе­граммка и др.); суффикс -ск- после буквы ц передается как -к-: немецкий, ткацкий, рыбацкий (но детский, городской, матросский, киргизский).

В некоторых редких случаях наша орфография построена на мор­фологическом принципе, действующем вопреки фонематическому. Морфологический (морфематический) принцип состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем.

После шипящих под ударением в соответствии с фонемой о может писаться ё (е), а не о в связи со стремлением к единообразной передаче морфемы, которая в других словах или формах пишется с е: чёртчертичертёнок, шёпотшепчетшептать, жёр­дочкажерди, жёлтыйжелтеть, жёлудьжелудей, чёлнчелнок, щёки — щека, печётплачетстережётможет — несёт. В таких морфемах может наблюдаться чередование фонем о//э . Фонема о в этих случаях представлена ударным звуком [о], а фонема э — ударным [э], а также звуком [ыъ] в первом пред­ударном слоге после твердых [ж, ш]: жёны — жéнин, женá; жёр­дочкажердь, жердéй; жёлтыйжелть, желтéть; ожёгожечь; дешёвыйдешéвле, дешевéть; шёпотшéпчет, шептáть; ре­шёткарешéтчатый, решетó; шёрсткашерсть, шерстúнка; шёлушéдший; учёбаучéнье, зачётзачéсть, чёрныйчернь, чёр­точкачéртит, чёртикчéрти, причёскапричéшет, щёлкащель. Чередующиеся звуки [о] ударный и [ыъ] в первом предударном слоге после [ж, ш] при отсутствии ударного [э] в том же корне тоже представляют разные фонематические единицы — фо­нему о и гиперфонему : жёванныйжевáть, жёсткий — жесткá, пшёнкапшенó. Это историческое чередование. Стрем­ление одинаково передавать здесь разные фонемы противоречит фонематическому принципу, по которому разные фонемы и пере­даваться на письме должны по-разному.

В возвратном постфиксе -ся может выступать не только фонема с’ , как это следует из написания: умойсяумóй с’а , но и ц : боитсябоúт ца , и с : открылсяоткрыл са (при произно­шении здесь твердого [с]). И здесь историческое чередование фонем на письме не отражается.

Морфологическому принципу отвечают также написания дезин­формация, контригра, пединститут, сверхидеальный — с и после согласных, соответствующих твердым фонемам. Здесь сохраняется облик корня, вопреки правилу графики писать ы после таких соглас­ных (ср.: безыдейный, предыстория).

Некоторые лингвисты (главным образом представители Ле­нинградской фонологической школы) считают морфологический принцип основным принципом орфографии.

Действительно, одни и те же морфемы в разных словах и в разных формах одного слова могут писаться одинаково. Но очень часто одни и те же морфемы передаются на письме неодинаково. Так, в словах город и горожанин один и тот же корень пишется по-разному. Исторические чередования, отражаемые на письме, разрушают един­ство написания морфем. В корнях и во многих аффиксах такие нефонетические чередования обычны; ср.: жечьжж ениежг у­чийза жиг атьпод жог, из гибатьизо гнуть, мыш онокмы­ш онк амыш оноч ек, молод ойстар ый.

Нефонетические чередования передаются на письме (следова­тельно, единое написание одних и тех же морфем не сохраняется), а фонетические чередования на письме не передаются (следователь­но, одной и той же буквой обозначается весь ряд позиционно чередующихся звуков, т. е. фонема в понимании Московской фонологи­ческой школы). Одни и те же морфемы пишутся одинаково в том случае, когда у них один и тот же фонемный состав, и пишутся по-разному, когда фонемный состав у них различен. Замена фонемы другой фонемой ведет к замене буквы другой буквой. Единообраз­ные написания одних и тех же морфем, так же как и различные их написания, обычно есть проявление фонематического принципа орфографии. Морфологический принцип не является основным ее принципом.

Дифференцировочные написания разграничива­ют на письме словоформы, совпадающие по фонемному составу: ож о гож ё г, подж о гподж ё г, туштуш ь, плачплач ь, рожрож ь, ко п чикко б чик, к о мпанияк а мпания, о релО рел. Диф­ференцировочные написания обычно возникают в результате при­менения разных принципов графики и орфографии к словам с одним и тем же фонемным составом: о в корне слова ожог соответствует фонематическому принципу графики, ё в корне слова ожёг — морфологическому принципу орфографии; мягкий знак в слове тушь пи­шется по традиционному принципу орфографии, отсутствие этого знака в слове туш соответствует фонематическому принципу графики. В соответствии с традиционным принципом одна и та же гиперфо­нема может по-разному передаваться на письме: эст а када — «особый мост над землей или водой для проезда или прохода под ним» — эст о када — спортивный термин, «прямой перпендикулярный удар рапирой, шпагой, эспадроном в фехтовании».





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 877 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...