Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Со всей очевидностью можно найти подтверждения существования в Древней Греции великих законодателей своих исторических эпох: Драконта и Солона.
Законодательная деятельность Драконта.
По своей профессиональной спецификации Драконт был архонтом [3] . К числу его законодательных новелл следует отнести:
- отмену права кровной мести;
- определение различия между умышленным и непреднамеренным убийством;
- оформление права на частную собственность, когда смертной казнью каралось любое покушение на имущество даже малой ценности, например, кража овощей[4].
Законодательная деятельность Солона.
Солон в античной традиции входит в число семи великих мудрецов древности. Изданные ими законы заложили основные элементы будущей афинской демократии - юридические гарантии и ограничения участия граждан в организации и осуществлении публичной политической государственной власти.
Солон внес изменения в весовую и монетную системы: установил обязательные для всей Аттики единые стандарты, способствующие развитию торговли.
Были приняты законы против роскоши: запрещалось устраивать дорогие погребения, устанавливать роскошные гробницы и приносить большие жертвы.
Социальные реформы Солона впервые в Греции ввели институт имущественного ценза как политико-правовую конструкцию системы властеотношений нового гражданского общества.
Солон разбивает всех граждан на четыре разряда согласно размеру их имущества.
Человек, обладавший 500 медимнами дохода (медимн - мера сыпучих тел, около 50 л), входил в первый разряд «пятисотников». Второй разряд (ценз - 300 медимнов) - так называемые «всадники».
Всадники и пятисотники - высшие категории граждан — получали почетное право служить в коннице и избираться на гражданские должности.
Третий разряд - зевгиты, «владельцы упряжки волов» (200 медимнов) - должны были служить в тяжеловооруженной пехоте, поскольку не могли содержать лошадь.
Тех, кто владел доходами меньше 200 медимнов (четвертый разряд), называли фетами, и они получали лишь право голосовать в народном собрании.
Ценз определял зависимость общественного положения гражданина не от его родовитости, а от имущественного состояния, - в этом и состояла важность социальных реформ[5].
Солон отменил долговую кабалу — задолженности, связанные с закладом земли, и сделал свободными многих земледельцев не только с экономической, а прежде всего с политической точки зрения.
Деятельность народного собрания стала непрерывной. Солон ввел Совет четырехсот, который осуществлял подготовку дел в промежутках между созывами собрания.
При Солоне возник особый судебный орган - гелиея, проверявший отчеты должностных лиц и разбиравший конфликты между гражданами.
Реформы Солона легли в основу демократической системы Афин, представлявшей собой вершину политического творчества древних греков[6].
Оказало свое влияние на дальнейшее развитие юриспруденции и само греческое сообщество.
На политико-правовой сцене появились профессиональные сообщества, ранее неизвестные социальной практике, - софисты. Софисты, носители нового понимания и отношения к жизни, стали родоначальниками открытого метода рассуждения о праве.
Новая эпоха в развитии юридического дискурса и основанной на нем практики связана с именем Аристотеля.
Аристотель, разделив право на jus naturale («естественное право») и jus legitimum («положительное право»), на долгие годы и даже тысячелетия определил фундаментальный дуализм проявлений юридического начала — правовых норм и правовых ценностей, что нашло свои функциональные пролонгации в многочисленных юридических школах и практиках: от средневековых теологических юридических течений до постпозитивизма нашего времени.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 3666 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!