Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. — СПб., 1997. 112 I Культурология.Часть I



Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973.

Социодинамика культуры. Концептуальные основы социологического анализа куль­турных изменений. — М., 1991. — Вып. 1. Факторы и механизмы развития культуры. — М., 1991. Ширшов И.Е. Динамика культуры. — Минск, 1980.


МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникация (от лат. «communication — сообщение, передача) — тер­мин, широко используемый во всех областях современного знания для обозначения связи (прежде всего информационной) между любыми объ­ектами в какой-либо системе. В культурологии коммуникация рассматри­вается с разнообразных позиций и предстает важным аспектом изучения многих процессов, происходящих в культуре, т. е. процессов, в которых осуществляется взаимодействие и взаимовлияние различных культурных субъектов друг на друга (социокультурные коммуникации, внутрикуль- турные коммуникации, межкультурные коммуникации и др.).

При анализе механизмов межкультурных коммуникаций выделяют три их основных типа: интеграция, аккультурация и ассимиляция.

Интеграцией (восполнением, восстановлением) именуется процесс взаимосогласования норм, моделей поведения, культурных установок и пр. представителями различных культур при образовании некоего едино­го культурного пространства. Выделяют конфигурационную, стилистиче­скую, логическую, функциональную, межличностную и регулятивные мо­дели интеграции. Примером интеграционных процессов сегодня служат объединение Европы, единый мировой рынок и пр.

Ассимиляцией (отождествлением) называют процесс, в результате которого представители одной культурной общности перенимают и усваи­вают культуру иного культурного образования. Термином ассимиляция обычно обозначают политику насильственного подавления господствую­щей этнокультурной группой самобытности менее малочисленной или по­литически бесправной (и потому не имеющей сил противостоять культур­ной экспансии нации-агрессора) культурной группы.

Аккультурация — термин, введенный в научный оборот американски­ми культурантропологами, чтобы обозначить процесс обоюдного заимст­вования моделей поведения и ценностных установок культур в процессе их коммуникации друг с другом. Примером процессов аккультурации яв­ляются опыты обоюдного заимствования инокультурных элементов при контакте американских индейцев и европейских колонистов.

В отечественной литературе при описании процессов межкультурных коммуникаций говорят также о прибавлении, убавлении, усложнении и обеднении (С. А. Арутюнов) этнокультурных общностей, указывая тем са­мым на «количественный» и «качественный» характер изменений, про­исходящих в вступающих во взаимодействие культурах.

Стоит отметить, что наряду с обозначенными выше основными ви­дами межкультурных коммуникаций, в культуре существует еще одна их специфическая разновидность — геттоизация (от итал. * гетто* — обозначавшего в эпоху средневековья и в Новое время часть городской территории, отведенной для принудительного поселения определен­ной расовой, профессиональной или религиозной группы населения). Сейчас под геттоизацией понимается процесс, противоположный ас­симиляции, когда, отказываясь от всяких контактов с другой куль­турой, люди ограждаются от внешнего мира, пытаясь сохранить свою культурную среду внутри другой культуры. (Так, некоторые группы иностранных студентов, проживающих в общежитии, полностью дуб­лируют в комнатах обстановку своих жилищ на родине, воздержива­ются от контактов со студентами, принадлежащими к другим расам и этническим группам).

Арутюнов Сергей Александрович (р. 1932 г.) — российский этнограф, член-коррес­пондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Сотрудник института этнологии и антропологии РАН. Область научных интересов С.А. Арутюнова — этнография народов Азии; история материальной культуры; этнография питания; этнические отношения и конфликты; общая теория этничности; этногенез и культурная эволюция. Основные ра­боты: «Современный быт японцев» (1968), «Старые и новые боги Японии» (1968) «Древ­ние культуры азиатских эскимосов» (1969), «Проблемы этнической истории Берингомо- рья» (1975), «Народы и культуры: развитие и взаимодействие» (1989), «Япония: народ и культура» (1991) и др.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 659 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...