Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рождество Христово (Лк. 2,1-20)



Евангелист Лука, как и ап. Павел, говорит о том, что Бог явился в образе и подобии человека (Флп. 2,5-7). Лк. говорит о том, что с приходом Христа мир изменился, старая эпоха кончилась. Лк. показывает и светские события в связи с Рождеством Христовым. До XIX века никому и в голову не приходило сомневаться в историчности повествований Луки (перепись и т.д.). В XIX веке появился ряд возражений против, прежде всего, переписи. Они следующие:

1. историки времен Христа и после Христа якобы ничего не знают о переписи при Августе в Палестине во времена Ирода. Речь идет об Иосифе Флавии, Таците, Светонии и Дионе Кассии. Они молчат о переписи.

2. Если бы эта перепись была бы, то она должна была бы производиться спустя 10 лет после РХ (Иосиф Флавий).

3. Если бы она была, то а) она не могла бы быть в Палестине; б) по римским законам не надо было Иосифу и Марии идти в Вифлеем.

Опровержения. Дион Кассий, греч историк, жил в Риме, написал 80 книг "Истории Рима". Не все книги сохранились. Та книга, кот. говорит о правлении Августа, сохранилась не полностью. Т.о. вывода нет. Тацит, Анналы. Начинает с Тиберия, а не с Августа, кот. был раньше Тиберия, т.о. тоже вывода нет. Светоний пишет историю от Цезаря до Домициана., пишет об Августе и ничего не говорит о переписи. Это факт. Почему? Возможно, он не считал это важным на фоне побед Августа, которые он подробно описал. Иосиф Флавий, "Иудейская война", "Иудейские древности", "Автобиография", "Против Апиона". Был иудеем, по матери происходил из Маккавейского рода. Флавий пишет историю от Маккавейских войн до завоевания Римом Иерусалима. В Иудейских Древностях (ИД) он пишет: "Все иудеи были призваны принести царю (Ироду) и кесарю присягу в верности". Возможно, это и есть перепись. Присяга – это вписание человека в список подданных Римской империи. Или Иосиф Флавий молчит о переписи, потому что он молчит о неприятных моментах иудейской истории, т.о. скорее всего эта перепись (у Лк.) была произведена тихо с разрешения Ирода, а вот спустя 10 лет (когда Ирода уже не было), была произведена перепись со всеми формальностями, с переписью имущества и т.д.

Известный ост-готтский миссионер Кассиодор Магнус (V-VI) оставил после себя труд, название которого переводится как "Смесь" или "Сборник". Он пишет, что во время Августа Римская империя была разделена на поля, и была произведена перепись, чтобы никто не мог скрыть свои владения и уклониться от подати. X-XI вв.

Свида (не историк) пишет, что цезарь Август избрал 12 лучших мужей и послал по всей империи, чтобы они сделали перепись имущества. Свида также пишет, что это была первая перепись в правлении имп. Августа. Откуда такие сведения? Неизвестно. Дион Кассий пишет в одной из своих книг, что имп. Август издал указ об оценке имущества и владений в Галлии. Но это указ местного характера.

Далее, префект Египта в интересующее нас время издает указ о переписи (сам он не мог издать такой указ, это должен был быть приказ императора).

Далее, современные археологические открытия в Анкире (Мал. Азия) нашли подтверждения переписи – надпись на одной из стен языческого храма.

В целом все считают, что такая перепись была (та перепись, кот. у Лк.). По всей вероятности, Лука или впал в анахронизм (ошибки против истории), или слова "первая перепись" переводятся как "перепись прежде правления Квириния Сирией", или Квириний дважды правил Сирией (это исторический факт), и Лука различает эти правления, или перепись длилась в 2 этапа: первый – при Христе, второй – спустя 10 лет.

Ирод был царем по римской милости. Ирод ничего не мог делать без разрешения Августа. Однако, Ирод без приказа Августа вступил в войну с сирийцами. За это в 746 году от основания Рима Август пишет письмо Ироду, где говорит, что он до сих пор считал его своим другом, но теперь он будет считать его своим подданным. Возможно, приказ произвести перепись и был последствием испорченных отношений Ирода с Августом. Начинается перепись, и когда обстановка с сирийцами утихает (спустя 10 лет), перепись заканчивается. Иосиф Флавий пишет, что Август прогневался на Ирода, и царь должен был произвести перепись в присутствии римского представителя, а это унизительно. По иудейским законам Иосиф мог бы не брать Марию, но он берет Её. Почему? По всей вероятности, Иосиф, учитывая деликатность положения, решает покинуть Назарет (там шло много разговоров о Марии) и поселиться в Вифлееме (из Египта они желают возвратиться в Вифлеем, а не в Назарет). Некоторые обращают внимание на то, что перепись была вселенской. Это возможно: греч. язык был государственным по всей империи, границы всех государств были открыты. Ориген видел особое значение в связи Рождества и переписи. Речь идет о спасении всего мира. Октавиан "Август" (лат. "священнейший") – имя, данное за победы. После Августа многие императоры назывались Августами и Цезарями.

Лука очень просто и кратко описывает Рождество. Это доказательство подлинности. "Гостиница" у Лк. – это просто кров, ночлег и т.д., а не наши отели. Гостиницей могли называться даже пещеры. Блж. Иероним, когда писал Вульгату, жил возле этой пещеры. Император Константин да этой пещерой построил храм. Древнее предание говорит о том, что в пещере возле Христа были вол и осел. Ис. пишет в своей книге, что вол и осел узнает о рождении Христа, а народ иудейский – нет (Ис. 1,3).

Евангелист Матфей говорит, что Христос родился при Ироде Великом. Ирод начал править в 713 году и правил 37 лет (по Иосифу Флавию). Известно также, что во время Ирода было затмение (12 марта 750 года от основания Рима). Известно так же, что Ирод умер в 750 году за несколько дней до иудейской Пасхи. Значит, Христос не мог родиться позже 750 года. Римский монах Дионисий Малый (нач. VI века) решил заняться христианской пасхалией и сделал вывод, что Христос родился в 753-754 году от основания Рима. Как позднее показали расчеты, Дионисий ошибся лет на 5, но дата, установленная Дионисием, с Х века стала общепринятой. Т.о. Христос родился за 5 лет до Р.Х. По Евангелию день Рождества определить невозможно. В отношении дня Рождества существовало 2 традиции.

1. На Востоке Рождество в начале праздновали вместе с Богоявлением. Праздник назывался "Епифания" – Богоявление. В Армянской Церкви до сих пор так и празднуют этот день 6 января.

2. На Западе Рождество праздновали 25 декабря. В начале IV века эта традиция перекочевала и на Восток.

Предполагают, что Захария был Первосвященник, и явление ему Ангела было в День Очищения (Йом Киппур), когда Первосвященник один раз в год входил во Святая Святых – 23 сентября (день зачатия Иоанна Крестителя(?)). Т.о. в 6-й месяц – это 25 Марта – Благовещение Деве Марии. Плюс 9 месяцев – 25 декабря – Рождество. Но сомнительно, что Захария был первосвященником.

По древнему преданию, 1-й Адам был создан 25 марта. Т.о. Христос по аналогии был зачат 25 марта и родился 25 декабря. В связи с этим и другие праздники так же отсчитывают от этих дат.

Человечество насчитывает много календарей: языческие, иудейские, мусульманские. Есть христианские календари:

- Антиохийская эра от сотворения мира – мир сотворен 1 сентября 5968 года до Р.Х.

- Александрийская эра – мир сотворен 25 марта 5493 года до Р.Х.

- Юлия Африканского – 5503

- Византийская эра – 1 сент. 5508 (в России была принята эта дата)

- Иудейская эра – 7 окт. 3263 до Р.Х.

- от Авраама – мир сотворен 1 окт. 2015 до Р.Х.

- От основания Рима – 753 до Р.Х.

- Эра Августа – 30 г. до Р.Х.

По указу Петра I 7208 г. от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. Петр I допустил ошибку. Древние христиане не очень обращали внимание на множество эр.

Вернемся к Евангелию. Лк. пишет, что Мария родила Христа и Сама спеленала Христа – указание на то, что Мария родила безболезненно. Христос был первенцем и по закону Моисея Христос был первенцем. Судя по бедной обстановке родов, это урок смирения для всех верующих. Но не одно только уничижение сопровождало Рождество. Было явление ангелов. Предполагают, что эта пещера принадлежала пастухам. В хорошую погоду они не загнали скот в пещеру. Ангелы сказали, что великая радость будет всем, а не только одним иудеям. Небесный мир славит Бога, Который послал в мир Спасителя. Они воспевают мир, который должен воцариться в сердце верующих. Они воспевают радость, кот. явил Спаситель. Мария же слагает в Своем сердце слова пастухов.

Далее повествуется о 3-х обрядах, которые были исполнены и для родителей, и для Христа. Этими обрядами Христос вступает в подзаконную жизнь иудейского народа (Гал. 4,4). Обрезание у иудеев было духовным обрядом, а не только лишь медицинской операцией, как у египтян. У иудеев обрезание – это духовное обрезание, очищение. Но если Христос был чист, то зачем Его обрезывали? Если бы Он не обрезался, 1. то Его бы не пустили в синагогу; 2. не признали бы Мессией. На обрезание христианские толкователи смотрят, как на покорность Богу. На обрезание нужно смотреть, как на первое пролитие искупительной крови Христа. Т.о. Вифлеем служит прелюдией Голгофы. Так же на обрезание смотрят как на прообраз крещения.

Родившая мальчика женщина по Закону читалась нечистой 40 дней. Она не должна была выходить на улицу и ходить в храм. Если же рождалась девочка, то женщина была нечиста 80 дней. По истечении срока нечистоты нужно было принести жертву. По жертве Иосифа можно было заключить, что они были бедны. Кроме этого, за первенца нужно было заплатить 5 сиклей священных – это плата за первенцев. Посвящение ВЗ первенцев можно считать прообразом посвящения Христа Богу.

23-24 стихи. Отправление в Иерусалимский храм из Вифлеема. 25 стих. Событие, случившееся в храме. Кто такой Симеон?

1. Один из 70-ти переводчиков. Этот перевод был закончен за 300 лет до Р.Х.

2. Сын Гиллела, отец известного Гамалиила, представитель Синедриона при римской власти.

3. Священник в Иерусалимском храме. Лк. так нигде не говорит.

Симеон был праведен, благочестив, он хранил истинные понятия о Мессии. Скорее всего, Симеон не был ни священником, ни представителем знатного рода, но он был исполнен Святаго Духа.

"Ныне от отпущаеши..." – это не просто благодарность Богу, это ещё и пророчество о Христе, просветителе язычников и славе Израиля. Симеон произносит последние слова ВЗ. Интересно, что язычники в песни Симеона стоят на 1-м месте, иудеи на 2-м. Это пророчество. Т.о. Симеон предвидит падение Израиля, ожесточение его и просвещение язычников. В чем же слава Израиля? Христос жил среди иудеев, избрал апостолов из среды Израиля, проповедовал среди Израиля и основал Церковь в Израиле. "Пред лицем всех людей". Или Бог готовил всех людей к принятию Мессии, или Бог готовил одних иудеев, а за то, что иудеи не приняли Христа, Бог отверз глаза язычникам.

Хронологическая последовательность: Рождество, поклонение пастухов, Обрезание (8-й день), принесение во храм, возвращение в Вифлеем ("вернулись в дом"), поклонение волхвов, бегство в Египет, возвращение в Назарет.

33 стих 2 гл. Речь Симеона производит сильное впечатление на Марию и Иосифа. Они удивились словам старца, кот. сказал о Младенце, как о Мессии, кот спасет язычников в первую очередь и иудеев во вторую.

34 стих. Симеон говорит, что Христос станет камнем преткновения. Вскоре не стало ни Иосифа, ни Симеона, и Мария сама воспитывала Иисуса. "Камень преткновения", "падение и восстание" – слова, которые встречаются в Ис. 8,14-15. Это духовная смерть: Симеон предрекает спорное отношение людей ко Христу. "Оружие пройдет сердце" – гебраизм, который означает глубочайшие скорби. "Сердце" – центр человека.

В целом смысл этих слов такой: все народы призываются к благам Христовым, но это не механическое призвание, нужно ответное действие со стороны людей. Здесь и откроются помышления сердец. Речь Симеона шире и полнее речи Захарии в отношении ко Христу.

36 стих. "Анна" (евр. "благодать"). Она названа пророчицей. Некоторые считают, что она была женой пророка. Скорее всего, Анна была воспитательницей девочек, которых отдавали в храм на воспитание. Асирово колено – мирное, богатое, кроткое племя. Анна также жила надеждой на приход Мессии.

39-40 стихи. Прямо из Иерусалиме семейство возвращается в Назарет у Лк. Но тогда когда же было поклонение волхвов, бегство в Египет? Скорее всего, Лк., как историк, дает не буквальное историческое заключение, а дает общую историческую картину. Такой исторический прием допустим. Лк. счел эти моменты не достаточно важными и перешел к главному. В 40 стихе так же дается общий взгляд на детство Христа.

Один иудейский старец говорил: "Бог сотворил мир для того, чтобы совершалось обрезание" (Талмуд). В Библии не говорится подробностей об этом обряде. "В момент обрезания на обрезанного сходит ангел Иеговы и остается на нем до смерти. Кровь от обрезания как бы привлекает его к обрезанному" – так считали еврейские старцы. Девочек не обрезывали. Девочки приобщались к обществу израильскому только после своей свадьбы. Еврейская девушка принимает ангела Иеговы в момент потери девства. Поэтому еврейские дети – дети Божии.

Поклонение волхвов (Мф. 2,1-12). Это событие говорит о том, что и язычники приобщаются к принятию Мессии. Волхвы – это лучшие представители языч. мира. Многие историки (Тацит, Светоний, Флавий) говорили о всемирном ожидании Мессии из Иудеи.

Что такое звезда волхвов:

1. В XIX-XX вв. заговорили о естественной звезде. Были обнаружены и расшифрованы китайские и индийские астрономические таблицы, в которых говорится о том, что звезда, похожая но рождественскую, светила с декабря 749 г. по февраль 750 года от основания Рима.

2. В 1925 году были расшифрованы сипарские(?) астроноические таблицы (Вавилон) – Юпитер и Сатурн соединились в созвездии Рыб. Возможно, рождественская звезда и есть это соединение. Адорбане (иудей) зафиксировал это явление в 1463 году. В 1603 г. астроном Кеплер так же наблюдал это явление. Он рассчитал, что в 747-748 годах от основания Рима это явление было видно в Иудее.

3. Возможно, это комета Галилея.

Древние отцы считали, что звезда – это разумная духовная сила, Ангел, который показывал путь волхвам. Волхвы – чародеи, вызыватели мертвых, маги и т.д. В Мидии была каста, которая состояла из священников и занималась научной деятельностью. Подобные люди были и в Персии (они наблюдали за звездами и гадали по звездам). "Маг" – (на персидском языке) – "Великий", "Магнус". В Вавилоне маги – это мудрецы, халдеи. Даниил основал организацию магов, мудрецов. Пс. 71,10-11 – Слова, из которых сочли, что волхвы были царями. Скорее всего, они совмещали функции астронома, вождя и гадателя. Имена волхвов:

Мелхиор – золото, старец.

Гаспар – ладан, молодой человек.

Валтасар – смирна, средних лет.

"Пришли с востока" – в оригинале "восток" стоит в множ. числе, т.е. пришли из разных стран, от всего Востока. Это Аравия, Персия, Индия, Вавилон (Халдея, Месопотамия), даже Египет. Чаще всего востоком называли Аравию и Персию. В Персии был обычай приносить подарки новорожденным царям.

Когда точно пришли волхвы? Есть разные т.зр. Или к 2-летнему Христу (время путешествия со дня появления звезды до прихода в Вифлеем), или к 40-му дню.

Волхвы пришли в Иерусалим, как в столицу. Они очень утвердительно спрашивали о родившемся Царе. Этот вопрос произвел не только сильное, но и удручающее впечатление на иудеев и особенно на Ирода.

Мф. 2,3: "Ирод встревожился" – это понятно, потому что Ирод незаконно занял трон. "Иерусалим встревожился" – это или преувеличение, или боязнь реакции Ирода на это известие.

4 стих. Или по приказу собирают весь Синедрион, или это часть образованных книжников.

5-6 стихи. Пророчество о месте рождения Мессии в книге пророка Михея. Речь идет о Вифлееме. Вифлеем (дословно "дом хлеба" – "Бэт-Ле,хем"). Вифлеем – очень плодородная земля. У Михея сказано, что Христос произойдет из Вифлеема, но не сказано, что будет жить там.

9-10 стихи. Путешествие из Иерусалима в Вифлеем. "Звезда шла" – м.б. оптический обман. Ты идешь – и звезда идет, ты остановился – и звезда остановилась. Хотя, учитывая, что волхвы и до этого немало со звездами общались, это маловероятно. Может быть, до Иерусалима их вела естественная звезда, а от Иерусалима до Вифлеема – уже сверхъестественная, о которой говорил Златоуст.

11 стих. Поклонились – это значит пали ниц. Золото, ладан, смирна – это дары-символы.

12 стих. Иная дорога – это южная дорога, которая огибает Мертвое море и потом уходит на Восток.

Бегство в Египет по Мф. Многие считают, что египетский плен иудеев был прообразом пребывания Христа в Египте. Возможно, это прообраз обращения язычников. Иудеи смотрели на Египет косо. Это страна магов и колдовства. Это было действительное бегство, носившее срочный характер. От Иудеи до Египта самое короткое расстояние составляло около 120 км. Предание говорит, что Иосиф взял с собой своего сына. Иллиополь, Метори,я, Мемфис – города, претендующие на местопребывание Христа. Время пребывания – не более 2 лет. Пророчество Осии непосредственно относилось к пребыванию иудеев в Египте.

16-17 стихи. Избиение младенцев. Это страшное явление, но обычное для правления тиранов на Востоке. Ирод убил своих друзей, любимую жену и трех своих сыновей. Флавий молчит, но молчит потому, что, во-первых, не хочет выставлять Ирода на посмешище римлянам. Однако, Флавий пишет: "Матери подняли крик об убиении многих". Возможно, это и есть вифлеемское избиение.

Иерем. 31,15. Иеремия говорит о том, в каком состоянии находился иудейский народ перед пленом вавилонским. "Рама" – буквально значит "возвышенное место". Таких Рам было не менее пяти. Здесь же идет речь о Раме недалеко от Иерусалима, севернее его – Рама пророка Иеремии. Паломникам до сих пор показывают гробницу Рахили. Рахиль – евр. "овца". До сих пор бесплодные иудейские женщины молятся у гробницы Рахили. Предание говорит о 14 тысячах убиенных младенцев. Это были первые мученики за Христа.

18-23 стихи. Возвращение в Назарет. Ирод умер в марте-апреле 750 года от основания Рима. Перед смертью Ирод издал указ об избиении самых знатных людей в Палестине.

21-22 стихи. Иосиф хотел вернуться в Вифлеем, т.к. дом Давидов был там, и Христу подобало воспитываться в Вифлееме. Но трон занял сын Ирода Архелай. Иосиф Флавий говорит, что Архелай царствовал. Возможно, это царствование до получения дальнейших указаний из Рима. В этот период произошло небольшое восстание против Архелая в Иерусалиме. Было убито около 3.000 человек. Наверное, Иосиф, узнав об этом, решил поселиться в Галилее.

"Назореем наречется":

1. Фраза из книги, кот. до нас не дошла.

2. Возможно, взят образ из книги Судей (Самсон). Но Христос не был назореем в иудейском смысле.

3. Иудеи называли Христа "назорей", а галилеяне – "назарянин".

"Назарет" – "нецер" – отрасль, ветвь, кустарник. Ис. 11,1 – "отрасль из корня Иессеева". Некоторые считали, что иудеи с иронией называли жителей Назарета назореями. Назарет – это была небольшая деревня, рядом с которой проходил большой караванный путь из Египта на Восток.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 253 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...