Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отношение к болезни в свете взаимосвязи тела и духа



Библия однозначно утверждает наличие в человеке, кроме физического тела, ещё и бессмертного духа, в человеке они слиты воедино[1], причём духовное проявляет себя через материальное.

Важнейшей задачей и смыслом жизни для христианина является спасение, которое можно определить как воссоздание падшей человеческой природы Божественной благодатью через веру и исполнение евангельских заповедей, а целью - соединение с Богом в вечности.

С точки зрения христианина, земная жизнь является не конечной и единственной, а лишь подготовкой к жизни вечной. Задача человека во время земной жизни - дать раскрыться духовному началу, научиться любить, сопереживать, оказывать милосердие. Всё это позволит ему в будущей жизни оказаться рядом с Богом — абсолютным Духом, Добром и Любовью. Поэтому в процессе этой подготовки ценно всё, что помогает приблизиться к данной цели и вредно то, что этому мешает.

В Новом Завете упоминается значительное число исцелений, совершенных учениками Христа как проявление милосердия.

Были врачи и среди первых христиан. Один из учеников Христовых, св. Лука, был по профессии врачом (Кол. 4, 14)[2]. Церковью особо прославлены в лике святых врачи-бессребреники, такие как Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон, Агапит Печерский, которые лечили людей бесплатно.

Часто священники и епископы Древней Церкви занимались врачеванием не только душевных, но и телесных недугов своей паствы. Отголосок этого можно увидеть в просьбах татарских ханов об исцелении, с которыми они обращались к русским епископам. В XIII в. хан Берке просил ростовского епископа Кирилла исцелить своего сына, свт. Алексий избавил Тайдулу от слепоты в XIV веке.

Хотя все болезни происходят от разных причин, общий корень у них один - тленность человеческого естества после грехопадения. Как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, "врачи, которые лечат тела людей... никак не могут вылечить основную природную болезнь тела, то есть тление; они стараются разными способами вернуть телу... здоровье, а оно снова впадает в другую болезнь".[3] Поэтому человеческому естеству необходим, по мысли преподобного Симеона, истинный врач, способный исцелить его от тления: таким врачом является Христос.

Согласно православному учению, тело – это не просто случайное прибавление к душе, а один из уровней человеческой личности. Однако всё должно находиться на своих местах. Православная аскетика [4] учит пути восхождения к Богу. Одним из инструментов этого восхождения является «умерщвление плоти», то есть ограничение телесных проявлений для активизации духовной жизни. «Чем тучнее тело, тем немощнее душа, а чем суше тело, тем сильнее душа… Чем более иссыхает тело, тем душа делается утонченнее. Чем утонченнее душа, тем она пламеннее», - писал авва Даниил.[5]

«Страдающий плотью перестает грешить» - говорит апостол (1 Пет. 4, 1). Практически все отцы и учители Церкви так или иначе касались этого вопроса, особенно в контексте «терапевтической», исцеляющей роли страданий для больной грехом человеческой души. Кто-то из них сравнивал скорби и болезни с горьким лекарством, кто-то со скальпелем хирурга, готовым вскрыть нарыв. Вот краткие итоги этого учения. Во время земной жизни страдания неизбежны, в том числе страдания телесных. Всё, что случается с нами, нужно использовать на пользу. При правильном к ним отношении, скорби содействуют духовному росту человека, обретению внутренней свободы (ср. Рим. 8,17-18; 1Кор. 1,27-31; Евр. 12,7-9).

Для помощи больным в Православной Церкви существует особое Таинство — Елеосвящение. Оно появилось уже в апостольское время, о нём пишет апостол Иаков в своем Послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5:14-15). Поскольку Таинство совершалось несколькими священниками, «соборно», на Руси его часто называют Соборованием.

Неправильно понимание Елеосвящения как магического ритуала, единственной целью которого является избавление человека во что бы то ни стало от болезни. Скорее это молитва о том, чтобы Сам Бог просветил и укрепил человека. "Подлинное исцеление человека - пишет протопресвитер Александр Шмеман, - состоит не в восстановлении - на время! - его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти... Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу"[6].

В этом смысле можно сказать, что в таинстве Елеосвящения верующие молятся о том, чтобы болезнь стала спасительным и целительным средством от духовной смерти.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 206 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...