Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Часть II. Теория философии



Глава 13.

ОНТОЛОГИЯ – УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Онтология - это учение о бытии. Термин "онтология" в философии первым стал использовать немецкий философ XVII столетия Р. Гоклениус, в переводе с древнегреческого означает - учение о сущем. Предметом онтологии, в отличие от других философских дисциплин, стали всеобщие принципы бытия, связь бытия с существующим миром природы, его проявление и функционирование в общих и конкретных свойствах объективного мира. Понимание и объяснение того, что собой представляет бытие, зависит от знания окружающего мира, его общих свойств и структуры, от понимания и трактовки характеристик человеческого сознания.

§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЫТИЯ

Существующие конкретные вещи, даже вся бесконечная совокупность конкретных вещей, есть сущее. Оно в корне отличается от бытия, являющегося проявлением абсолютной стороны мира. Конкретные вещи временны, конечны, эфемерны, их существование ограничено. Но ограниченность существования сущего вовсе не отрицает наличия сущего. Сущее тоже существует, а мир сущего вечен и бесконечен.

В диалектико-материалистической философии существование и бытие рассматривались как тождественные понятия. Например, эта точка зрения высказывается в Философском энциклопедическом словаре.[1] Она же проявляется в понимании соотношения материи и сущего. "Материя не есть нечто единообразное и однокачественное. Она существует в форме бесчисленно разнообразных тел, объектов, качественно и количественно отличающихся друг от друга. Они образуют группы родственных по своим свойствам объектов, которые мы называем различными видами материи", - написано в одном известном издании.[2] Как видим, трактовки материи некоторыми философами советского времени, считавшими себя диалектическими материалистами, не имели никакого отношения к абсолюту. То есть, признавая материю всеобъемлющим абсолютом в одних обстоятельствах, они, получается в данном случае, отрицали, что она есть единая субстанция всего существующего. В такой трактовке материя превращается в сущее, а не в абсолютное бытие.

Часто как синонимы представляют бытие и существование. Непонимание того факта, что в абсолютном бытии изменчивость и устойчивость должны быть сняты как формальные различия, но сохраняют свое различие в мире конкретного, приводит к данной ошибке – отождествлению бытия и существования. Некоторые авторы прибавляют к ним еще ряд понятий в качестве "синонимов", которые в философском контексте таковыми не являются. "В русском языке слова "бытие", "существование", "наличность", "реальность", "действительность" являются синонимами. Бытие – все то, что существует тем или иным способом", - написано в одном пособии для студентов.3 В данном случае речь идет о семантическом смысле данных слов. Действительно, в повседневном употреблении в языке люди часто используют данные слова как синонимы. Однако это не означает тождества данных понятий в онтологическом контексте. Поскольку в истории философской мысли сложились различные подходы в интерпретации бытия, для дальнейшего изложения философской проблематики необходимо определить данное понятие.

Существование – это определенное бытие, относящееся к конкретным предметам. Это значит, что бытие характеризуется всеобщими и бесконечными свойствами, в то время как существование характеризуется конкретными, частными и конечными свойствами. Существование, следовательно, ограничено пространственно-временными пределами существующего, ограничено в своем качественном состоянии. Оно относится к области конкретных вещей, в то время как бытие имеет отношение к сфере всеобщего и бесконечного.

Как правило, в философских системах, считающихся классическими, определение бытия строится на выдвижении категории, представляющей собой некий абсолют, то есть охватывающей собой все существующее. Этот абсолют в полном объеме и в полной мере не воспринимается чувствами, но осознается мышлением. Система аргументов и доказательств направлена на то, чтобы исключить из бытия какие-либо иные объекты, не охватываемые данным абсолютом и показать зависимость всего существующего от абсолюта. В этом случае бытие признается вечным, вездесущим, бесконечным. Оно не возникало в прошлом и не исчезнет в будущем.

Все онтологические категории должны быть отражены под одним углом зрения, в одном ключе, должны быть пронизаны единством бытия. Надо помнить, что почти все выдающиеся философы так или иначе определяли бытие, понимая важность этого понятия. Неспособность определить бытие свидетельствует об интеллектуальном несовершенстве излагаемого философского материала, о его бессистемности, о незнании основных характеристик бытия.

Проблема бытия в истории философии решалась в следующих вариантах:

1. Философы полагали налично данное сущее как реальное бытие, отрицая общее основание у разнообразных объектов материального мира.

2. Понятие бытия считалось принципиально неопределяемым и потому лишним.

3. Бытие понималось как материальная субстанция всех объектов. Благодаря этой субстанции объяснялось единство всего существующего.

4. Бытие понимается как всеобъемлющее идеальное и смысловое содержание всего сущего, воплощающееся в природных предметах, доступных нашим чувствам.

5. Бытие – это множественная, прерывная основа всех вещей, поэтому наряду с бытием существует небытие.

6. Бытие понимается как субъективное отдельное сознание, вне которого ничего не существует. В данном случае бытие принимает различную форму субъективности – комплекс ощущений человека, автономное скептическое мышление, экзистенция.

Говоря о различных подходах в объяснении бытия, следует учитывать, что их сведение к дихотомическому противопоставлению материалистического и идеалистического направления стало актуальным только в Новое время. Традиционное для отечественной философии ХХ века деление философов на материалистов и идеалистов, базирующееся на решении основного вопроса философии, есть результат понимания того, что многочисленные трактовки бытия могут быть сгруппированы в два направления по различию основных, возможно, неотъемлемых, характеристик бытия. До этого, особенно в античные времена, многие мыслители не связывали себя с каким-либо из данных философских направлений. Однако это не означает, что философы не могут быть отнесены к какому-то из данных направлений ретроспективно. При решении основного вопроса философии важно понимание качества абсолюта, т.е. что собой представляет данное абсолютное начало – материальное оно либо идеальное. Для классификации трактовок бытия в истории философской мысли использовались и другие характеристики бытия: например, непрерывное или прерывное, единое или множественное, изменяющееся и движущееся или неизменное и неподвижное.

Становление учения о бытии

Принято считать, что понятие "бытие" в философию ввел древнегреческий философ Парменид, проживавший в италийском городе Элее. Однако и до Парменида, несмотря на то, что понятие "бытие" еще не использовалось в философском категориальном аппарате, объективное содержание, обозначаемое данным понятием, было предметом размышления многих мыслителей древности.

Вполне закономерно, что изначально философию волновали больше онтологические проблемы, чем гносеологические, социальные, эстетические и пр. Философия зарождалась по сути дела как натурфилософия и онтология, так как первые философы, прежде всего, хотели понять, как устроен мир, почему установился данный порядок вещей и событий. Желание познать окружающий мир заставляла древних греков пускаться в дальние путешествия, собирать знания народов ойкумены и затем придавать им интеллектуальное оформление. Мыслители стали приходить к обобщениям известных свойств природы. Постепенно в языке философии появились такие общие понятия, как бытие, сущее, пространство, время, движение, энергия, материя и др., с помощью которых античные мудрецы могли объяснять различные характеристики природного мира и его строение.

Поэтому понятие "бытие" представляет собой одну из основополагающих категорий философии. В то же время бытие является одним из наиболее труднодоступных для понимания проявлений мира, несмотря на частое употребление слова "бытие" в обыденной речи. В строго философском, точнее - онтологическом смысле понятие бытие употребляется для обозначения абсолюта. Философы пришли к выводу, что бытие не дано непосредственному восприятию во всей полноте, что бытие и сущее не являются тождественными, хотя попытки представить сущее в качестве бытия в истории философии имели место. Изучение всеобщих категорий, отражающих какие-либо общие свойства мира, позволило осознать, что все существующее разделено на две взаимосвязанных области: сущее и бытие.

Сущее - это вся совокупность чувственно воспринимаемых вещей, каждая из которых имеет ограниченные размеры, предельный срок существования и конечные значения свойств и качеств.

Бытие, в отличие от сущего, это единая, тождественная и бесконечная основа сущего, его субстанция, не воспринимаемая чувствами, но постигаемая рациональным сознанием.

Бытие соотносится не только с сущим, но и с существованием. В понятии "бытие" фиксируется не только фактическое наличие, но и процесс изменения данного наличия. И факт бытия, и процесс бытия тождественны, поскольку бытие абсолютно. В мире конкретного мы разделяем эти стороны: сущее – это то, что налично, существование – это процесс изменения сущего во времени и пространстве. Бытие, с одной стороны, обеспечивает устойчивое наличие сущего, с другой стороны, оно обеспечивает постоянное становление и изменение сущего, т. е. его существование.

В существующих ныне подходах к описанию бытия рассуждения начинаются с положения, что абсолютное начало уже есть, а доказательства его существования не требуются. Сомнения в наличии абсолюта, за редким исключением, отброшены в сторону. Задача же мыслителей, закладывавших фундамент философского знания 2500 лет назад, заключалась в обосновании и доказательстве существования бытия, то есть того, что не дано в опыте, что выводится только с помощью рационального мышления.

Попробуем разобраться, как же появилось понятие "бытие"? Процесс рационального определения понятия "бытие" и введение его в ранг философских категорий может быть разделен на несколько последовательных ступеней. Каждая ступень - это результат работы мышления людей по определению устойчивой причинно-следственной связи между событиями, это плод длительных и серьезных наблюдений и размышлений. Итак, логика определения бытия прошла следующие ступени.

1. На первой ступени философы осознали всеобщую связь эмпирически известных предметов. Это был первый рациональный шаг на пути определения субстанциального абсолюта. Понятийного аппарата для описания окружающего мира, в том виде, который нам известен сейчас, еще не было. Окружающий мир представал для человека как "сущее", как упорядоченное скопление огромного количества разнообразных предметов: солнце, вода, земля, растения, животные, люди и прочие предметы постоянно взаимодействуют друг с другом. Осознание всеобщей связи вещей и явлений позволило представить мир как единое связанное целое, как упорядоченный Космос, противостоящий хаосу и неопределенности.

2. Второй ступенью в познании бытия стало понимание того, что связь может существовать только между теми предметами, которые имеют нечто общее в своем содержании. Объекты только тогда могут влиять на другие объекты, когда они обнаруживают друг в друге единство. Если бы у предметов окружающего мира не было никакого тождества, они никогда не смогли бы вступить во взаимосвязь.

Мыслители сделали вывод, что поскольку есть всеобщая взаимосвязь вещей, значит, должно быть и общее тождество всех вещей, которое эту связь обеспечивает, поддерживает. Благодаря такому пониманию можно было приступать к определению общей для всех вещей основы, отличной от их внешней данности.

3. На следующей ступени увеличение эмпирических знаний закономерно заставило задуматься: "Откуда все предметы, даже такие огромные, как море, горы, реки, острова, небеса, черпают материал для своего воплощения?" Наблюдая за происхождением окружающих предметов, философы приходят к выводу, что " ничего не возникает из ничего ".

Этот тезис проложил четкую границу между философско-рациональным и религиозно-мистическим знанием. В мистическом толковании процессов рождения и появления вещей допустимо, что из ничего можно что-то сотворить с помощью чуда. В философско-рациональном знании это недопустимо, потому что у нас нет оснований к такому допущению: мы не получаем информацию о таких событиях в чувственном опыте и не можем предложить рационального доказательства появления вещей из ничего.

Последовательное изучение мира природы привело философов античности к следующему (третьему) логическому выводу – все вещи появляются, рождаются, возникают, растут и увеличиваются количественно, используя общий и единый материал.

4. На четвертой ступени осознания бытия оно стало пониматься как самостоятельно существующее. Всеобщее тождество вещей непосредственно не ощущаемо. Оно не воспринимается органами чувств. То, что дано в чувственном познании, человек осознает как сущее, реальное, настоящее и правдивое. В непосредственном созерцании сущее не требует доказательства своего существования. Для человека оно точно есть. Поставить сущее под сомнение в тот момент развития человеческой мысли означало для человека засомневаться в своем собственном существовании. Но это граничило бы с абсурдом.

Но поскольку рациональное мышление привело людей к идее, что общую основу вещей мы тоже не фиксируем с помощью чувств, то ее существование требовалось доказать средствами разума. Логическое мышление поэтому осуществило следующий вывод: ввиду того, что у всех вещей есть общее тождество, а все сущее, появляясь из общего содержания, существует, то, следовательно, общее основание всех вещей тоже существует. Итак, следующая ступень рационального сознания заключалась в доказательстве существования некой неощущаемой основы всех вещей. Абстрактно-логическое мышление оказалось способно сделать то, что не могло сделать непосредственное созерцание - выделить это общее "нечто" из многообразия вещей в самостоятельно существующее, несмотря на то, что оно лежит за пределами чувственно данной реальности. Оно независимо от огромной массы существующих разнообразных вещей, т.е. существует объективно.

5. На последней ступени постижения бытия в сознании людей бытие получило статус абсолюта. Ввиду того, что космос огромен, процессы возникновения вещей в разных местах мира идут постоянно, надо было дать объяснение этому нескончаемому круговороту предметов. Для этого объяснения постоянного появления огромного числа предметов надо было признать, что должен существовать бесконечный источник материала, некое всеобщее " первовещество " или всеобщее идеальное содержание, абсолютное сознание, из которого все создано.

Все вещи разрушаются, но не исчезают бесследно: после разрушения скалы останется груда камней, после разрушения камней останется груда песка и т. д. Логика подсказывала, что, следовательно, основа вещей неуничтожима и бесконечна во времени. Поэтому можно было сделать вывод, что количество этого первичного материала неизменно, и время не сокращает первооснову мира. Поэтому мыслители стали определять это общее в пространстве и времени основание для всего существующего, этот необъятный "материал" для вещей как бесконечное. Можно сказать, что пятый логический шаг заключался в понимании того, что основа всех вещей должна быть вечна и бесконечна.

Данные выводы в понимании бытия мы находим уже в учениях Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Анаксагора, Парменида, Пифагора, Гераклита, Демокрита и некоторых других мыслителей древней Греции. Сначала надо было доказать факт существования единой бесконечной первоосновы, утвердить его в философском сознании. В этом заключалась самая важная творческая работа первых философов. Поэтому, хоть большинство из них не пользовалось понятием "бытие", тем не менее, все ранние философы Древней Греции занимались изучением бытия, ибо все они старались определить абсолютное первоначало всего существующего.

Надо сказать, что выведению и определению бытия предшествовало познание природы. Человек жил в окружении природных объектов задолго до появления философии, постоянно взаимодействуя с конкретными предметами. Процесс развития человека шел одновременно и, можно сказать, параллельно с познанием конкретных явлений и объектов природы, т.е. сущего. Поэтому будет логично рассмотреть эволюцию понятия природы и изменение человеческих знаний о мироздании.

Изменение представлений о природе

В обыденной речи слова " природа " и " материя " часто употребляются как синонимы. Это объяснимо, поскольку в истории философии встречались концепции, в которых материя и природа были отождествлены. Однако, если принять во внимание тот факт, что понятие природы в сознании людей появилось намного раньше, чем понятие материи, вселенной, реальности, субстанции, то сразу станет понятно, что между ними есть существенное отличие.

Итак, понятие природы формировалось в практике жизни людей по мере изучения среды обитания человека. Ввиду этого природа постигалась человеком одновременно с помощью чувств и рационального сознания. Поэтому понятие природы несет отпечаток и чувственно-эмоционального отражения, и ценностного отношения, и рационального сознания.

По мере развития человека, у него стал возникать интерес к устройству мира. Вначале мир был известен человеку только в пространстве жизни первобытной общины. Картину мироздания, ограниченную небольшой территорией, можно назвать натуралистической и локальной.

На первых этапах обобщения и абстрагирования человеческое сознание сумело сформировать понятие " космос ". Оно было рождено в древнегреческой культуре. Это слово означало в древнегреческом языке весь существующий мир. Его содержание отличалось от содержания "природа" тем, что предполагало включение в себя идею порядка.

Природа содержала в себе не только стихийность как выражение неупорядоченного и неорганизованного; возможно, что для человека того времени она сохраняла нечто мистическое. В ней была непредсказуемость. А понятие "космос" акцентирует внимание на организованности, упорядоченности, закономерности, всех вещей и процессов в мире. Использование данного слова позволило отделить все мистическое и мифическое от рационально познаваемого. За границей космоса лежал хаос, ассоциировавшийся с небытием, темнотой, неопределенностью, непостоянством, бесформенностью, отсутствием какого-либо качественного состояния.

Представление об ограниченности мира было преодолено благодаря философской деятельности великих мыслителей Древней Греции. В среде ученого общества начинает распространяться идея бесконечности мира в пространстве и времени. В своих концепциях многие мыслители начинают высказывать идею, что земля лишь часть более обширного пространства. Поэтому в античной культуре сформировалась космологическая картина мира.

В эпоху Средневековья в европейской культуре в объяснении природы была доминирующей креационистско-апокалиптическая позиция. Природный мир рассматривался как творение Бога, т. е. он имел начало во времени. Но ему предопределено завершение. Можно сказать, что в отношении природы взгляд христианства был роковым и пессимистичным.

В сознании человека возникал вопрос – почему мир будет уничтожен? Если создание природного мира, его начало, трактовалось христианством как благо, творимое Богом, то объяснение финала мира тоже должно было быть подкреплено моральным оправданием. Поэтому природа была противопоставлена Богу. Ей приписывали негативные свойства, которые следовало рассматривать как проявление зла в существующем мире. Верующий человек не должен сожалеть по поводу апокалипсиса, поскольку вместе с гибелью природного мира, исчезнет зло. Наступит исправление духовной сущности человека, которая найдет свое продолжение в царствии Божьем.

В эпоху Возрождения происходит пересмотр христианской доктрины во взгляде на природу. В отличие от средневековой культуры, в период Возрождения природа становится объектом повышенного внимания ученых, философов, художников. Люди зарождающейся науки и светского искусства открывают в ней красоту и гармонию. Стало понятно, что природа подвластна изучению и преобразованию. Она стала рассматриваться как прекрасное творение Бога, поэтому ее следовало изучать, изображать, любоваться в ней совершенным божественным порядком. Такой подход можно охарактеризовать как креационистско-эстетический.

Космологические представления в эпоху Возрождения претерпели сильные изменения: была создана гелиоцентрическая система мироздания. Эстетизм философов этого периода был обусловлен тем, что искусство тогда еще не противопоставлялось науке. Искусство, считали философы, познает в мире пропорции вещей, красоту и гармонию природы и человека, поэтому искусство и наука родственны по своему содержанию и задачам. Искусство изображает порядок и гармонию природы, а наука объясняет природную красоту.

Новый поворот в отношении природы совершается в период Нового времени вместе с успешными достижениями промышленности и науки. Освобождение науки и философии от церковного влияния дало толчок прогрессивным научным исследованиям. В эпоху бурного развития капиталистической промышленности природа стала рассматриваться с позиции выгоды - как источник богатства для общества и человека.

Английский философ Френсис Бэконнастаивал, что наука должна стать преимущественно эмпирической и прагматичной. Праздное отношение к занятию наукой, свойственное предшествующим временам, должно было быть отвергнуто. Наука, по его мнению, должна была обратиться к изучению природы с целью получения практической пользы. Сложился сциентистский и прагматический подход к природе.

Такое отношение к природе сохранялось на протяжении нескольких веков вплоть до ХХ столетия, пока природная "кладовая" не стала подходить к концу. За 3-4 столетия активного развития промышленности и сельского хозяйства люди не только сильно изменили ландшафты на огромных территориях, но одновременно нарушили естественный биоценоз. Возникли новые проблемы и угрозы, связанные с деградацией природных условий в зоне деятельности человека.

В середине ХХ столетия к ученым и общественным деятелям приходит понимание, что богатое общество строится за счет варварской эксплуатации природных ресурсов, создававшихся планетой естественным образом на протяжении миллионов лет. Разумное освоение природы и окружающего пространства наступит не так быстро, как того хочет человечество. Гораздо раньше могут исчезнуть все ресурсы нашей планеты.

Человек вместе с техникой вторгся во все сферы природной среды земного шара, совершил во многих областях природы невосстановимые преобразования, которые могут отрицательно повлиять на жизнь человечества, а в некоторых случаях могут оказаться губительными для существования жизни вообще.

В обществе с этого времени формируется экологическое отношение к природной среде, в основе которого лежит охранительное и гуманное отношение человека к окружающим природным объектам. В настоящее время экологическое отношение к природе, особенно к той ее части, с которой контактируют общество, стало доминирующим. Наиболее последовательно экологическое отношение к природе защищают партии "зеленых", появившиеся во многих странах мира. Экологическое движение распространилось не только среди ученых, политиков, общественных деятелей, но и среди значительной части населения Земли.

Что касается формирования современной картины мира, то этому следует посвятить отдельный параграф.

§ 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Известно, что кроме понятия "природа", в философии часто оперируют такими категориями, как " материя ", " Вселенная ", " реальность ". Необходимо пояснить, что в философском смысле данные понятия по объему тождественны.1 Любой объект природы материален, является реальностью и принадлежит Вселенной. Тем не менее, между этими категориями существует различие. При употреблении понятия "материя" подчеркивается субстанциальное тождество всех предметов, в то время как понятие природы направлено на обозначение феноменологического разнообразия и неповторимости предметов объективного мира.

Понятие " Вселенная " в связи с тем, что оно часто использовалось в астрономии, физике, астрофизике для объяснения процесса формирования мироздания, акцентирует внимание на естественнонаучных признаках той картины мира, которая наблюдается и непосредственно изучается. Поэтому в научных трудах распространены такие выражения, как "Вселенная появилась", "Вселенная сформировалась", "Вселенная расширяется" и т.д. В то же время утверждается, что Вселенная бесконечна, хотя и ограничена.

Понятно, что представители науки используют данное понятие только для той части мира, который или наблюдается, или теоретически моделируется на основе наблюдаемых процессов. Ученые-физики считают, что мы не имеем научного права рассуждать о том, что лежит за пределами теоретического базиса науки или непосредственно наблюдаемых явлений.

Естественнонаучное понятие Вселенной отличается от философского понятия Вселенной. Если исходить из понимания, что Вселенная - это вся совокупность существующих и существовавших в прошлом объектов, т.е. что она бесконечна во времени и пространстве, то тогда она не могла "возникнуть". Вселенная, в которой мы существуем сейчас, не могла возникнуть из ничего, следовательно, она в каком–то виде была всегда.

Пока никто не сумел научно обосновать или зафиксировать в эксперименте появление предметов из небытия. Мы не наблюдаем возникновения объектов из ничего в нашей привычной жизни, следовательно, у нас нет оснований думать, что такое событие всеобщего характера было в прошлом. Вселенная, с точки зрения философии, не может никуда "расширяться", поскольку та область, в которую она как бы "расширяется" с точки зрения астрофизики, представляет собой тоже Вселенную.

В философском толковании понятие "Вселенная" равно по объему понятию природы и материи. Если согласиться с тем конкретно-научным содержанием понятий, которое вкладывается в словосочетания "Вселенная расширяется" и "Вселенная возникла в результате Большого взрыва", то для устранения противоречий нам обязательно надо отметить различие между естественнонаучным пониманием Вселенной и философским.

В естественнонаучном смысле Вселенная - это тот наблюдаемый нами мир, который образовался 15 млрд. лет назад в результате быстрого расширения энергии и вещества, похожего на взрыв, который продолжает расширяться в настоящее время. Физики считают некорректным рассуждать о тех явлениях, которые лежат за пределами данной границы пространственно-временного континуума.

В философском смысле Вселенная - это тот мир, который предшествовал Большому взрыву бесконечное время, тот мир, который существует сейчас и не имеет пространственных ограничений, и тот мир, который будет существовать в будущем бесконечно. Он будет изменять свой вид, состав и структуру, однако в нем обязательно должны будут сохраняться атрибутивные материальные свойства.

В любом случае, идет ли речь о философском или о естественнонаучном содержании, размышление о Вселенно, предполагает стремление выяснить строение, структуру, размеры ее основных структурных образований. Понятие "Вселенная" отличается от понятия материи тем, что ориентирует наше сознание на выяснение структурной картины мира, а не на обосновании единства предметного мира.

Понятие " реальность " также включает в себя все многообразие предметов и явлений. В онтологическом аспекте это понятие часто используется для обозначения того, что существует в настоящий момент времени. Явления, предметы, состояния и переживания субъекта, исчезнувшие в прошлом, так же как и те, которые еще не появились, не могут обозначаться данным понятием, поскольку не могут быть восприняты человеком во всей полноте своей качественной определенности. Прошлое уже не реально, будущее еще не реально.

Есть еще одна особенность данного понятия, которая относится к гносеологическому аспекту. Понятие «реальность» употребляется для обозначения не только того, что познано, но и того, что вообще лежит за границами человеческого восприятия и познания. Сознание человека и общественное сознание отображают лишь часть реальности, в то время как огромное количество свойств предметов и самих явлений мира остаются для сознания трансцендентными, непостигаемыми. Поэтому под реальностью мы понимаем не только то, что дано человеку в чувственном восприятии и абстрактном мышлении, т. е. не только известную часть мира, но и то, что существует в природе само по себе, за границами познанного и без человеческой интерпретации.

Таким образом, в настоящее время понятие природы используется в двух смысловых значениях. В узком смысле, который используется чаще на бытовом уровне, под природой понимают окружающую среду, т.е. ту часть мира, с которой имеет место непосредственный контакт человека и общества. В широком, философском смысле, словом «природа» обозначают все предметы и явления, а также их свойства, существующие независимо от человеческого сознания как в окружающем, так и в отдаленном космическом пространстве.

По сути дела, как уже говорилось, философский смысл природы заключает в себе все сущее во Вселенной. Природа – это бесконечное количество предметов, событий, процессов, обладающих бесчисленным разнообразием форм, качеств и свойств, существующих благодаря наличию вечной и бесконечной материальной субстанции.

Научная картина мира стала формироваться в период Нового времени вместо отжившей свое время религиозной. Развитие математики, физики, астрономии, географии, геологии углубляли знания о строении Земли, об устройстве солнечной системы, о размерах Вселенной. На основании законов И. Кеплера и закона всемирного тяготения, сформулированного И. Ньютоном, стало возможно объяснение движения и взаимодействия солнца и планет. Ученые "высчитали" существование отдаленных, ранее не наблюдаемых планет солнечной системы с помощью теоретических расчетов.

Во второй половине XVIII столетия И. Кант и П. Лаплас предложили научную гипотезу образования солнечной системы, в корне отличающуюся от религиозного толкования сотворения мира и Земли. По мнению Канта, солнечная система возникла из огромного раскаленного газопылевого облака. Часть раскаленного вещества образовала Солнце, другая часть, остывая, сконцентрировалась в планетах.

Долгое время, более столетия, со времен Ньютона и Канта и до начала ХХ века в науке господствовала стационарная модель Вселенной. Ученые считали, что звездные системы, подобные солнечной, были распределены относительно равномерно в бесконечном пространстве. Характер взаимодействия звездных тел определялся неизменными механическими и термодинамическими законами, которые были применимы к любой точке мира. Почти все космические объекты находились в стабильном равномерном движении. Ввиду того что расстояния между звездами огромны, их перемещения принципиально не влияли на сложившееся расположение космических объектов в мире. Картина Вселенной оставалась практически стационарной.

А в начале ХХ века астрономы, благодаря усовершенствованию наблюдательных приборов, сумели рассмотреть, что некоторые объекты, казавшиеся в слабых телескопах звездами и туманностями, на самом деле представляют собой огромные скопления звезд. Первым это сделал Э. Хаббл в 1924 году, работавший в то время на самом большом телескопе в мире. Были открыты галактики, которые в отличие от прочих скоплений состоят из десятков или сотен миллиардов звезд.

Стало очевидно, что наша солнечная система является лишь одним из многочисленных элементов Млечного пути – т.е. нашей Галактики. По современным сведениям наша Галактика считается одной из крупнейших и содержит от 250 млрд. до 400 млрд. звездных систем.

По мнению одних ученых, звезды в галактиках образуются перманентно. Одни из них только появились, другие совсем скоро исчезнут. Каждый год только в нашей Галактике "умирает" 3-4 звезды. Вероятно, для сохранения относительной стабильности столько же и появляется.1 По мнению других ученых-астрономов, в галактиках возникают особые зоны, в которых идет процесс звездообразования, и звезды образуются сразу большими порциями, а не по одиночке. После того как установили возраст и длительность существования звезд, был сделан вывод, что большая часть современных звезд принадлежат второму или третьему поколению. Это значит, что наша солнечная система тоже появилась из руин и осколков предшествующих миров.

Ввиду того, что в ХХ веке галактики стали "открывать" одну за другой в невероятно большом количестве,2 мыслители старались выяснить не только закономерности их физического поведения. Актуализировались вопросы социально-философского характера. Вместе с научными открытиями в обществе возникали идеи о возможности перемещения людей к другим звездным системам, проекты расселения людей на других планетах, проекты использования природных богатств не только Земли, но и других небесных тел.

Появились философские трактаты и фантастические романы, посвященные задачам человечества по освоению новых миров. Возможности человечества по освоению природы и увеличение общественного богатства в перспективе стали казаться неограниченными. Вместе с тем, философы, ученые, писатели стали охотнее склоняться к мнению о существовании иных обитаемых миров. При таком количестве звездных систем возросла вероятность существования живых организмов и цивилизаций на других планетах. В осмыслении перспектив общественного развития поднимались вопросы о возможном столкновении с внеземными живыми существами и цивилизациями, о мирном сотрудничестве и сосуществовании разумных существ различной природы и т.д.

Вернемся к рассмотрению картины мироздания. Сами галактики образуют мегаструктуру мирового пространства. При этом галактики имеют разную форму. Есть галактики неправильной формы (нечто вроде облака или взрыва), шарообразные, эллиптические, линзовидные, спиралевидные. Возможно, что разная форма наблюдаемых галактик представляет собой стадии их эволюции: то, что мы видим разные формы, означает, что мы их видим в разном "галактическом возрасте".

Наблюдения конца ХХ и начала ХХI столетий показывают, что основная часть всех галактик концентрируется в скоплениях. Наша Галактика вместе с еще 40 другими образует Местную группу. Устойчивость Местной группы галактик, как впрочем, и других скоплений, поддерживается силами гравитации.

Существуют скопления, состоящие из сотен и тысяч галактик. Есть скопления неправильной формы (иррегулярные) и сферической формы (регулярные). Наконец, скопления галактик тоже объединяются в сверхскопления или скопления скоплений. Последние напоминают стены (плоскости, слои) или цепи.

Сверхскопления бывают размерами до 100 млн. световых лет, а между ними расположены колоссальные по размерам "пустоты" - до 400 млн. световых лет. В них практически ничего нет, кроме разряженного горячего газа. Таким образом, мегаструктура видимой части Вселенной представляет собой ячеистый вид. Она напоминает совокупность "пузырей", "мыльную пену", стенки которой состоят из скоплений галактик, а между ними огромное свободное от звезд и галактик пространство.

Благодаря развитию экспериментальной астрономии и физики в начале ХХ века был сделан огромный шаг в получении новых космогонических данных о мире, изменивших наши представления о развитии Вселенной. На основании эффекта Доплера,1 проявляющегося в излучении звезд и галактик, ученые сделали вывод о " разбегании " галактик в видимой части Вселенной. Так называемое "красное смещение" в спектре излучения подавляющего числа галактик дает основание говорить о том, что современная картина мира образована в результате очень быстрого расширения из плотного состояния материи. Эту гипотезу выдвинул бельгийский астроном Ж. Леметр в 1927 г.

В 1929 г. Э. Хаббл обнаружил следующую закономерность – галактики разбегаются тем быстрее, чем дальше они находятся от точки наблюдения. То есть скорость расширения метагалактики увеличивается вместе с расстоянием. Получается, что наблюдаемые в настоящее время 120 миллиардов галактик, в каждой из которых приблизительно по 100 миллиардов звездных систем, разлетаются друг от друга не только с достаточно большой скоростью, а как будто с ускорением. Стало понятно, что стационарная модель Вселенной, разработанная с помощью классической механики, не соответствует реальности, когда речь идет об огромных расстояниях.

В 1946 году американский физик русского происхождения Георгий (Джордж) Гамов предложил модель " горячей Вселенной ", согласно которой первоначальное плотное состояние материи не только концентрировалось в ядре, но еще имело очень высокую температуру. Ему же принадлежит идея взрыва. В определенный момент протоядро стало быстро расширяться.

В 60-е годы ХХ столетия американские ученые обнаружили еще одно опытное подтверждение этой идеи - реликтовое излучение, своеобразное эхо первоначального взрыва. Поэтому в настоящее время концепция формирования наблюдаемой части мира, получившая название " Большой взрыв ", рассматривается как наиболее обоснованная. Сформировалась нестационарная картина мироздания, показывающая эволюцию космологической Вселенной. В физике она называется стандартной моделью.

В сокращенном и упрощенном виде ее можно представить таким образом. Приблизительно 13,7 млрд. лет назад первоначальное "вещество" концентрировалось в сверхплотном ядре, в так называемой горячей сингулярности. Данное протоядро состояло не из атомов, как современное вещество. Физики предполагают, что плотность данной формы проявления "материи" составляла не менее 5 х 1093 г/см3 (квантовый предел плотности вещества), что во много раз превышает плотность ядра атома.1 Температура горячей сингулярности была более 1015 К. Это значит, что в "материи" протоядра еще не было атомов вещества, то есть там не действовали ядерные и электромагнитные силы.

Не существовало даже известных нам элементарных частиц, которые сформировались позднее. Кванты энергии, если они вообще существовали в тех условиях в тот период времени, вероятно, были совершенно иными. Физическое объяснение природы такого сверхсжатого ядра базируется на идее господствующего действия гравитационных сил.

В результате почти мгновенного расширения данного ядра, происшедшего по непонятным пока причинам, протоматерия стала увеличивать свой объем в пространстве, постепенно уменьшая температуру и плотность. Само расширение протоматерии отличалось от взрыва тем, что оно начиналось сразу во всех точках пространства, а не в какой-то центральной точке.

Расширяясь таким образом, космологическая Вселенная прошла ряд " эпох ", прежде чем мир приобрел сегодняшний вид. Сначала, сразу после взрыва протоядра, была эпоха излучения, когда в мире существовали только кванты энергии, которые наполняли собой еще относительно небольшое пространство и имели большую энергию движения и температуру. Еще этот период называют радиационной стадией эволюции космологической Вселенной.

Кванты энергии постоянно сталкивались между собой, образовывали какие-то сгустки материи, которые существовали миллиардные доли секунды, поскольку сразу после образования попадали под обстрел других энергонасыщенных квантов и распадались. Вероятно, вначале существовали только электроны, позитроны, нейтрино и фотоны света. Это был очень плотный горячий и непрозрачный мир. Непрозрачный, поскольку ни одному фотону света невозможно было свободно двигаться в пределах даже нескольких миллиметров, чтобы не натолкнуться на иной квант энергии. Плотность протоматерии в первые минуты расширения была во много миллиардов раз плотнее воды.

По мере расширения Вселенной расстояния между квантами становились больше, поэтому связи между частицами энергии становились более продолжительными и стабильными. Энергоемкость пространства уменьшалась, температура Вселенной становилась меньше.

Приблизительно через миллион лет после начала взрыва, когда температура понизилась до нескольких тысяч градусов, у элементарных частиц возникли ядерные и электромагнитные взаимодействия, сыгравшие решающую роль в их упорядочивании и формировании вещества. Этот процесс называют моментом рекомбинации частиц. Стали образовываться "тяжелые" элементарные частицы и ядра атомов. Электроны стали объединяться с протонами и альфа-частицами. Стал формироваться водород и гелий. Поскольку в такой еще горячей субстанции не существовало стабильных атомов, появилось ионизованное состояние вещества, которое мы называем плазмой. Поэтому этот период истории нашей наблюдаемой Вселенной условно называют эпохой плазмы. 1

Когда вещество Вселенной остыло еще больше, стало возможным существование стабильных атомов водорода и гелия. Сформировалось газообразное вещество. Вселенная остыла настолько, что в космическом пространстве образовались огромные водородно-гелиевые газовые облака. Гравитационные силы притягивали атомы разряженного газа друг к другу, образуя газовые облака. Этот период астрофизики называют эпохой газовых туманностей, ибо в космическом пространстве тогда еще не существовало никаких звезд, планет, комет, звездных скоплений и галактик, а также других космических тел, которые мы наблюдаем в космосе в настоящее время.

Наконец, наступил период образования звездных систем и галактик. Под воздействием сил тяготения вещество водородно-гелиевых облаков сжималось в огромных сгустках, имевших очень большую плотность. Внутри плотных сконцентрированных объемов вещества силы давления приводили к термоядерным реакциям. Происходили взрывы вещества, после которых в эпицентрах взрывов часть вещества оставалась в форме "горящих" звезд, а из разлетевшейся части вещества появлялись планеты, кометы, астероиды и прочие объекты. Если масса водородного облака была очень большой, то термоядерный взрыв мог привести к образованию галактики, насчитывающей миллиарды звезд.

Таким образом, через несколько миллиардов лет после начала Большого взрыва во Вселенной наступила та эпоха, внешний вид которой мы наблюдаем в настоящее время – эпоха звездных и галактических систем. Инерция Большого взрыва заставляет галактики до сих пор двигаться друг от друга в разном направлении, поэтому в космологическом смысле можно сказать, что Вселенная расширяется.

Такое движение галактик заставляет ученых рассматривать возможные варианты развития нашей метагалактики. Один из вариантов развития предполагает дальнейшее разбегание вещества, что создает условия для изоляции отдельных скоплений и звезд в мировом пространстве. Если движение вширь будет бесконечным, это будет означать, что плотность метагалактики будет последовательно уменьшаться. Следовательно, вещество будет все более разряженным, взаимодействия между материальными системами будут происходить все реже, скорость всех изменений будет сокращаться, события станут более растянутыми во времени.

В каждый последующий период мир должен становиться "медленнее" и холоднее предыдущего периода. Собственно говоря, пока именно эта тенденция и проявляется. В далеком будущем при дальнейшем расширении плотность пространства будет стремиться к нулю, а вещество - к энергетическому остыванию, застою и "тепловой" смерти.

Если масса нашей метагалактики превышает некоторое критическое число, разыграется иной сценарий развития событий. Силы тяготения в будущем остановят разбегание звезд и обратят их движение вспять. Значит, все вещество в перспективе начнет падать на условную точку пространства, некоторый гравитационный центр мира.

"Астрономическая" Вселенная начнет сжиматься, плотность пространства будет расти, а температура станет возрастать. Процессы начнут протекать быстрее, чем в период разбегания галактик. В конечном счете, все вещество окажется в небольшом объеме, произойдет всемирный коллапс. Мир звездных систем исчезнет. Очень вероятно, что в таком коллапсе распадутся молекулы и атомы, т.е. исчезнет современное состояние вещества. Материя принципиально поменяет свой вид.

Можно допустить и третий вариант: сценарий пульсирующего движения вещества в метагалактике. Это означает, что она то расширяется, то сжимается. Возможно, что в Большом взрыве участвует далеко не вся материя. Поэтому наша область Вселенной, имеющая размер в 15 млрд. световых лет, в настоящее время расширяется. А другие зоны Вселенной могут сокращать свои размеры из-за экспансии нашей метагалактики или даже нескольких расширяющихся метагалактик.

Если "у нас" пространство расширяется, то в иных областях оно, наоборот, сокращается, вещество становится плотнее. Это значит, что там со временем могут сложиться условия для сверхплотного состояния и другого большого взрыва, внешнего по отношению к нашей расширяющейся части мира, который понесет наши разбегающиеся галактики в ином направлении. За периодом расширения должен наступить период сближения звезд и галактик, затем снова будет период расширения и т. д.

В процессе такого волнообразного движения во Вселенной происходит постоянное перемешивание вещества и энергии. Это ведет к увеличению вероятности для появления новых связей между элементами материи, что способствует ее генетическому изменению. Надо сказать, что все подобные события во Вселенной будут происходить в очень отдаленной перспективе, через миллиарды лет.

Ввиду того, что астрофизика пока не может точно предсказать эволюцию звезд и галактик, роль черных дыр в изменении структур галактик, поведение многих иных космических тел, то, скорее всего, сценарий развития мира будет совершенно другим, не укладывающимся в наши современные представления о природе и сущности материи.

С философской позиции мы должны сказать, что концепция Большого взрыва вовсе не означает признания начала мира и бытия. Она характеризует только одну из фаз существования, возникшую в близкой нам пространственной и временной зоне. Релятивистская космология, созданная на базе теории относительности, применима только к локальной части Вселенной в философском смысле слова. Можно сказать, что данная концепция позволила объяснить некоторый исторический период нашей части мира.1

В последнее десятилетие в науке возникла гипотеза существования " темной материи ". Расчеты астрофизиков обнаружили такой факт, что галактики не могли бы сохранять свой вид и форму с помощью сил тяготения той части вещества, которая поддается наблюдению. Галактики, состоящие из десятков или сотен миллиардов звездных систем, должны удерживаться около центров притяжения дополнительной массой ненаблюдаемой материи. Та часть вещества, которая наблюдается и регистрируется приборами, составляет только 4,4 % вещества Метагалактики. Масса темной материи должна быть в 4 - 5 раз больше, т.е. составлять примерно до 20% массы космологической Вселенной. А остальная "материя" (75%) представляет собой особый тип – темную энергию.

Идея темной энергии стала напрашиваться, когда в конце ХХ века установили, что галактики разбегаются с ускорением. Ускорение галактик в движении друг от друга не может быть следствием Большого Взрыва. Оно должно возникать в результате действия какой-то силы. Значит, должна действовать сила, обратная силе тяготения, разгоняющая галактики в разные стороны друг от друга.

Поскольку между галактиками располагается глубокий вакуум, то ученые проинтерпретировали его как энергию особого рода. Вакуум обладает отрицательным давлением, которое действует как антитяготение. Благодаря вакууму, галактики распределились, образовав однородное мировое пространство. Темная энергия начинает напоминать отвергнутый когда-то эфир, а видимая часть космологической Вселенной – маленькие острова в океане.2

Необходимо пояснить, что использование термина "материя" в данной астрофизической гипотезе вовсе не равнозначно философскому термину. Материя в философском смысле означает субстанцию всего существующего, абсолютное первоначало всех явлений, в том числе и " темной материи ". Во-вторых, надо отметить, что возможное обоснование и открытие факта существования невидимой материи очень важно для нашего мировоззрения. На наших глазах может сформироваться новая картина мироздания. Тот огромный мир, который наблюдается в телескопы и другие приборы, может оказаться на самом деле далеко не полным, а представляет лишь его малую часть. С признанием существования темной материи границы мира расширяются не только вдаль, но и генетически, в иное качественное состояние. До сих пор мы говорили о существовании двух видов материи – вещества и поля. Природа темной материи, по-видимому, окажется совершенно иной.

Кроме этого, надо учитывать, что ученые предполагают наличие темной материи не только в дальнем космосе, но и в пространстве нашей Галактики. Соответственно, необходимо будет выяснить структуру темной материи, состав "носителей", ее основные свойства, ее влияние на наблюдаемую часть мира и т.п. Уже сейчас физики делают предположения и теоретически обосновывают факт существования особой категории частиц, из которых должна состоять темная материя. Исследования в данной области, несомненно, повлияют на пересмотр многих физических процессов, что в свою очередь приведет к изменению философских представлений о строении нашего мира.

Все новые представления ученых о строении видимой части мира согласуются с философской идеей " открытой Вселенной ", провозглашенной И.Пригожиным в ХХ столетии. Концепция открытой Вселенной утверждает идею постоянной самоорганизации мира. Порядок и хаос рассматриваются ученым как необходимые периоды в истории природы. И. Пригожин рассматривал поведение открытых систем. Он пришел к выводу, что любая открытая система рано или поздно оказывается в точке неравновесия. В этот момент поведение системы носит вероятностный характер, т.е. система может продолжить свое развитие по разным сценариям. Эти точки называют точками бифуркации.

В точке бифуркации система может оказаться в состоянии хаоса, т.е. потерять структуру, направление развития, стабильные связи. Таким образом, после периода медленного развития система попадает в период быстрого нарастания скорости процессов. Какой путь развития будет выбран, невозможно предсказать, поскольку важную роль начинают играть случайные факторы. Организующую роль начинают играть новые структуры, новый порядок, новые цели, к которым тяготеет система. Эти новые структуры называются аттракторами. Они как будто направляют хаотичное состояние системы к определенному порядку.

На основании синергетической концепции можно сделать ряд мировоззренческих выводов о Вселенной.

1. Получается, что любая открытая система живет в разных временных масштабах. Поскольку Вселенная представляет собой открытую систему, то во Вселенной нет единого времени, а есть сосуществующие темпомиры: одни из них развиваются медленно, другие быстро. Каждая область мира тоже меняет ритм существования – то пребывает в медленном времени, то в «катастрофическом» (быстром)

2. Образование нового порядка происходит в борьбе процессов рассеивания (диссипации) и получения энергии. Возникновение нового порядка сопряжено со стремлением к однородности. Диссипация, наоборот, ведет к неоднородности. Можно сказать, что в открытой системе имеет место борьба 2-х тенденций: одна ведет к стабильности, вторая – к нестабильности. Второй важный вывод из теории И. Пригожина заключается в следующем: перспективная структура (аттрактор) влияет на процесс формирования нового порядка. Получается, что будущее управляет настоящим.

3. Следующий важный вывод состоит в том, что в точке бифуркации развитие системы может во многом определяться случайным фактором. Как говорят физики, взмах крыльев бабочки в конкретный момент времени и в конкретном месте (т.е. в точке бифуркации) может изменить состояние погоды в регионе. Значит, ее роль в этот период времени становится определяющей. Это значит, что развитие мира не запрограммировано и не детерминировано одними законами. Закономерности и законы действуют до определенного момента истории, после чего развитие мира будет происходить под влиянием случайного события. После того как в системе сформируется новый порядок, появятся и новые законы эволюции природного мира. Получается, что с точки зрения синергетической концепции случайность определяет закономерность.

Хаос, беспорядок, разрушение создают условия для постоянной эволюции мира, для обновления форм, качеств, законов взаимодействия материальных тел. Если бы природный мир развивался только в сторону совершенствования, то в бесконечном прошлом уже произошло бы становление приспособившихся незыблемых и долговечных, т.е. практически вечных, предметов, явлений, существ.

Вселенная открыта для обновления. Природа не только создает новые предметы, но и закладывает механизм их разрушения. Не только конкретные объекты разрушаются; в этой ситуации оказываются целые классы предметов, огромные скопления звездных миров, вся Метагалактика. Возникает эпоха дезорганизации, после которой происходит постепенное налаживание взаимодействий, подбор взаимоудобных элементов, самоорганизация явлений на новых принципах и законах.

§ 3. ФИЛОСОФИЯ О ПОНЯТИИ «МАТЕРИЯ» И ЕЕ СВОЙСТВАХ

История формирования понятия «материя»

Наряду с объяснением развития мира посредством изучения его изменяющейся структуры, философы и ученые стали использовать слово "материя". Оно, как уже отмечалось, хорошо отражает единое содержание разнородных предметов.

Понятие материи начинает употребляться еще с античных времен. В учениях самых ранних греческих философов данное понятие не использовалось, несмотря на то, что его формирование шло в процессе определения онтологического единства. В милетской школе, например, вели поиск "первовещества" всего существующего, базового материала природы.

Платон стал рассуждать о материи как о составляющей части мира вещей, которая обусловливала не бытие вещей, а, скорее, их небытие. Материя понималась им как хаос, неопределенность и мрак, влияющая на изменчивость предметов чувственного мира, что, в конечном счете, предопределяет их гибель. Материя представлялась антиподом существующей вечно неизменной идеи (эйдоса) вещей.

У Аристотеля материя сближается с понятием возможность. Сама по себе она не способна проявиться. В его онтологии материя пассивна по отношению к форме, которая превращает материю в действительность. Материя пассивна и требует внешнего воздействия со стороны формы. Такое понимание материи следует интерпретировать как потенциальность, превращающуюся в субстрат вещей под воздействием нематериальной формы.

В философских рассуждениях Д. Бруно материя отождествлялась с природой. Материя понималась им как "божественное бытие в вещах". Она несотворима и неуничтожима, состоит из атомов. В отличие от аристотелевской материи как пассивной потенциальности, у Д. Бруно материя является таким активным началом, которое все производит из себя, абсолютно все качества и формы, существующие в мире.

У Френсиса Бэкона материя вечна и бесконечна. Признавая существование бога, он в то же время говорил о самодостаточности материи. Это более фундаментальная реальность, чем природа. Ему принадлежат слова, что "необходимо утверждать вечность материи, отрицая вечность мира". Бэкон полагал, что материя содержит источник движения внутри себя и не нуждается во внешней форме активности. Она находится в состоянии самодвижения.

Логикой философов-номиналистов в интерпретации материи руководствовался английский мыслитель Томас Гоббс. Он полагал, что предметы вещественны, природны, однако нет общей для всех предметов субстанции, ни материальной, ни духовной. Субстанция имеется у единичных вещей, т.е. она множественна, поэтому понятие материи бессмысленно. Это выдумка, "фантазм" человека, обнаруживающий способность человека к обобщениям. Безусловно, что такая концепция испытывает затруднение в объяснении взаимодействия тел природы, не имеющих общего основания. Гоббс, вслед за Аристотелем, считал, что бог выступает перводвигателем природных объектов.

В воззрениях французского философа Ренэ Декарта материя наделялась свойством протяженности, что, по сути, приближало материю к понятию пространства.

В механистическом материализме ХVП века материя наделялась такими свойствами, как протяженность, тяжесть, перемещение, непроницаемость, форма. В качестве субстанциальных составляющих в ней полагали атомы.

В философии субъективного идеалиста Д. Беркли материи вообще не существует, т.к. она относится к общим понятиям, которые в принципе невозможны в реальности. Как не существует "фрукта вообще", так не может быть и общей для всех предметов материи. К тому же она не дана нам в ощущениях, т. е. не существует.

Наиболее развернутое исследование данного понятия было предпринято диалектическими материалистами – К. Марксом и Ф. Энгельсом. На их учение во многом повлиял бурный прогресс естественнонаучных знаний в Х1Х столетии. С точки зрения данного направления объективная реальность и материя тождественны. Материя - это абсолютно все существующее. В мире нет ничего кроме вечно движущейся материи. Сознание является продуктом высокоорганизованной материи и появляется лишь на определенном этапе ее развития. Оно представляет собой только отдельное свойство материи, разновидность отражения. Наличие объективно существующего идеального начала, бога, духа и т. п. вне сознания человека в диалектическом материализме решительно исключается.

Благодаря работам К. Маркса и Ф. Энгельса стало возможным представить как материальный процесс не только физические, химические, биологические процессы, но также включить в область материального общественное развитие. Материальная деятельность людей является, по их мнению, основой в жизнедеятельности общества и определяет главные характеристики того или иного исторического периода.

Классики марксизма утверждали идею материалистического понимания истории, смысл которой заключается в том, что история определяется не случайными действиями тех или иных государственных деятелей и политических фигур, а прежде всего зависит от преобразовательной деятельности общественных классов.

Важная особенность диалектического материализма заключается в том, что общество предстает высшей формой развития материи. Таким образом, в отличие от предшествующих мыслителей материалистической традиции в сферу материального мира было вовлечено общество. Как известно, материалисты предшествующих времен затруднялись подвести материалистическую базу под общественное развитие. Именно благодаря марксизму, категория материи охватила собой все явления и объекты и фактически стала отражением абсолютного бытия.

Ценный вклад в понимание категории "материя" внес В.И. Ленин.В своей работе " Материализм и эмпириокритицизм " он обратился к определению материи в связи с тем, что в физике сложилась кризисная ситуация в понимании материи. После открытия природы электрона стало понятно, что материя не является только веществом, что она проницаема для элементарных частиц, что электрон не является частицей в механическом смысле. Это не просто частица в миллиарды раз меньших размеров, чем различимые человеком макротела, а объект волновой природы, имеющий электромагнитный заряд. Часть естествоиспытателей заговорила об "исчезновении материи". В.И. Ленин предложил не отождествлять понятие вещества и понятие материи.

В своих работах он намеренно давал два определения материи. Когда Ленин писал " материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях ", он отмечал тождество материи и природы, равновеликость этих понятий в объеме. Любое материальное тело принадлежит объективной реальности, природному миру. Это определение отражает их равнозначность в пространственно-временном смысле. В другом месте определение материи звучит так: материя - это " философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них "1. В этом случае автор определения хотел отметить субстанциальность материи, ибо сама по себе материя в ощущениях не дана. Даны в ощущениях предметы объективной реальности, в основе которых имеется общее содержание, которое мы обозначаем понятием "материя". Кроме этого, В.И. Ленин отмечает здесь объективный характер материи, существующей независимо от субъективных человеческих ощущений. Оба определения взаимно дополняют друг друга, а не противоречат одно другому.

К сожалению, последующий период развития материалистической онтологии отмечен односторонним подходом к разработке содержания данного понятия. Категория бытия в советской философии почти не употреблялась, а в онтологическом аспекте практически не рассматривалась. В советский период было выпущено много интересных работ, посвященных изучению материи и ее важнейших свойств. Однако материю в основном трактовали как сущее. В этом случае материя оказывалась тождественна природе. Надо сказать, что такой подход уже встречался в истории философии ранее. Объяснение того, что такое материя, как правило, начиналось и заканчивалось цитированием классиков марксизма.

Для определения материи с современных позиций рассмотрим сначала основные свойства материи, которые были объяснены в рамках традиционного материализма.

Современные философские представления о свойствах материи

Материалисты позволяют себе говорить о существовании двух видов материи - вещества и поля. В данном случае категория "вид материи" выделяется по степени общности ее проявления в мире сущего.

Все без исключения объекты в мире выступают проявлением либо вещества и поля вместе, либо только поля. Носителем вещественных свойств является макротело, состоящее из определенных атомов и молекул, носителем поля – кванты энергии. Согласно представлениям современной науки кванты энергии могут существовать автономно некоторый период времени. Причем у одних объектов больше проявляются вещественные свойства, а у других – свойства поля.

С точки зрения современной материалистической философии во Вселенной нет пустоты. Те области, где отсутствует вещество в виде планет, звезд, туманностей, разряженного газа, заполнено гравитационными и электромагнитными полями, исходящими от удаленных вещественных тел. Поле любого объекта распространяется в бесконечность. Поэтому мы не вправе говорить о не-бытии. Это понятие может использоваться только в применении к конкретным предметам, т.е. к сущему.

Основная масса известного вещества сконцентрирована в звездах в виде плотного ионизированного горячего газа, в котором постоянно идут термоядерные реакции. Межзвездное пространство тоже представляет собой разреженный ионизированный газ. Твердое, жидкое и газообразное вещество сконцентрировано на планетах, в метеоритах, кометах, астероидах и в облаках газопылевой смеси. На наблюдаемых объектах Вселенной ионизированное вещество составляет не менее 99% всего вещества.

Выяснение сущности материи лучше производить посредством объяснения ее неотъемлемых или так называемых атрибутивных свойств.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 497 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.038 с)...