Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общие методические рекомендации для студентов



Для успешного освоения материала курса «Введение в литературоведение» студентам необходимо:

1. Знать темы предстоящих лекций, планы и задания к семинарским занятиям и занятиям по КСР

2. К семинарским занятиям должен быть подготовлен теоретический материал по вопросам плана и практический материал на основе анализа текстов названных художественных произведений

3. На контрольные и проверочные работы выделяются часы КСР

4. К коллоквиуму студенты группы готовят теоретический материал по теме и рефераты по следующим разделам:

· Античная литература и ее особенности

· Литература эпохи средневековья и ее особенности

· Литература Возрождения и ее особенности

· Эпоха барокко. Особенности литературы

· Классицизм как художественный метод и литературное направление

· Просветительский реализм и его особенности

· Сентиментализм как художественный метод и литературное направление

· Романтизм как художественный метод и литературное направление

· Критический реализм как художественный метод и литературное направление

· Эпоха модернизма. Модернистские течения

· Проблемы эпохи и метода социалистического реализма

· Постмодернизм и современная литература

ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Самостоятельное изучение следующих разделов курса:

1. Вспомогательные литературоведческие дисциплины: историография, библиография, текстология, палеография, атрибуция авторства, библиотековедение, музееведение и пр.

Литературоведение и смежные гуманитарные науки: лингвистика, история, философия, эстетика, этика, психология и пр.

Контроль за выполнением – на практическом занятии по теме: «Художественный образ и его особенности».

2. Функции литературы. Познавательная функция художественной литературы; ее двоякая направленность. Воспитательная функция художественной литературы. Эстетическая функция художественной литературы: облагораживающий эффект красоты и отвращения к безобразному. Опосредованный характер преобразующего действия художественной литературы. Художественная литература как лаборатория литературного языка нации. Слово – инструмент и одновременно предмет литературно-художественного изображения.

Контроль за выполнением – на практическом занятии по теме: «Художественный образ и его особенности».

3. Звуковая организация поэтической речи по сравнению с бытовой, разговорной переживается и артикулируется более остро и, как правило, осознанно. Критерии благозвучия. Использование словесных и звуковых повторов.

Контроль за выполнением – на практическом занятии по теме «Силлабо-тоническая система стихосложения и проблемы современного стиховедения».

4. Литературная стихотворная проза нового времени. Стих и проза - суверенные и в то же время взаимозависимые художественно-речевые системы. Типология литературной стихопрозы: 1/урегулированная, 2/неурегулированная, 3/смешанная.

Строфа как "обособленная группа стихов определенного тематического, ритмического и интонационного построения, являющаяся мельчайшей формой композиции стихотворного произведения" (К.Д.Вишневский). Рифма как органический компонент строфы в поэзии нового времени. Типология строф. Два класса стихотворной речи: строфическая и астрофическая.

Контроль за выполнением – на практическом занятии по теме «Силлабо-тоническая система стихосложения и проблемы современного стиховедения».

Самостоятельный анализ художественных произведений по предложенным проблемам:

1. Определить тему и идею «Повестей Белкина» А.С.Пушкина – практическое занятие № 2.

2. Выявить элементы сюжета и их роль в раскрытии идейно-художественного содержания повестей Н.В.Гоголя «Шинель» и «Невский проспект» - практическое занятие № 3.

3. Выявить основные элементы композиции и их идейно-эстетическую роль в повестях Н.В.Гоголя «Шинель» и «Невский проспект» - практическое занятие № 4.

4. Рассмотреть особенности языка лирических стихотворений М.Ю.Лермонтова; выявить роль изобразительно-выразительных средств поэтического языка, художественных тропов, фигур поэтического синтаксиса - практическое занятие № 6.

5. Подобрать примеры: тексты стихотворений, написанных по правилам метрической, тонической, силлабической системы стихосложения - практическое занятие № 7.

6. Подобрать примеры: тексты стихотворений, написанных по правилам силлабо-тоники; дольники, тактовики, акцентный стих, верлибр - практическое занятие № 8.

Самостоятельная работа с терминами. Тезаурус.

- образ художественный;

- характер художественный;

- образ автора;

- прототип;

- тип, типическое, типичное;

- вымысел художественный;

- условность.

- форма и содержание;

- тема;

- идея художественная.

- сюжет;

- элементы сюжета;

- фабула;

- интрига;

- конфликт.

- композиция;

- элементы композиции;

- архитектоника.

- язык художественной литературы;

- виды поэтической лексики;

- фигуры поэтического синтаксиса;

- художественные тропы;

- звуковая организация поэтической речи.

- системы стихосложения;

- стопа;

- виды стоп;

- размеры;

- рифма.

- дольники;

- тактовик;

- акцентный стих;

- верлибр.

- род, вид, жанр;

- эпос, лирика, драма и их жанровые разновидности.

- стиль;

- художественный метод;

- литературное направление.

ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ ЭКЗАМЕНУ

1. Художественная литература как одна из специфических форм общественного сознания и как вид искусства. Идея человекоцентризма как структурирующий и дифференцирующий стержень многообразия жизненных явлений, составляющих предмет художественной литературы.

2. Основные функции художественной литературы: познавательная, воспитательная, коммуникативная, преобразующая, языко-творческая, эстетическая…

3. Многозначность понятия "художественный образ". Образ как универсальная форма выражения содержания в художественной литературе. Структура художественного образа.

4. Художественный образ как результат последовательных стадий творческого акта (отбора, оценки, обобщения и художественного воплощения) и как результат диалектического единства типического и индивидуального.

5. Деталь как единство художественной индивидуализации, ее значение в создании образа. Типология деталей: детали сюжетные, описательные, психологические… Роль творческой фантазии, художественного вымысла при создании художественного образа.

6. Единство содержания и формы; соответствие содержания и формы - закон художественности. Гегель о соотносительности формы и содержания ("Содержание есть не что иное как переход формы в содержание, а форма есть не что иное, как переход содержания в форму").

7. Тема художественного произведения. Тема и тематика. Главная тема и множественность частных тем; их системное единство и иерархическая соотнесенность.

8. Идея художественного произведения. Главная идея и идейный смысл - системное единство частных идей ("бесконечный лабиринт сцеплений"). Идея, идейность и мировоззрение; неоднозначность их взаимозависимости. Идея объективная и субъективная; возможность их несовпадения.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.

1. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины как элементы целостной системы.

2. Художественная литература как вид искусства. Сфера, предмет и цели художественной литературы; ее основные функции. Взаимодействие объективного и субъективного факторов в литературном творчестве.

3. Проблема содержания и формы в литературе (на уровне литературно-художественного произведения, литературного творчества и литературного процесса). Гегель об их диалектическом единстве и возможности взаимоперехода.

4. Образ, тип и характер в художественной литературе. Образность как форма выражения содержания. Многообразие способов художественной типизации и построения характеров. Роль и значение художественной детали в литературном произведении.

5. Тема и идея литературно-художественного произведения, их взаимосвязи и взаимодействие. Тематика и проблематика. Идейно-тематическая целостность литературного произведения.

6. Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Неоднородность их литературоведческой интерпретации. Конфликт и элементы сюжета.

7. Композиция литературно-художественного произведения. Построение литературного произведения не разных уровнях его идейно-художественной структуры. Композиция сюжетных и несюжетных произведений.

8. Язык художественной литературы. Язык разговорный, литературный и поэтический; их системное взаимодействие. Роль языка в художественной литературе. Язык автора и язык действующих лиц.

9. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка (архаизмы, неологизмы, варваризмы, диалектизмы и т.д.); их художественные функции.

10. Эпитет; его разновидности и художественные функции.

11. Сравнения; их разновидности и художественные функции.

12. Метафора; ее разновидности, изобразительно-выразительные функции.

13. Метонимия и синекдоха; их изобразительно-выразительные свойства.

14. Фигуры поэтического синтаксиса; их художественные функции.

15. Стих и проза. Проблема специфики стихотворной речи. Метрическая (античная) система стихосложения. Разновидности античных стоп. Основные размеры античной метрики.

16. Фольклорные и литературные корни русского стиха. Ритмическая организация памятников отечественного фольклора.

17. Силлабическая система стихосложения. Основные размеры русской силлабики и их выразительные свойства.

18. Реформа русского стихосложения в XVIII веке. Роль теоретических деклараций Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова и их поэтической практики в процессе перехода от силлабики к силлаботонике.

19. Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные метры. Стих как элементарная единица стихотворного ритма. Понятие анакрузы, клаузулы.

20. Современное русское стихосложение. Выразительные возможности дольников, тактовика и акцентного стиха.

21. Понятие строфы. Виды строф. Сонет; его происхождение, строение, разновидности. Венок сонетов. Онегинская строфа; ее строение, происхождение, художественные функции.

22. Звуковая организация стиха. Виды звуковых повторов; их изобразительно-выразительное значение. Понятие рифмы и рифмовки. Основные виды и функции рифмы. Белый, безрифменный и холостой стих.

23. Своеобразие целей, содержание и формы эпоса как литературного рода. Виды и жанры.

24. Своеобразие целей, содержание и формы лирики как литературного рода. Жанрово-видовое деление лирики.

25. Своеобразие целей, содержание и формы драмы. Виды и жанры.

26. Проблема художественного метода и стиля. Общие понятия о литературном направлении, течении, школе.

27. Классицизм как художественный метод и литературное направление. Теория и практика классицизма на Западе и в России.

28. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Теоретические манифесты и литературная практика романтиков на Западе и в России. Основные течения.

29. Критический реализм как художественный метод и литературное направление на Западе и в России.

30. Модернизм. Характеристика эпохи. Основные модернистские течения. Идеи, темы, художественные особенности, представители.

31. Проблемы развития реализма в русской литературе XX века.

32. Эпоха постмодернизма; идеи, темы, художественные особенности.

Лабораторные работы по учебному плану не предусматриваются

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

N п/п Наименование дисциплин в соответствии с учебным планом Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования Форма владения, пользования (собственность, оперативное управление, аренда и т.п.)
  Введение в литературоведение Каб.русской словесности: корп.1, каб.320. Телевизор, флэш-карта, диск с материалами: Литературоведение. Электронная презентация лекционного курса по дисциплине «Введение в литературоведение» собственность ГГПИ

Рекомендуемая основная литература

1. Богданова, Л. А. Литературоведение: литературное творчество. Литературное произведение: учеб.-метод. пособие для студентов I курса филол. фак. – Глазов: ГГПИ, 2010.-60 с.

2. Богданова, Л. А. Литературоведение: материалы для подготовки к лекциям, практ. занятиям, экзамену: учеб.-метод. пособие для студентов I курса филол. фак. – Глазов: ГГПИ, 2010.

3. Введение в литературоведение: литературное произведение: основные понятия и термины: учеб. пособие/под ред. Л.В. Чернец. – М.: Академия, 2000.

4. Основы литературоведения: учеб.пособ. / Под ред. В.П.Мещерякова. – М., 2003.

  1. Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: Хрестоматия / Сост. Н.П. Хрящева. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 456 с. (e-book) ISBN 978-5-9765-0960-3 (ЭБС)

6. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2-х частях: учеб.пособ. для студ.высш.учеб.завед. – М.: Владос, 2003.

7. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002.

  1. Эсалнек, А.Я. Теория литературы: Учебное пособие / А.Я. Эсалнек. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 208 с. (e-book) ISBN 978-5-9765-0716-6 (ЭБС)

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М.,1975.

2. Антипова А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы. – М., 2003.

3. Аристотель. Об искусстве поэзии. – М.,1957.

4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.,1975.

5. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст – 1974. Литературно-теоретические исследования. – М.,1975.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.,1979.

7. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. – М.,1964.

8. Белинский В.Г. Идея искусства // Собр.соч.: в 9 т. – Т.3. – М., 1978.

9. Белинский В.Г. Литературные мечтания // Собр.соч.: в 9 т. – Т.1. – М.,1976.

10. Белинский В.Г. Общее значение слова литература // Собр.соч.: в 9 т. – Т.6. – М., 1981.

11. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собр.соч.: в 9 т. – Т.3. – М., 1978.

12. Белинский В.Г. Сочинения А.Пушкина // Собр.соч.: в 9 т. – Т.6. – М.,1977.

13. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М., 2003.

14. Бройтман С.Н. Историческая поэтика: Хрестоматия-практикум. – М., 2004.

15. Буало Н. Поэтическое искусство. – М.,1957.

16. Введение в литературоведение. Авторы: Л.В.Чернец и др. – М., 1999.

17. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н.Поспелова. – М.,1992.

18. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – Л.,1989.

19. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.

20. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. – М.,1959.

21. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М.,1991.

22. Вишневский К.Д. Архитектоника русского стиха XVIII – первой четверти XIX в. // Исследования по теории и истории стиха. – Л.,1987.

23. Вишневский К.Д. Введение в строфику // Вопросы теории стиха. – Л.,1984.

24. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

25. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1978.

26. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. – М.,1989.

27. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. – М.,1984.

28. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. – М.,1974.

29. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. – М.,1972.

30. Гегель Г. Эстетика.: в 4 т. – М.,1971.

31. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. – М.,1975.

32. Гинзбург Л. О литературном герое. – Л.,1979.

33. Гинзбург Л. О лирике. – 2-е издание. – Л.,1974.

34. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. Монография. – М.,1982.

35. Днепров Г.Д. Образ в русской художественной культуре. – М., 1981.

36. Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет. – Л.,1956.

37. Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. – Л.,1981.

38. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1999.

39. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л.,1977.

40. Западов В.А. Русское стихосложение XVIII-начала XIX вв (Ритмика). – Л.,1974.

41. Квятковский А. Поэтический словарь. – М.,1966.

42. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 2000.

43. Кедров К.А. Поэтический космос. – М.,1991.

44. Кормилов С.И. О восприятии русской метризованной прозы в XIX в (К исторической специфике ритмического ощущения) // Филологические науки. – 1991. - № 3. – С.18-27.

45. Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения. – М.,1995.

46. Кормилов С.И. Русская метризованная проза (прозостих) конца XVIII-XIX века // Русская литература. – 1990. - № 4. – С.31-44.

47. Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). – Т.1-8, 9 (доп.). – М.,1962-1978.

48. Курилов А.С. Литературоведение в России XVIII века. – М.,1981.

49. Левина Н. Ритмическое своеобразие жанра стихотворений в прозе // Русская литература и общественно-политическая борьба XVII-XIX вв. – Л.,1971.

50. Левитин Л.С., Цилевич Д.М. Основы изучения сюжета. – Рига, 1990.

51. Лессинг Г.Э. Гамбургская драматургия. – М.-Л., 1936.

52. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. – М., 1957. – Гл.XVIII.

53. Литературный энциклопедический словарь (ЛЭС). – М.,1987.

54. Лихачев Д.С. Внутренний мир литературного произведения // Вопросы литературы. – 1968. - № 8.

55. Лихачев Д.С. Раздумья. – М.,1991.

56. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. – Т.1-3. – Таллин, 1992-1993.

57. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.,1970.

58. Маймин Е. Искусство мыслить образами. – М.,1976.

59. Манн Ю. Учение Белинского о пафосе // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – Т.23. – В.2. – М.,1964.

60. Минералов Ю.И. Поэтика. Стиль. Техника. – М., 2002.

61. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха. – Л.,1983.

62. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. Очерки истории и теории. – Воронеж, 1991.

63. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. – М.,1983.

64. Поспелов Г.Н. Теория литературы: учебник для филол.спец.университетов. – М.,1978.

65. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. – М., 1970.

66. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. – М., 1972.

67. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М.,1976.

68. Проблемы теории литературной критики / Под.ред. П.А.Николаева, Л.А.Чернец. – М.,1989.

69. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения (Из истории проблемы). – М.,1977.

70. Сарнов Б. Что такое сюжет // Вопросы литературы. – 1958. - № 1.

71. Степанов Ю.С. Семиотика. – М.,1971.

72. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум. – М., 2004.

73. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. – Кн.1-3. – М.,1962-1965.

74. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. – М.,1958.

75. Тимофеев Л.И. Слово о стихе. – М.,1982.

76. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – 5-е изд. – М.,1972.

77. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.,1996.

78. Томашевский Б.В. Стилистика. – Л.,1983.

79. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.,1977.

80. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы / Пер. с англ. – М.,1976.

81. Федотов О.И. Введение в литературоведение. – М.,1998.

82. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. – М.,1997.

83. Федотов О.И. Фольклорные и литературные корни русского стиха. – Владимир, 1981.

84. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М.,1997.

85. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. – Л.,1971.

86. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: русское стихосложение: учеб.пособ. для студентов филол.фак.вузов. – М., 2004.

87. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. – Л.,1991.

88. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. – М.,1982.

89. Храпченко М.Б. К разработке проблем поэтики и стилистики // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – Т.20 – В.5. – М.,1961.

90. Храпченко М.Б. Художественное творчество. Действительность. Человек. – М.,1977.

91. Храпченко М.Б. Язык художественной литературы // Новый мир. – 1983. - № 9.

92. Чернец Л.В. Литературные жанры. Проблемы типологии и поэтики. – М., 1982.

93. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности (выводы) // Полн.собр.соч. – Т.2. – М.,1949.

94. Шенгели Г.А. Теория стиха. – 2-е издание. – М.,1960.

95. Шкловский В.В. Книга о сюжете. – М.,1981.

96. Шмелев Д.Н. Слово и образ. – М.,1964.

97. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.,1988.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 516 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.028 с)...