Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Компетенции выпускника в дисциплине, требования к уровню их освоения



Индекс компетенции по ФГОСТ Содержание компетенции Требования к уровням освоения
Знает (З-1, З-2, З-3) Умеет (У-1, У-2, У-3) Владеет (В-1, В-2, В-3)
ОК-1 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения · категориальный аппарат теории литературы, истории литературы, литературной критики (З-1); · как систематизировать литературоведческие термины, устанавливать взаимосвязи между ними, продуктивно применять в отдельных ситуациях (З-2); · как применить терминологию при рассмотрении вновь изучаемых произведений, произведений других видов искусства (З-3). · грамотно воспроизвести научную информацию о предмете изучения (У-1); · дать композиционный анализ художественного произведения (У-2); · прокомментировать художественные особенности литературного произведения или произведения других видов искусства с точки зрения основных научных теорий (У-3).   · современным понятийным и категориальным аппаратом литературоведческой науки (В-1); · навыками работы с учебно-методической и научной литературой по проблематике курса (В-1), · технологиями выполнения учебных и научно-исследовательских заданий по литературоведению (В-2), · навыками самостоятельного поиска, обработки и использования литературоведческой информации (В-3).  
ОК-6 Способен логически верно выстраивать устную и письменную речь  
ОПК-3 Владеет основами речевой профессиональной культуры  
ОПК-5 Способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания  
ПК-1 Способен разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях  
ПК-3 Готов применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса  

Содержание дисциплины по разделам (модулям)

Модуль 1. Литературоведение как наука
Раздел 1. Литературоведение как наука о художественной литературе. Художественная литература и ее особенности
Содержание раздела Литературоведение как наука, изучающая специфику, генезис и развитие словесно-художественного творчества, исследующая идейно-эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а также социально-исторические закономерности литературного процесса прошлого и настоящего. Предмет литературоведения - совокупность литературных явлений; их многообразие может быть осмыслено и упорядочено с помощью понятия системности. Литература как элемент суперсистемы, в контексте которой литературное явление взаимосвязано с действительностью, писателем и воспринимающим (рецептором). Три основных рода литературных явлений: литературное творчество как особый вид духовной деятельности человека, литературное произведение как сложное единство формы и содержания, модель реальной действительности в словесно-образном выражении и литературный процесс как последовательность литературных явлений, подчиняющаяся закономерностям литературного развития. Три учения, лежащие в основе литературоведческой науки: учение о литературном творчестве, учение о литературном произведении и учение о литературном процессе. Основные литературоведческие дисциплины: теория литературы, история литературы и литературная критика, из которых каждая имеет свою специфику и взаимодействует с двумя остальными.
Модуль 2. Литературное произведение как художественное целое.
Раздел 1. Единство формы и содержания. Тема и идея литературно-художественного произведения.
Содержание раздела Универсальность проблемы содержания и формы. Что есть содержание? Отраженная действительность как основа содержания литературного произведения. Авторское отношение к изображаемому - органическая составная часть содержания. Пафос как "существенное разумное содержание, которое присутствует в человеческом "я", наполняя и проникая собою всю душу" (Гегель). Что есть форма? В широком смысле, форма – художественная образность. Парадоксальный характер литературной образности – самой условной и одновременно самой безусловной по сравнению с образностью других видов искусства. Форма как план выражения на разных уровнях художественной структуры. «Любая художественная форма есть не что иное, как отвердевшее художественное содержание» (Г.Гачев, В.Кожинов). Проблема содержательности литературных форм. Гегель о соотносительности формы и содержания («Содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма есть не что иное, как переход содержания в форму»). Идейно-тематическое содержание литературного произведения как ядро системы. Тема (то, что положено в основу – греч.) – объективная основа произведения, категория, указывающая на преимущественное внимание писателя к определенной стороне действительности, обобщенно отвечающая на вопрос «что изображено?». Тема и тематика. Главная тема и множественность частных тем; их системное единство и иерархическая соотнесенность. Как возникает тема? Изучение действительности, отбор жизненных явлений, роль творческой инициативы автора в выборе и разработке темы. Идея – отношение к изображаемому, главная мысль, основополагающий пафос произведения, категория, выражающая авторскую тенденцию в художественном освещении данной темы. Искусство не зеркало, а «волшебный фонарь», освещающий изображение светом авторского отношения. Изображая, писатель оценивает, осмысляет, переживает, соотносит с определенным идеалом, пропитывает изображение своей личностью. Главная идея и идейный смысл – системное единство частных идей («бесконечный лабиринт сцеплений»). Идея, идейность и мировоззрение; неоднозначность их взаимозависимости. Идея объективная и субъективная; возможность их несовпадения.
Раздел 2. Композиция – построение литературно-художественного произведения, взаимное расположение его частей и элементов.
Содержание раздела Что такое композиция? Построение, организация литературного произведения, художественно целесообразное расположение его частей и элементов. Внешняя композиция (архитектоника): соотношение целого и составляющих его элементов: глав, частей, строф и т.д. Композиция отдельных образов, сцен, эпизодов и пр. Композиция речевая (смена способов художественного изложения, элементы динамического повествования, статического описания, характеристика действующих лиц, портрет, монолог, диалог, полилог персонажей, поток сознания, письмо, авторские ремарки, лирические отступления, документ и т.д.), синтаксическая, звуковая и пр. Композиция сюжета (прямая и сложная). Различные способы сюжетного построения (инверсия элементов сюжета, задержка действия, предварения, отступления, вводные эпизоды, умолчания). Эпический и драматический способы развития действия. Композиция несюжетных произведений. Определяющая роль движения лирической темы. Тесная связь со стихотворным и речевым строем. Симметрия либо значимые ее нарушения. Зависимость композиции от изобразительно-выразительных средств поэтического языка. Действие, движение - универсальный и единственный способ бытия человека как главного предмета искусства. Человек в литературном произведении может действовать сам по себе, на других персонажей, на автора и, в конце концов, на рецептора; в результате он обретает свое художественное бытие. Конфликт – основная движущая сила произведения.; столкновение, противоположность, противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащие в основе действия. Своеобразие конфликта в эпосе, лирике, драме. Конфликт – ядро темы, а его разрешение – определяющий момент идеи; источник энергии, динамического напряжения литературного произведения, сила, обеспечивающая развитие действия. Именно конфликт определяет действие и, в конечном счете, сюжет. Что такое сюжет? Сюжет – это «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей – истории роста и организации того или иного характера, типа» (М.Горький); «последовательность внешних и внутренних движений людей и вещей» (В.Кожинов); «живая последовательность событий в ее образном повествовании» (Г.Поспелов); «система событий» (Г.Абрамович). В общем виде, сюжет –художественно целесообразная система событий, изображенных автором. Сюжет и фабула. Четыре точки зрения на их соотношение. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, перипетия, кульминация, развязка). Факультативные элементы сюжета (пролог и эпилог).
Раздел 3. Язык как образная форма искусства и как словесно-речевая форма литературного произведения.
Содержание раздела Язык как образная форма искусства и как словесно-речевая форма литературного произведения. Язык разговорный, литературный и поэтический; их системная взаимосвязь и взаимозависимость. Определяющее значение эстетической функции в поэтическом языке. Роль языка в литературно-художественном произведении; две его основные сферы: речь автора и речь персонажей; возможность их совмещения в сказе. Многообразие повествовательно-речевых манер. Повествовательная структура лирического высказывания. Язык как средство типизации и индивидуализации.
Раздел 4. Особые ресурсы поэтического языка
Содержание раздела Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Слово как средство для изображения действительности и выражения авторского сознания. Общеупотребительные слова, составляющие основной корпус поэтической лексики. Особые лексические ресурсы поэтического языка: славянизмы, архаизмы и историзмы; неологизмы общеязыковые и авторские; диалектизмы, варваризмы и т.д. Их художественные функции. Жанровая специфика и чувство меры как критерии художественности при употреблении особых лексических ресурсов. Многозначность слова в художественном контексте. Прямое и переносное значение слов и словосочетаний в поэтическом языке. Понятие тропа. Выразительные возможности тропа в поэтической речи. Эпитет. Сравнение. Метафора. Аллегория. Метонимия. Гипербола и литота. Перифраз(а). Ирония. Своеобразие синтаксиса поэтической речи по сравнению с синтаксисом обычной речевой практики. Поэтическая интонация и выдвинутость ритма как факторы, определяющие специфику речевой организации литературно-художественного произведения. Фигуры поэтической речи – обороты, отступающие от некоей естественной нормы.
Раздел 5. Основы стиховедения
Содержание раздела Две разновидности поэтической речи - стих и проза как предмет изучения двух отраслей структурной поэтики: стиховедения и прозоведения. Основные подразделения стиховедения: метрика, ритмика, строфика, фоника. Ритм в широком и узком значении; его универсальность. Ритмичность в жизни и искусстве. Понятие о ритмической системе как средоточии всех регулярных композиционно значимых повторов словесно-звукового материала. Метр как правильное чередование идентичных в ритмическом отношении элементов текста. Метр и его частные подразделения - размеры. Отсутствие метра в верлибре (свободном стихе) не лишает его стиховидности, наличие окказиональных метрических цепочек в прозе и нехудожественной речи не переводит их в разряд стихотворных. Членение (сегментация) речевого потока на психологически сопоставимые отрезки - стихи - единственный абсолютный, самодостаточный признак стиховности. Системы стихосложения: 1) Метрическая (античная) система стихосложения. 2) Силлабическая система стихосложения. 3) Тоническая система стихосложения. Реформа русского стихосложения в XVIII веке. В.К.Тредиаковский - инициатор реформы русского стихосложения. Сильные и слабые стороны его концепции. Конструктивная критика слева (М.В.Ломоносов) и справа (А.Д.Кантемир). Участие в реформе А.П.Сумарокова. Итоги реформы. Силлабо-тоническая система стихосложения – самая урегулированная система стихосложения европейского ареала. Предпосылки тонического стиха в русской поэзии ХУШ-Х1Х веков и формирование его как системы в начале ХХ века с ритмикой песенного фольклора. Вариативность междуиктовых интервалов (количества слабых слогов между сильными) как основной признак тонического стихосложения. Выявление трех модификаций тонического стиха: дольники, тактовик, акцентный стих.
Раздел 6. Эпос как литературный род. Жанры эпоса.
Содержание раздела Художественная литература как динамическая, исторически изменяющаяся система жанров, ассоциирующихся в виды и роды. Соотношение понятий "род", "вид", "жанр". Закономерности рождения, развития и упадка жанровых и видовых образований. Объективные трудности их классификации. Система признаков родового членения: 1/предмет изображения; 2/отношение к нему речевой структуры; 3/ способы организации художественного времени и пространства (хронотопа). Предпосылки дальнейшего деления на виды и жанры. Род – «ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художественного высказывания: слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения» (М.Н.Эпштейн). Синтетические интерродовые образования: лиро-эпика, драма для чтения, лирическая драма и пр. Объективное отражение процессов общения человека с миром, протекающих во времени и пространстве, - основа эпических (и драматических) произведений. Предрасположенность к сюжетности. Полная свобода эпического произведения в организации хронотопа, выражения авторского сознания и способах повествования. Универсальность арсенала средств литературного изображения и выражения. Неограниченность объема, произвольная речевая структура. Неисчерпаемые возможности в осуществлении познавательной функции литературы. Основные виды и жанры эпоса (сказка, предание, разновидности героического эпоса, эпопея, эпическая поэма, роман и его жанровые разновидности, повесть, рассказ, новелла, очерк, басня.
Раздел 7. Драма как литературный род. Жанры драмы.
Содержание раздела Воспроизведение человека и мира в действии, мысленно или реально представленном на сцене; сознательный отказ от повествования; синтез объективного и субъективного факторов литературного творчества в драме. Монологическая и диалогическая речь как основа драматического произведения. Игра актеров, деятельность режиссера, роль декораций и т.д. в построении сценического образа драматического действия. Обостренность драматического конфликта как отражение социально-исторических противоречий в человеческом общежитии. Действие внешнее и внутреннее. Хронотоп в художественном мире драмы. Мера условности и правдоподобия. Основные виды и роды драмы: трагедия, комедия, драма.
Раздел 8. Лирика как литературный род. Жанры лирики.
Содержание раздела Отражение чувств, мыслей и переживаний лирического "Я". Самовыражение субъективного мировосприятия - основа лирики как литературного рода. Вторичность реалий внешнего мира, событийного плана и сюжетных коллизий. Проблема лирического героя; его взаимоотношения с биографической личностью автора. Различные формы лирического высказывания: монологическая, диалогическая, ролевая, объективная, "сюжетная" и пр. Лирическая медитация как выражение чистого лиризма. Первоначальная связь с музыкой. Преимущественное тяготение к стихотворной форме. Закономерности развития лирической темы; их органическая зависимость от речевых и версификационных уровней художественной структуры; "единство и теснота стихового ряда", механизм рифмы и т.п. Интонация как организующий фактор лирической композиции. Ассоциативность лирики. Текст и внетекстовые связи: их значение для творческого и воспринимающего сознания. Условность. ограниченность объема, концентрированность лирического высказывания, многозначность слова в лирическом контексте. Генезис и историческая эволюция лирики. Лирические жанры в эпоху классицизма. Экспансия лиризма в эпоху романтизма. "Смешение и смещение" жанров (Б.Эйхенбаум) в реалистической лирике. Современная лирическая поэзия. Тематический принцип жанрово-видового деления. Лиризм как составной элемент эпоса, драмы и смешанных форм.
Модуль 3. Литературный процесс.
Раздел 1. Понятия художественного стиля, художественного метода, литературного направления, течения, школы. Общая логика развития литературы как одного из древнейших видов искусства.
Содержание раздела Стиль. Под стилем обычно понимается индивидуальная неповторимость творческого почерка, совокупность предпочитаемых приемов, единство индивидуальных и типовых, общих для множества индивидуальностей черт творчества. Наиболее активные стилеобразующие факторы художественной структуры произведения относятся к плану выражения. Но вместе с тем стиль - это "непосредственно воспринимаемое законченное единство разных сторон и элементов произведений, соответствующее выраженному в нем содержанию" (Г.Н.Поспелов), стиль как "система, все элементы которой находятся между собой в единстве" (А.Н.Соколов). Художественный метод. Под художественным методом обычно понимается совокупность наиболее общих принципов эстетического освоения действительности, которое устойчиво повторяется в творчестве той или иной группы писателей, образующей направление или школу. Литературное направление - это объединение писателей, сходных по типу своего художественного мышления, но далеко не всегда совпадающих по своим идеологическим воззрениям. Борьба и смена литературных направлений как содержание литературного процесса.



Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 607 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...