Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Персонаж (от лат. persona=особа, лицо, маска) – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении в современном литературоведении используется словосочетание литературный герой, действующее лицо (преимущественно в драме, где список действующих лиц традиционно следует за названием пьесы). В данном синонимическом ряду слово персонаж наиболее нейтральное, т.к. эго этимология от лат. persona=особа, лицо, маска мало ощутима.
Героем (от гр. Heros= полубог, обожествленный человек) в некоторых контекстах неловко называть того, кто лишен героических черт.
Понятие персонажа - важнейшее при анализе эпических и драматических произведений.
Чаще всего литературный персонаж – человек, но им могут быть животные, растения, стихи и др. Степень конкретности может быть разной в зависимости от многих причин: от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения и т.д.
В литературе, прежде всего, описывается социальная составляющая жизни, т.е. человеческая сущность. Применительно к эпосу и драме – это характер. Характер и тип часто употребляются как синонимы.
Создавая литературного героя, автор наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим уважение или презрение и др.
Основу предметного мира эпических и драматических произведений обычно составляют система персонажей и сюжет. Персонажная сфера практически никогда НЕ исчерпывается одним героем.
Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру (относительно устойчивый способ связи элементов).
Для образования системы персонажей необходимы как минимум 2 субъекта; их эквивалентом может быть «раздвоение» персонажа. На ранних стадиях повествовательного искусства число персонажей и связи между ними определялись прежде всего логикой развития сюжета. Вокруг главных героев группируются второстепенные, участвующие в борьбе на той или другой стороне (важнейшее свойство структуры — иерархичность). При этом разнообразие конкретных персонажей в архаических сюжетных жанрах поддается классификации.
Сюжетные связи как системообразующий принцип могут быть очень сложными, разветвленными и охватывать огромное число персонажей. Однако сюжетная связь — не единственный тип связи между персонажами; в литературе, простившейся с мифологической колыбелью, он обычно не главный. Система персонажей — это определенное соотношение характеров. При разнообразии пониманий «характера», сама типизация и связанная с ней индивидуализация изображаемых лиц — принцип художественного творчества, объединяющий писателей различных времен и народов. Для понимания главного проблемного героя (героев) могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие различные свойства его характера; в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений, несходств в сходном и сходств в несходном.
В свете той или иной концепции произведения, охватывающей его в целом, и с учетом многообразия структур образа, определяется значение персонажа как характера. При этом оказывается, что приблизительно равная занятость в сюжете не означает сходного статуса характеров. Внесценическому изображению по эксцентричности приема не уступают раздвоение персонажа, знаменующее различные начала в человеке а также его превращение.
Неучастие персонажа в основном действии произведения — нередко своеобразный знак его важности как выразителя общественного мнения, символа, авторского резонера и пр.
Изучение систем персонажей в аспекте исторической поэтики, их знаковое, очень яркой в некоторых жанрах (комедия дель арте, мистерия, моралите, рыцарский, пасторальный, готический романы, агиография и др.), подготавливает и к более глубокому восприятию современной литературы, изощренно и широко использующей накопленное культурой богатство.
Автор (от лат. autor —виновник, основатель, учредитель, сочинитель) — одно из ключевых понятий литературной науки, определяющее субъекта словесно-художественного высказывания.
В современном литературоведении внятно различаются: 1) автор биографический — творческая личность, существующая во внехудожественной, первично-эмпирической реальности, и 2) автор в его внутритекстовом, художественном воплощении.
Отношения автора, находящегося вне текста, и автора, запечатленного в тексте, отражаются в трудно поддающихся исчерпывающему описанию представлениях о субъективной и всеведущей авторской роли, авторском замысле, авторской концепции (идее, воле), обнаруживаемых в каждой «клеточке» повествования, в каждой сюжетно-композиционной единице произведения, в каждой составляющей текста и в художественном целом произведения.
Вместе с тем известны признания многих авторов, связанные с тем, что литературные герои в процессе их создания начинают жить как бы самостоятельно, по неписаным законам собственной органики, обретают некую внутреннюю суверенность и поступают при этом вопреки изначальным авторским ожиданиям и предположениям.
Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 2565 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!