Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
К началу XVIII века русская письменность располагала двумя способами выразить количественные значения — словом
До XVIII века в русской письменности для обозначения количества пользовались буквами кириллического алфавита, которые на письме выделялись титлами, точками и подстрочными знаками. До нас дошли цифровые алфавиты, которые регламентировали употребление цифровых знаков и таблиц, облегчавших счет. Сохранилась, например, таблица умножения от единицы до ста — «Счет греческих купцов» в рукописи Псалтири XVII века. Буквенная система была сложной, при чтении цифр возникали трудности. Она была пригодной лишь для простейших счетных операций и передачи элементарных математических представлений. Освоение новой цифровой системы, принятой в Европе еще в XVII веке, шло в русле реформы Петра I, заменившей церковно-славянский шрифт на гражданский. Впервые арабские цифры, которыми мы пользуемся по сей день, были применены в «Арифметике» Леонтия Магницкого, и, несмотря на то что церковь объявила нововведение ересью, буквенная система с этого времени стала вытесняться из обихода новым написанием цифр. Рисунок арабских цифр гармонично сочетался с начертанием букв гражданского шрифта, которым с 1708 года стали печататься все художественные и мануфактурные (технические) книги.
Первым числом, обозначавшим отвлеченное понятие, было число «десять». Предметно осознавалось и число «сто», подтверждение чему находим в древних памятниках письменности: «...купил Александр посадник четвертую часть, а дал на ней двадцать рублев и сто». Число-предел «тысяча» было единицей счета и одновременно означало «земское войско». Для обозначения десяти тысяч, следующей ступени осознания количества, воспользовались словом «тьма» («взято душ более тьмы»), параллельно понимавшимся как «бесчисленный», «несметный». Число «тьма» изображалось условным значком — кружком, внутри которого ставились буквы, соответствовавшие количеству единиц. «Миллион» — тысяча тысяч — не был освоен, как счетная единица, древнерусским языком. Из однокоренных с ним слов в «Материалах для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского приведена только «миля» — мера расстояния: «За Римом, за пядесятъ миль» (памятник XV в.). «Миллион», «миллиард» и другие обозначения больших количеств утвердились в русском языке лишь в эпоху Петра I. Новые числовые понятия осваивались путем привлечения выработанных языком грамматических категорий рода, падежа, в некоторых случаях числа имен существительных и прилагательных.
БИБЛИОГРАФИЯ
Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на
Бауер В.у Дюмоц И., Головин С. — Энциклопедия символов,
Беляев Д. Ф. История алфавита и новое мнение о происхождении глаголицы. Казань, 1885.
Большаков М.В., Гречихо Г.В., Щицгал А.Г. Книжный
Валуенко Б.В. Выразительные средства набора. — М.: Книга,
Вартаньян Э.А. Из жизни слов. — М., 1973.
Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси. —
Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских: С половины VII в. до конца X в. по P. X. — СПб.,
Городцов В.А. Заметка о загадочных знаках на обломках глиняной посуды // Археол. известия и заметки. — 1898, VI. —
Гранстрем Е.Э. К вопросу о происхождении глаголической азбуки // Тр. отдела древнерус. лит. Ин-та рус. лит. АН СССР. —
Гудман Ф. Магические символы. — М.: Золотой век, 1995.
Дирингер Д. Алфавит. Пер. с англ.— М.: Изд-во иностр. лит.,
Добиаш-Рождественская О. А. История письма в Средние века: Руководство к изучению латинской палеографии. — М.;
Добиаш-Рождественская О. А. История письма в Средние
Добиаш-Рождественская О.А. История письма в Средние
ДрачукВ.С. Дорогами тисячоліть.— К.: Веселка, 1978. Запаско Я. П. Мистецтво книги на Украіні в XVI—XVIII
Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. — М.:
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. — М. Изд-во АН
Йончев В. Шрифтът през вековете. — София: Български
Календарь в культуре народов мира. — М.: Наука, 1993. Капр А. Эстетика искусства шрифта. — М.: Книга, 1979. Карпенко Л.Б. Глаголица — славянская священная азбука. Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, 1999. Кацпржак Е.К История письменности и книги. М., 1955. Кацпржак Е.К История книги. — М.: Искусство, 1965. Кочергина В.А. Краткий очерк истории письма. М., 1955. Купер Дж. Энциклопедия символов. — М: Золотой век,
Лоукотка Ч. Развитие письма. — М.: Изд-во иностр. лит., 1950. Миллер Вс. К вопросу о славянской азбуке // Журнал Министерства народного просвещения, 1884, № 3.
Паланд Д. Тайны еврейского алфавита. Иерусалим. —
Платов А. Руническая магия. М., 1995.
Правдолюбов В.А. История письма. — М., 1924 Прохоров Г. М. Глаголица среди миссионерских азбук // Труды Отдела древнерусской литературы, т. XLV. СПб., 1992.
Різник М.Г. Письмо і шрифт. — К.: Вища школа. Голов.
Селешников С.И. История календаря и хронология. — М:
Селищев А.М. Старославянский язык. Ч. I. — М.: Учпедгиз,
Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. — М.: Плакат,
Снисаренко А. Третий пояс мудрости. Л., 1989.
Толстой Н.И. Возникновение письма у славян // Энциклопедический словарь юного филолога: Языкознание. — М., 1984. Тоотс В. Современный шрифт. — М.: Книга, 1966.
Уханова Е.В. У истоков славянской письменности. — М.,
Фридрих И. Дешифровка забытых письменностей и языков.
Шицгал А.Г. Графическая основа русского гражданского
Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт. — М., 1959. Шницер Я.Б. Иллюстрированная всеобщая история письмен.
Щерба JJ.B. Теория русской азбуки // Избранные произведе-
Энциклопедия мистических терминов. — М.: Локид-Миф,
Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — М.: Локид-Миф,
Энкосс Жерар (Папюс■). Каббала. — СПб., 1910.
Юнг Карл. Человек и его символы. — СПб.: Б.С.К., 1996. Янин В Л. Берестяная почта столетий. — М., 1979.
Ясинский А.Н. Происхождение и история азбуки. — М.,
Anton. Erste Linien eines Versuchs uber die alten Slaven. Leipzig,
Научно-популярное издание Тайны Земли Русской
Платов Антон Валерьевич Таранов Николай Николаевич
РУНЫ СЛАВЯН И ГЛАГОЛИЦА
Выпускающий редактор Е. С. Лазарев Корректор Е.Ю. Таскон Дизайн обложки Е.А. Забелина Верстка И. В. Левченко
ООО «Издательский дом «Вече»
Почтовый адрес:
129348, Москва, ул. Красной Сосны, 24, а/я 63. Фактический адрес:
127549, Москва, Алтуфьевское шоссе, 48, корпус 1.
E-mail: [email protected] http://www.veche.ru
Подписано в печать 27.11.2009. Формат 84 х 108 '/з2. Гарнитура «Times New Roman». Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 11,5. Тираж 5000 экз. Заказ В-1823.
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного электронного оригинал-макета в типографии ОАО ПИК «Идел-Пресс».
420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2.
E-mail: [email protected]
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕЧЕ»
ООО «ВЕСТЬ» является основным поставщиком книжной продукции издательства «ВЕЧЕ»
Почтовый адрес:
129337, г. Москва, ул. Красной Сосны, 24, а/я 63.
Фактический адрес:
127549, г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 48, корпус 1. Тел.: (499) 940-48-71, (499) 940-48-72, 940-48-73. Интернет: www.veche.ru Электронная почта (E-mail): [email protected]
По вопросу размещения рекламы в книгах обращаться в рекламный отдел издательства «ВЕЧЕ». Тел.: (499) 940-48-70.
E-mail: [email protected]
ВНИМАНИЮ ОПТОВЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ!
Книги издательства «ВЕЧЕ» вы можете приобрести также в наших филиалах и у официальных дилеров по адресам:
В Москве:
Компания «Лабиринт»
115419, г. Москва,
2-й Рощинский проезд, д. 8, стр. 4.
Тел.: (495) 780-00-98, 231-46-79 www. labirint-shop. ru В Санкт-Петербурге:
ЗАО «Диамант» СПб. г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 105. Книжная ярмарка в ДК им. Крупской.
Тел.: (812) 567-07-26 (доб. 25)
В Нижнем Новгороде:
ООО «Вече-НН»
603141, г. Нижний Новгород, ул. Геологов, д. 1.
Тел.: (8312) 63-97-78 E-mail: [email protected] В Новосибирске:
ООО «Топ-Книга»
630117, г. Новосибирск, ул. Арбузова, д. 1/1.
Тел.: (383) 336-10-32, (383) 336-10-33 www.top-kniga.ru В Киеве:
ООО «Издательство «Арий» г. Киев, пр. 50-летия Октября, д. 26, а/я 84.
Тел.: (380 44) 537-29-20,(380 44) 407-22-75.
E-mail: [email protected]
Всегда в ассортименте новинки издательства «ВЕЧЕ» в московских книжных магазинах:
ТД «Библио-Глобус», ТД «Москва», ТД «Молодая гвардия», «Московский Дом книги», «Букбери», «Новый книжный».
Когда возникла письменность у славян?
Во времена святых Кирилла и Мефодия, как мы привыкли считать? Или раньше? Нисколько не принижая роль великих просветителей славянства, один из авторов этой книги — известный исследователь древней культуры Антон Платов — на неопровержимых фактах доказывает: задолго до принятия христианства в славянском мире существовала если не письменность, то система магических знаков, родственных скандинавским рунам. Немало загадок хранит и глаголица, ставшая предметом исследования Николая Таранова: вторая из всемирно известных славянских азбук, она бытовала в основном у южных славян, причем нередко служила тайнописью. Вполне возможно, что ее истоки теряются в глубине тысячелетий.
1 Нужно отметить, что в настоящее время нередко мнение о том, что надпись из Негау может и не являться германской. В пользу такого предположения выдвигаются разные доводы, но серьезного внимания заслуживает, судя по всему, лишь один: хронологическая нестыковка относительно позднего harigast и архаического, протогерманского по языку teiwa. И все же это звучит неубедительно — имя Харигаст не может быть соотнесено ни с кем, кроме германцев. Другое дело, что, возможно, мы неправильно понимаем вторую часть надписи, или сама надпись искаженно передает подразумевающийся текст (вот уж не редкость в эпиграфике). Но и это не меняет значения
1 Платов А.В. Памятники рунического Искусства славян // Мифы и магия
авторов приводятся без ссылок по соответствующим цитатам в трудах Афана-
2 Обзор источников, указывающих на западнославянское происхождение Рюрика, можно видеть в работе Д. Гаврилова «Миф о князе Рюрике в свете западнославянского происхождения приильменских славян».
1 Текст в русском переводе А.А. Бычкова приводится по изданию: Маш
1 Пер. цит. по: Бычков Л.А., Громов Д.В. Славянская руническая письменность...
1 См., напр.: Vofi R. Die Schein-Heiligen von Prillwitz. Regionalmuseum Neu- brandenburg zeigt spektakulare Falschungen aus dem 18 Jahrhundert // Das Muse- umsMagazin, 2005. W. Meskank. Als die Wendengotter sterben sollten. Cottbus,
1 Пер. цит. по: Бычков А.А., Громов Д.В. Славянская руническая письменность...
1 List G. von. Das Geheimnis der Runen. Vienne, 1908.
1 Исследование по сакральному значению и психологическому воздействию звуков можно видеть, например, в диссертации Наговицына А.Е.: Влияние ритмо-фонетической структуры текстов на отношение подростков и молодежи к их содержанию (Дисс. канд. псих. наук. М., 1998). Некоторые положения этой работы были использованы нами при создании данной реконструкции.
I. Готские памятники
Основной зоной развития германского рунического искусства в раннее время стали, как известно, скандинавские земли и самый север континентальной Европы. Однако, как уже упоминалось, территория распространения рун была гораздо шире. На западе вместе с племенами англов и саксов руны уже к VI веку
1 Равдоникас В.И, Лаушкин К.Д. Об открытии в Старой Ладоге рунической надписи на дереве в 1950 году // Скандинавский сборник, IV, Таллин, 1959; Энговатов Н.В. Руническая эпиграфика...
1 Мельникова Е.А. Скандинавские амулеты с руническими надписями из Старой Ладоги и Городища // Древнейшие государства Восточной Европы: Материалы и исследования, 1991 г. М., 1994.
www.e-puzzle.ru
www.e-puzzle.ru
[1] Бычков А.А., Громов Д.В. Славянские руны: факты и домыслы. М., 2005.
[2] См., напр.: Платов А.В. Памятники рунического Искусства славян// Мифы и магия индоевропейцев, вып. 6, 1998. Серяков M.JJ. Русская дохристи-
[3] Рождественская Т.В. Древнерусские надписи на стенах храмов. СПб.,
1992.
Серяков М.Л. Цит. соч.
[5] Черепнин Л.В., Чаев Н.С. Русская палеография. М., 1946.
[6] Обнорский С.П. Культура русского языка. М.—Л., 1948.
[7] См., напр.: Ягич И.В. Вопрос о рунах у славян // Энциклопедия славянской филологии. Изд-е Отделения русскаго языка и словесности. Имп. Акад.
[8] Георгиев Е. Славянская письменность до Кирилла и Мефодия. София, 1952.
[9] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. III. М., 1971.
[10] Серяков М.Л. Цит. соч.
[11] Татищев В.Н. История российская. Т. 1. М.—JL, 1962.
[12] См.: Платов А.В. Магические Искусства Древней Европы. М., 2002
[12] Тиханова М.А. Следы рунической письменности в Черняховской культуре. В кн.: Средневековая Русь. М., 1976.
[13] См., напр.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988 (а также другие работы).
[14] Ягич И. В. Вопрос о рунах у славян // Энциклопедия славянской филологии. Изд-е Отделения русскаго языка и словесности. Имп. Акад. Наук. Вып. 3:
[15] Реппіск N. Rune Magic. L., 1992. See also: by the same author, The Secret
[16] Zunkovic D. Die slavische Vorzeit. Maribor, 1918.
[17] В качестве примера приведу р. Руну, впадающую в Верхневолжские озера на границе Тверской и Новгородской областей.
[18] Макаев Э.А. Язык древнейших рунических надписей. М., 1965.
[19] Североевропейские языки — группа индоевропейских языков, в свое время распавшаяся на славянскую и германскую ветви.
[20] Хольмгард — Новгород Великий.
[21] Лоукотка Ч. Развитие письма. М., 1950.
[22] Классен Е. Новые материалы для древнейшей истории славян. Вып. I. М., 1854. Вып. II. М., 1854. Вып. III. М., 1861.
[23] Три выпуска классеновских «Новых материалов» были недавно переизданы одним из российских издательств.
[24] Ягич КВ. Вопрос о рунах у славян // Энциклопедия славянской филологии. Изд-е Отделения русскаго языка и словесности. Имп. Акад. Наук. Вып. 3: Графика у славян. СПб., 1911.
[25] Новгород и Новгородская земля. Вып. 6. Новгород 1992.
[26] Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. Новые находки и интерпретации. М., 2001.
[27] Рыбаков Б.А. Знаки собственности в княжеском хозяйстве Киевской Руси X—XII вв. // Советская археология, VI, 1940.
[28] Серяков М.Л. Русская дохристианская письменность. СПб., 1997.
[29] Полоцко-Витебская старина. Вып. III. Витебск, 1916.
[30] Энговатов Н. Древнейшая русская азбука // Знание — сила, 1960, №11.
[31] От себя отметим, что некоторые из выявленных Н. Энговатовым древних «русских букв» оказываются весьма близки к рунам балтийских славян. Подробнее об этом будет сказано несколько слов ниже — там, где речь пойдет о так называемых Вендских рунах.
[32] RuzickaJ. Slovanska Mythologie. Praha, 1924.
[33] Zunkovic D. Die slavische Vorzeit. Maribor, 1918.
[34] Так эта земля названа, например, в Саге об Олаве Трюггвасоне.
[35] Здесь и ниже в этой главе переводы текстов Дитмара Мерзебургского, Адама Бременского, Гельмольда, Герарда Меркатора и других средневековых
[36] Аркона стояла на высоком мысу, с трех сторон (кроме западной) омываемом морем.
[37] Радигощ — вариант названия Ретры.
[38] Arnkiel М.Т. Cimbrische Heyden-Religion. Hamburg, 1691.
[39] Masch A.G. Die Gottesdienstlichen Alterthumer der Obotriten, aus dem Tem-
[40] Бычков А.А., Громов Д.В. Славянская руническая письменность: факты и домыслы. М., 2005.
[41] Мекленбургский дом — единственная, не считая Рюриковичей, европейская династия, имеющая славянское происхождение, уходящее корнями в языческие времена. Династия восходит к князю ободритов (бодричей) Никлоту (середина XII века), защищавшему эту землю от германских захватчиков. С 1178 года Мекленбургский дом приобретает статус герцогского (первый герцог — Генрих Борвин I — сын последнего бодричского князя При- быслава II), ас 1815 года — великого герцогского. В XIV веке Дом участвовал в борьбе вокруг скандинавских престолов; дал нескольких королев Дании и Англии; связан родственными узами с Домом Романовых. Власть над своими землями на севере современной Германии великие герцоги Мекленбургские Утратили только после Первой мировой войны.
[42] Potocki J. Voyage dans quelques de la Basse Saxe pour la Recherche des
[43] Leciejewski J. О runah i runicznych pomnikach slowianskich. Lwow, 1906.
[44] Ягич КВ. Вопрос о рунах у славян...
[45] Lesnoy S. The origins of the Ancient «Russians». Winnipeg, 1964.
[46] См., напр.: Макаев Э.А. Язык древнейших рунических надписей. М., 1965.
[47] Ян Лецеевский, также рассматривавший данный памятник, дает более внятное прочтение sabaw, связывая его со славянским «забава», однако это не отменяет того факта, что типологически данный предмет четко относится
[48] Платов А.В. Культовые изображения из храма в Ретре // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 2, 1996. Его же: Памятники рунического искусства славян // Мифы и магия индоевропейцев, вып.6, 1998.
^ 2 Бычков А.А. Вендские руны // Мифы и магия индоевропейцев, вып.7,
[50] Платов А.В. Славянские руны. М., 2001.
[51] Выяснение того, какие знаки являются разными рунами, а какие — разными вариантами одной и той же, — большая и непростая работа. Однако она может быть проделана путем сопоставления надписей, содержащих одни и те же слова. Так, например, установить, что два знака, в приводимой таблице сопоставленные со звуком «е», не самостоятельны, а являются вариантами одной руны, можно, сравнивая написание слова Radegast на нескольких разных предметах из Ретры. В этом смысле сравнительная таблица, приводимая ниже, конечно, является не «сырым» продуктом, но уже результатом опреде-
[52] Нередко противники существования славянской дохристианской письменности усматривают в таких, отличающихся от германских, рунах свидетельство подложности славянских памятников, на которых они обнаружены. Мне, правда, до сих пор не ясна эта логика: почему, собственно, знаки славянского письма должны повторять знаки письма германского?..
[53] Ягич И.В. Вопрос о рунах у славян...
[54] Данная статистика получена нами на материале археографически достоверных древних текстов — рунических, кириллических и выполненных латиницей.
[55] Вязаные руны — рунические символы, совмещающие в одном знаке две или более рун. Применялись мастерами рунического письма либо для сокращения длины надписи, либо в магических целях.
[56] Elliot R. Runes: An Introduction. Manchester, 1959.
[57] Pennick N. Rune Magic. L., 1992. N. Pennick. Practical Magic in Northern Tradition. Loughborough, 1994.
[58] Thorsson E. Runelore. A Handbook of Esoteric Runology. York Beach, 1987.
[59] Платов А. Руническая магия. М., 1994. Платов А. Практический курс рунического Искусства. М.—Киев, 1999.
[60] Якубинский Л.П. История древнерусского языка. М., 1953.
[61] Платов А.В. Славянские руны. М., 2001.
[62] Цит. по: Рыбников П. Песни. М., 1909—1910.
[63] См., напр.: Леру Ф. Друиды. СПб., 2000.
[64] См., напр.: Торссон Э. Колодец судьбы. М., 2002. Платов А. Практиче-
[65] Шумовский А. Острие с рунической надписью, найденное в дер. Сушично // Вестник археологии и истории, VII, СПб., 1888; Энговатов Н.В. Руническая эпиграфика с территории СССР и норманизм // Советская археология, № 4, 1964.
[66] Хлевов А.А. Предвестники викингов. Северная Европа в I—VIII вв. СПб., 2002. См. также его работу «Руны с горы Опук: возможные интерпретации».
[67] Макаев Э.А. Руническая надпись из Новгорода // Советская археология, № 3, 1962; Энговатов Н.В. Руническая эпиграфика...
[68] Мельникова Е.А., Носов Е.Н. Амулеты с рунической надписью с Городища под Новгородом // Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования, 1986 г. М., 1987; Мельникова Е.А. Скандинавские амулеты...
[69] Там же.
[70] Браун Ф.А. Шведская руническая надпись, найденная на о.Березань // ИАК, 23, СПб., 1907. Энговатов Н.В. Руническая эпиграфика...
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 522 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!