Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Times new Roman 5 страница



ется и в послеконстантинов- ский период: например, мы можем видеть ее изображение в мозаическом исполнении на сводах Архиепископской капеллы Равенны конца V века.

В глаголице слово «живот», «жизнь» обозначалось не менее образно. В этом глаголическом знаке мы можем увидеть все те же определения и понятия, замеченные в кириллическом «Ж». Поэтому, создавая кириллическую азбуку, автор мог, ориентируясь на образ глаголической буквы Ж, ввести изображение монограммного креста, придав этой букве особое христианское значение. Однако числовое значение этой буквы, столь выразительное в глаголическом варианте, в кириллице вообще отсутствует. И буква «Живете», обозначающая понятие жизни, в кириллице стала мертвой.

3 — знак «Земля» в кириллице, является несколько упрощенным и трансформированным глаголическим знаком. В его графической форме уже не читается космическое значение Земли как планеты Солнечной системы. «Луна на одной орбите с Землей». Увидеть это практически невозможно. Этот знак планеты, космоса, всеобщности мироздания, каким ОН Буква «Земля» был в глаголице, превратился в

кириллическом начертании в знак, сходный по своему начертанию с латинской буквой «Z». Да и числовое значение — 7, доставшееся этой букве, ничего подобного не проясняет.

I — И, союз, сохранивший свое числовое значение, согласно каббале, «десятая буква Йод... что означает Бог».

Она символизирует высший, обобщающий уровень мироздания. Отсюда следует, что как бы ни интерпретировать десятую букву любого алфавита, она должна означать Бога, не обязательно германского.

И — три линии этой буквы образуют знак, одновременно указывающий на взлет и падение. Левая сторона обращена вер шиной вниз, правая — вершиной вверх. В кириллических образах этого знака средний штрих располагался значительно выше середины буквы. Вероятно, это указывает на большую значимость правой

стороны, показывающей рост или движение вверх. Интересно то, что первоначально этот знак писался как современная буква «Н» и имел горизонтальный соединительный штрих, деливший эту букву на две равные части — верхнюю и нижнюю. Такое графическое решение знака совпадало с глаголической трактовкой смыслового значения этой буквы. С изменением наклона соединительного штриха изменилось и смысловое значение буквы «Иже». Числовое значение — 8, не выражающее практически ничего.

К — рисунки этого знака в глаголице и кириллице абсолютно разные, но есть и что-то оригинальное в решении правой стороны знака. Он открыт вправо и пишется, как правая часть

буквы Ж. Этот знак, согласно современному учению о «все- ясветной грамоте», можно трактовать как «человек, имеющий будущее».Такой рисунок буквы несомненно был заимствован из греческого алфавита. А вот как он появился в греческом — это остается загадкой. И в самаритянском, и в северноэтрусских, и в италийских алфавитах встречаются знаки, очень сходные с глаголическим знаком «Како», причем на том же месте алфавитного порядка.

Л — знак, показывающий стремление к росту, движению вверх. И в кириллице, и в глаголице это было понятие «люди». Знак состоит из двух соединенных вверху штрихов и имеет активно выраженное стремление вверх. Что символизируют

тонкии и широкии штрих в этой букве, остается загадкой. Но если учесть, что буквы кириллицы рисовались, то эта буква могла бы иметь оба штриха либо широкие, либо тонкие.

Однако здесь один тонкий, другой — широкий. Подобное мы наблюдаем в буквах «А», «Д» и «X». Возможно, это духовное и материальное каждого человека, может быть, это женское и мужское начала?

Числовое значение этой буквы в кириллице установили 30, и от этого она утратила свое сакральное значение «матери душ человеческих», каковой являлась в глаголице. В греческом алфавите эта буква имеет другой рисунок, но числовое значение имеет 50, так же, как и в глаголице, что косвенно подтверждает старшинство глаголицы. Кириллическое начертание знака «Люди» вписывается в графему этой глаголической буквы.

М — кириллическое начертание этого знака полностью повторяет рисунок этой буквы в угловатой глаголице. Сложное начертание округлой глаголицы в графеме этой буквы сохранено, но смысловое значение этот знак приобретает несколько иное. Графика этого знака указывает на движение вверх (левой и правой части) и

одновременное направление вниз. Знак производит впечатление «принимающего и отдающего». Удивительно отличие рисунков этой буквы в округлой и угловатой глаголице. Точно такой же знак, как в угловатой глаголице, мы находим во многих древнееврейских, италийских и греческих алфавитах.

Н — в кириллице полностью изменил свой рисунок и стал похож на зеркальное отражение современной буквы «И», полностью совпадающей по рисунку с греческой N. Позже наклонный соединительный штрих стал писаться горизонтально,

М деля букву на две равные части. Горизонтальный штрих как бы связывает (соединяет) два основных штриха. И если Буква «Наш» глаголическая буква «Наш»

имела цифровое значение 70, что соответствовало: «трехмерный мир, данный нам в ощущениях», то в кириллице эта буква получила цифровое значение 50. Произошло совершенно случайное, ни о чем не говорящее слияние рисунка и значения.

О — глаголическое «Он» (Оный), состоявшее из двух кружков, соединенных дугой, стало писаться одним эллипсом, вытянутым вверх. Существуют варианты написания этой буквы, когда вверху и внизу эллипса рисуются маленькие кружочки, Буква«Он» что делает эту букву похожей

на глаголический вариант. Важно и то, что эта буква в кириллице всегда писалась очень узкой, подтверждая тем самым глаголические корни характерного образного содержания знака.

П — практически полностью сохранила глаголический

характер, лишь несколько удлинив правый вертикальный

П

штрих. Художественный образ знака остался. Симметричность буквы полностью соответствует глаголическому понятию слова Буква «Покой» «Покой». Изменилось цифровое значение буквы с 90 на 80.

Р — в кириллице сегодня полностью совпадает с латинским буквенным знаком «Р». Хотя во всех видах глаголицы он изначально был «перевернут». И хотя сам рисунок не изменился, вероятнее всего, резко изменилось его первоначальное смысловое значение. Если в глаголице этот знак как бы графически показывал речь человека, выходящую из него, то теперь этот знак перевернулся. Удивительно, почему оставили цифровое значение без изменения, пропустив число 90 и перенеся его на букву «Червь», которая имела цифровое значение 1000?

С — «Слово» в глаголице четко и однозначно было изображено нарисованным ртом и языком. Теперь эта буква почти полностью утратила свой первоначальный, заложенный в глаголице графический образ и по рисунку совпадает с латинской буквой «С». Хотя И сегодня Буква «Слово» можно ассоциировать этот знак

с открытым ртом. Цифровое значение буквы не изменилось и осталось 200.

Т — также приняв латинский рисунок, утратила образную выразительность. Заложенная в глаголице «твердость» и «устойчивость» теперь значительно утрачена, хотя симметричность буквы передает Буква «Твердо»

состояние определенной устойчивости. Осталось у этой буквы и глаголическое цифровое значение — 300.

У — глаголическое «научение», отражавшее в своем образе два мира, теперь полностью совпадает с латинским «У», указывая собой стремление вниз, ярко выраженное

Oyov «8

Буква «Ук»

направлением штрихов буквы. Изначально этот знак в кириллице писался как лигатура Оу, и позже получила иной рисунок. В кириллице этот знак сохранил свое цифровое значение — 400.

Ф — чисто славянская буква, сохранившая через века свой

образ и полностью повторяющая рисунок угловатой глаголицы. Так как в греческом алфавите не было такого знака, его рисунок был полностью заимствован из

Буква «Фьрть»

угловатой или хорватской глаголицы. Цифровое значение осталось 500.

X — буква Хер, очень выразительная в глаголице, в кириллице приобрела рисунок греческой и латинской X. Сохранив цифровое значение 600, знак получил совершенно другой образ, указывающий на пересечение, зачеркивание, перечеркивание. Не случайно позже появилось выражение «похерить» — перечеркнуть, бросить, уничтожить.-

О — Омега в глаголице была одним из очень выразительных знаков, обладающих огромной художественно-образной выраЗИТельНОСТЬЮ. В кириллице - Буква «Омега» она утратила свою выразительность и полностью совпадает по

Принятая в научных кругах версия заимствования букв глаголицы из различных алфавитов мира настолько прочно вошла в сознание, что, казалось бы, невозможно по-другому и думать. В глазах сторонников этой позиции глаголица выглядит неким набором знаков, заимствованных из всевозможных алфавитов, но странным образом переименованных и выстроенных, причем совершенно случайно, так что ни о какой закономерности и говорить не приходится. Но, учитывая все выше изложенное на страницах этой книги, мы попытаемся рассмотреть вопрос заимствования и схожести букв с различных позиций. Прежде всего, следует оговорить тот факт, что прежде чем заимствовать, необходимо по крайней мере четко представлять, что и куда поставить. Одно дело, если это проходит одномоментно и если алфавит создается на основе другого. История развития глаголицы показывает, что этот процесс был непростым. И до сего времени нет однозначного мнения о времени ее соз-

Если говорить о заимствовании буквенных знаков, то рассматривать можно как графику, так и звуковое и смысловое значение каждой буквы. По этим трем параметрам мы попытаемся проанализировать буквы глаголицы, греческого, финикийского и древнееврейского алфавитов. Сразу же можно отметить, что в этих алфавитах общим является сходный звуковой ряд названий большинства начальных букв, построенный по принципу акрофонии. В греческом алфавите остатки акрофонии прослеживаются в названиях 14 из 27 букв, что непосредственно свидетельствует о взаимовлиянии этих алфавитов. В еврейском алфавите этот принцип сохраняется до сего времени, что позволяет эмигрантам в Израиле легче обучаться письму. Выше мы уже отмечали, что в еврейском алфавите наименования букв, по мнению многих ученых, не имеют объяснения и фактически признаются случайными. Наименования букв финикийского алфавита восстановлены на основе древнееврейских надписей. В глаголице же, наоборот, наименования букв согласованы в строгом соответствии со связной славянской речью и при прочтении складываются в смысловые предложения. Как бы мы ни расставляли наименования букв этих алфавитов, все равно видно, что существует абсолютно точное звуковое соответствие многих начальных букв: Аз — Алеф, Буки — Бет, Глаголь — Гимель, Добро — Далет, Веди — Вав, Зело — Заин, Иже — Йод, Како — Каф, Наш — Нун, Рци — Рейш, Слово — Самех, Покой — Пей. Здесь мы наблюдаем удивительное полное логическое соответствие начальных звуков наименований букв. Также можно отметить частичное графическое совпадение изображения букв: Ци — Цадэ, Ша — Шин. Да и то это совпадение заметно, только в буквах еврейского квадратного письма. Однако многие ученые на основании сходства глаголической «Ша» с еврейской «Шин», говорят о заимствовании славянами рисунка этой буквы для глаголицы. А вот сравнивая глаголическую букву «Земля», имеющую номер 9, с древнееврейской буквой «Тет» под таким же числовым значением, мы замечаем просто удивительное частичное совпадение рисунка и значения. Глаголическая буква «Земля» имеет две окружности, соединенные чертой, и образно отображает планету Земля со своим спутником Луной на одной орбите, а древнееврейская «Тет» имеет одну окружность с крестиком внутри и переводится как «глина» (в мидраше сказано: «Название буквы Тэт нужно читать как тит — “глина”»). Кто у кого заимствовал ответить точно сегодня сложно, но слово «земля» можно понять и как планету, и как почву под ногами. Также финикийская и древнееврейская буква «he» образно полностью соответствует глаголической «есть» — имеется, существует. Это понятие в глаголице изображено полусферой, в которой двумя черточками обозначено место этого самого, что «есть», «существует». Изображен мир, в котором отведено определенное место, обозначающее понятие «есть», «существует». Древнееврейская изображается как

Сходство некоторых знаков глаголицы заставляет думать о несомненно определенном скрытом смысле. Разные по своему значению буквы «Он» и «Ук» в угловатой и округлой глаголице имеют практически один и тот же рисунок, дополненный некоторыми деталями. Буква «ук» обозначает «учение, научение, наука». Знак «он» дополнен в угловатой глаголице всего лишь дугой справа, поднимающейся снизу вверх. Знак «Он» охвачен дугообразной линией, поднимающейся от «сего» мира к

Обучение, наука, научение изображается охватыванием, постижением обоих миров. В знаках округлой глаголицы это понятие — понятие обучения, науки — передано повтором знака «Он» с черточкой, расположенной посредине правой дуги повторяющегося знака. Может быть, это указание о необходимости или возможности научения знаниям, присущим «сему и

Наверное, для нас это останется загадкой. Может быть, появятся новые версии толкования этих знаков. Но то, что в них заложен огромный смысл, не вызывает сомнений. Возможно, что этот смысл был известен не всем и со временем знания были утрачены, но знаки и соответственные им образы остались и продолжают нести через столетия заложенную в них информацию, которую нам еще предстоит раз-

В угловатой глаголице знак «Живете» и «Твердо» имеют одно начертание основания в трех вариантах, это практически один рисунок в трех знаках, и отличается «Живете» от «Твердо» всего лишь «галочкой» в верхней части. Случайность ли это? Или же четкое указание читающему на то, что жизнь на земле держится на твердой устойчивости и равновесии мужского и женского начал, а «галочка» — как живой росток на этом непо-

«Слово» и «Иже» — два абсолютно одинаковых знака в круглой глаголице, состоящие их двух элементов — круга и треугольника, но в первом знаке треугольник вверху (вершиной вниз), а в другом — внизу (вершиной вверх). Эти же знаки в угловатой глаголице абсолютно разные: знак «Слово» пиктографически изображает рот и язык, а знак «Иже» имеет довольно замысловатый рисунок. В округлой глаголице треугольник, входящий в круг сверху буквы «Иже» и выходящий из круга в букве «Слово», может символизировать входящее извне (свыше), или выходящее. И если слово — это выходящее из человека, то «Иже» показывает, что есть нечто иное, возможно,

Знаки «Люди» и «Добро» имеют в округлой глаголице абсолютно одинаковое, но перевернутое относительно друг друга изображение. В угловатой глаголице они также перевернуты относительно друг друга, но в знаке «Добро» правый квадрат имеет меньший размер. Сходный рисунок с этими знаками имеет и буква «Люди», но у нее имеется соединение между нижними кружочками, благодаря чему она получает сходный элемент с буквами «Живете» и «Твердо».

Несколько «выпадает» из общего характера рисунок буквы «Аз». Но есть в глаголице буквы, имеющие в своем рисунке элементы буквы «Аз». Это буквы «Како», «Наш», «Покой». Все они, сохраняя элементы центрального штриха буквы «Аз», имеют дополнения в виде черточек, петли и кружка. Вполне вероятно, что здесь имеется не только графическое, но и какое-то смысловое сходство. Характер рисунка большинства букв глаголицы свидетельствует о том, что весь алфавит создавался как единый, цельный организм, состоящий из повторяющихся однородных элементов, изменяемых в зависимости от значения и содержания знака. Графическое сходство многих элементов, составляющих знаки букв глаголицы, опровергает версию о заимствовании букв глаголицы из различных алфавитов других народов.

О названии букв

Одним из важных вопросов истории глаголицы является вопрос о происхождении и смысловом значении названий букв. Нет ни одного алфавита в мире с такими названиями букв. Эти названия сегодня уже никак не соотносятся с буквами и их фонетическими именами современных алфавитов. О древности названий славянских букв пишет Черноризец Храбр, говоря об «Азъ» как о «первой букве, данной от Бога роду славянскому». Имеются и исторические документы (абецедарии) с приведенными названиями славянских букв. Глаголический парижский абецедарий дает имена славянских букв, написанные в латинской транскрипции. Существует древний глаголический абецедарий, обнаруженный БандуричеМ, в котором имена глаголических букв приведены в греческой транскрипции.

Филологи, которые занимались проблемой названия букв глаголицы, пришли в результате к трем основным версиям:

1) имена букв в славянской азбуке случайны;

2) имена букв являются фрагментами азбучного стиха;

3) они являются воспроизведением «чужой» традиции.

Однако сразу же появляется множество нерешенных вопросов.

«Случайные» названия букв мы можем наблюдать в финикийском, еврейском, греческом и других алфавитах. Там — «гвоздь», «ладонь», «дверь», «зуб», а в славянском — «Земля яко люди мыслит...», «Говори слово твердо...», «Наш он покой...» и др.

Наименования и звуковые значения букв еврейского алфавита известны нам главным образом на основании традиции. Многие ученые сходятся в том, чіто если и имеются различия в названиях букв современного еврейского алфавита и древнего северосемитского, то они незначительны. Также принято считать названия букв греческого» алфавита производными от семитских. Разница только в томі, что все буквы семитского алфавита заканчиваются согласней буквой (Алеф, Бет, Гимел, Далет и т.д.), а греческие названия заканчиваются гласными (Альфа, Бета, Гамма, Дельта и т.д.). По этому поводу имеются различные мнения. Одни считают, что на окончания букв греческого алфавита оказали влияние особенности арамейского языка, но это выглядит очень сомнительно потому, что греки якобы заимствовали северосемитский алфавит раньше арамеев. По другой версии, на окончание названий букв оказали влияние особенности самого греческого языка. Таким образом, только три алфавита в той или иной степени наделены акрофонично- стью. Это греческий алфавит, еврейский и славянский (глаголица и кириллица). В греческом остатки акрофонии проявляются в названиях 14 букв: Альфа, Бета (Вита), Гамма и др. Но эти слова в греческом языке уже ничего не обозначают, потому что являются всего-навсего несколько измененными названиями еврейских букв, что как раз подтверждает факт заимствования греками семитского алфавита. Латиница, появившаяся на основе уже распространенной письменности, не обладает свой-

Немецкий семитолог В. Гезениус выдвинул теорию образования семитских названий букв от названий предметов, которые первоначально изображали соответствующими знаками. Эта точка зрения не очень убедительна, хотя в отдельных случаях она и могла иметь место. По крайней мере, в семитском алфавите не наблюдается особого сходства рисунка букв с их

В славянской глаголице эта связь значительно заметнее. Французский ориенталист Франсуа Ленорман в 1875 году высказал мнение, которого придерживался X. Бауэр, о том, что первоначальные названия букв возникали независимо от формы букв. Как бы там ни было, мы сегодня можем лишь отметить, что семитские названия букв были связаны с повседневными предметами: «дом», «дверь», «серп»; с частями тела: «рука», «ладонь», «голова»; с животными: «бык», «верблюд», «обезьяна». Многие из этих этимологий сомнительны, так же как нет и точного удовлетворительного объяснения так называемых дополнительных букв. Что же касается порядка расположения букв в алфавите, то считается, что еврейский порядок является древнейшим. Полагают, что порядок букв в северосемитском алфавите основан на группировке по фонетическому принципу, но тут же признают и то, «что мы имеем здесь дело со случайным совпадением» (Д. Дирингер. «Алфавит», с. 266). Так что порядок букв в алфавите — дело случая.

Если имена букв глаголицы являются фрагментами азбучной молитвы или стиха, то вначале нужно было придумать буквы (и их названия), а уж потом сочинять с их помощью стихи. Да перед этим четко установить порядок этих букв (пока еще не имеющих названий?). Кроме того, «эта версия не отвечает на вопрос, почему не все, а лишь некоторые начальные слова азбучных акростихов соответствуют именам букв, почему в акростихах не находят буквальных соответствий имена букв, завершающие алфавит. Почему буквы конца алфавита не являются полнознаменательными, они как бы “безымянны”» {Карпенко Л.Б. Священная азбука Кирилла. Самара, 2004). Если названия букв славянской глаголицы — результат «чужой» традиции, то нужно указать, чья это традиция. Официальная теория развития письма говорит: «Что касается названий финикийских букв, то, вероятнее всего, они были созданы позже самих букв и с мнемотехнической целью (для облегчения запоминания звукового значения букв); по-видимому, эти названия возникли на основе замеченного случайного сходства формы букв с различными предметами, наименование которых начиналось со звуков, обозначаемых буквами». Однако совсем непонятно, как возможно создать алфавит из букв, не имеющих названий.

Если сослаться на финикийскую, греческую или еврейскую традицию, то и наименования букв глаголицы были бы до примитива простыми (ограда, подпорка, бык). Но наименования букв глаголического славянского алфавита очень сильно отличаются от названий букв указанных алфавитов своей содержа-

Особенное название многих букв глаголицы наводит на мысль о ее оригинальности и независимом создании без ориентации на какие бы то ни было традиции. Если создателем глаголицы признать Кирилла, тогда возникает вопрос: зачем нужно было так усложнять название букв? ВIX веке в Западной Европе и во многих соседних с Русью странах использовали алфавиты, не так перегруженные смысловым содержанием в названиях букв, как мы наблюдаем это в глаголице: «Добро», «Мыслете», «Твердо», «Живете» и т.д. Кирилл, достаточно образованный для того времени человек, разрабатывая глаголицу, не мог не знать названия букв греческого, еврейского и многих других

В то же время, если посмотреть на историю развития письменности, то и в египетских иероглифических знаках и в синайских древнейших письменах в названиях букв четко вырисовывается вещественно-предметный ряд окружения человека: дом, дверь, рука, ладонь, глаз, рот и т.д. Здесь уместно говорить о заимствовании чужой традиции давать буквам имена, только кто у кого заимствовал? Если бы славяне заимствовали этот принцип в IX веке н.э., в то время, когда уже в греческом алфавите названия букв практически не имели смысла, а в латинском отсутствовали полностью и имели только звуковое обозначение, то зачем потребовалось придумывать такие сложные и содержательные названия букв для нового славянского алфа-

Все вышесказанное говорит о том, что создание глаголического алфавита, как и создание наименований букв, происходило значительно раньше. Да и развитие всей истории письменности человечества свидетельствует о том, что это развитие идет по пути упрощения, а не усложнения. Сложные наименования букв глаголицы могли иметь место на очень ранней стадии развития письма. Тогда можно говорить о заимствовании знаков и названий. Тогда понятно будет сходство цифрового значения и смыслового подобия многих букв еврейского, греческого и глаголического алфавита: «земля» — «глина», «подкова» — «омега», «ведать» — «глаз» и т.д. Да и порядок букв всех современных алфавитов идет от порядка глаголического «Аз, Буки, Веди...». Если с этим не согласиться, то следует признать, что славяне, заимствуя чужой принцип наименования букв алфавита, могли бы использовать десятки слов для обозначения буквы, и тогда вместо «мыслете» могли быть «мочало», «молоко», «мука», вместо «ведать» — «вода», «вол», «вера» и

Кстати, если признать, что Кирилл создавал специальную славянскую азбуку для написания богослужебных книг, то нетрудно представить, какие слова можно использовать для наименования букв. Можно было бы использовать: «ангел» (аз), «Бог» (буки), «вера» (ведаю), «голгофа» (глаголю), «крест» и много, много других слов. Однако этого нет, да и быть не могло. В кириллицу перешли древние, давно существовавшие названия букв славянского глаголического алфавита.

Даже самая первая буква, современная «а», в славянской письменности «Азъ» (я), выступает как субъект самосознания, как целостная точка отсчета, начало всего. В финикийском, греческом, латинском алфавите, началом является «Алеф», позже «Альфа». В основе бык, голова быка, — пусть даже обожествленная, но не человеческая сущность. Все другие буквы в этих алфавитах имеют такие же вещественно-предметные обозначения. Это первое впечатление, которое наводит на мысль о приземленности, бытовом акценте сложившихся названий букв семитских и других алфавитов. Вот где можно рассуждать о

В глаголице же имя каждой буквы придумано и верно выбрано, что еще раз подтверждает уникальность данной системы письма. Это не случайное скопление взятых наугад слов с нужным начальным звуком. В таком случае могло бы с успехом использоваться вместо «добро» — дверь, а вместо

В глаголических знаках, их графическом изображении заключены очень важные для человеческого общества понятия, представляющие собой «важные истины»: — добро, живите, люди, мыслите, покой и др. Но интересно и другое. В других, как считается, древних письменных системах для обозначения буквы используются существительные «нога», «рука», «глаз», «дверь» и т.д.; в глаголице же для этого используются глаголы (веди, мыслите, живете), местоимения (наш, онъ), наречия (зело, како), прилагательные (тврьдо), союзы (и). Используемые в азбуке глаголы имеются в повелительном наклонении. Из них два в единственном числе, два во множественном, один глагол в неопределенной форме, один в третьем лице единственного числа и один в прошедшем времени. Такая картина наблюдается только в связной письменности и разговорной речи. Причем использованы не просто глаголы, а именно глаголы повелительного наклонения второго лица: живете, мыслите, рьци и др. В нормальной связной речи обычно один глагол приходится в среднем на три других части речи.

В названиях букв глаголической азбуки как раз такая частота использования различных глаголов позволяет утверждать, что названия букв не случайны, а представляют собой совокупность

Расположенные рядом буквы, их названия сочетаются по законам синтаксиса языка того времени. Все это подтверждает уникальность глаголического алфавита и свидетельствует об очень сложной содержательной сути этой древней славянской азбуки. Названия букв глаголицы складываются в слова и словосочетания: я буквы (письмо, грамота) — ведаю (знаю, осознаю) — говорю (говори) — добро (благо) — есть (существует) — живите (живи) — совершенно (очень, хорошо) — земля (мир, земляне) — но (а) — как — люди мыслите (различайте) — наш (оный, неземной, потусторонний, загробный) — покой — говори (скажи) — слово (речь) — твердо — научение

Полное сходство наименований букв глаголицы и кириллицы можно безоговорочно вывести из абсолютного заимствования или перенесения Кириллом названий букв глаголицы в кириллицу. Встретив книги, написанные глаголицей и поняв гениальность славянской глаголической азбуки, ее органичную связь рисунка букв, смыслового и звукового значения, Кирилл полностью перенес названия букв, изменив при этом рисунок и цифровое значение некоторых букв. Тем самым кириллица стала и рисунком, и нумерологией букв соответствовать требованиям христианской идеологии. Этим-то новым шрифтом и переписывались все богослужебные книги и одновременно уничтожались «неправильные» глаголические рукописи. И кто знает, как бы сложилась судьба славянской письменности, если бы только нумерология букв глаголицы была изменена, а письмо осталось бы глаголическим. Но этого не случилось. В IX веке с изменением графики были изменены и цифровые значения славянских

Оригинальность глаголицы

Графические корни глаголицы многие исследователи пытались отыскать в различных письменных системах. При решении этого вопроса исходили обычно из генетического анализа формы глаголических букв. Графическую основу глаголицы многие исследователи искали в кириллице, в скандинавских рунах, в сирийском и пальмирском алфавитах, в хазарском письме, в византийской скорописи, в албанской письменности, в иранском письме эпохи Сасанидов, в арабской графике, в армянском и грузинском алфавитах, в еврейском и коптском алфавитах, в латинском курсиве, в греческих нотных знаках, в греческом «очковом письме», в клинописи, в греческих астрономических, медицинских и других символах, в кипрском слоговом письме, в магическом греческом письме и т.д. Находили графические прототипы некоторых букв в различных алфавитах и на основании этого делали вывод о полностью несамостоятельном характере глаголицы. Некоторые, наоборот, считали глаголицу «искусственным письмом».





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 657 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...