Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Темы семинарских занятий. Тема: Болдинская осень в творчестве Пушкина



Семинар 1

Тема: Болдинская осень в творчестве Пушкина

Вопросы для обсуждения:

1. Болдинская осень 1830 г. в творчестве Пушкина. Усиление трагедийных мотивов.

2. «Маленькие трагедии». Особенности жанровой формы. Сквозные мотивы. Проблема личности и ее возможностей в драматургическом цикле.

3. Художественное единство «Повестей Белкина». Структура повествования: Белкин – рассказчики – автор. Художественная философия жизни в «Повестях».

4. Западный и русский миры в драматическом и прозаическом циклах: различия и сближения.

При подготовке к вопросу 2 обратите внимание на следующие моменты:

1) Особенности жанровой формы «маленьких трагедий». Что общего в названии всех пьес, что объединяет их в единое целое (обратите внимание на время и место действия трагедий;

2) «Скупой рыцарь». Почему у Пушкина скупой не купец-ростовщик, как у Шекспира и Мольера, а средневековый рыцарь? С кем из героев в пьесу входит тема скупости? К чему стремится барон? В чем суть трагического конфликта пьесы?

3) «Моцарт и Сальери». Можно ли зависть считать главной причиной преступления Сальери? Проследите через три монолога Сальери ступени развития его душевного состояния. Какие разные концепции искусства воплощены в героях трагедии? Что является высшей ценностью для Сальери? Для Моцарта? К чему стремится Сальери? В чем его трагедия?

4) «Каменный гость». Почему тему Дон Жуана Пушкин (и только он в мировой литературе) связал с эпохой Возрождения? Что отличает Гуана от его предшественников? Чем для него становится любовь? Почему его постигает возмездие? Что общего между Бароном, Сальери и Гуаном? 5) «Пир во время чумы». Какой конфликт лежит в основе этой трагедии? Какая тема цикла обретает здесь завершение? Что роднит Вальсингама с героями других трагедий цикла?

5) Каким видится Пушкину пафос Западной цивилизации? Каковы финалы трагедий: какие из них завешаются закрытым, а какие открытым финалом? Чем отличается финал последней трагедии цикла? В чем, по Пушкину, состояние духовной свободы, и как спор священника и Вальсингама ведет к постижению ее сути?

Основная научная литература:

1. Виролайнен М. Н., Беляк Н. В. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории // Виролайнен М. Н. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности. СПб., 2003. С. 190–236.

2. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

Дополнительная:

3. Устюжанин Д. Л. «Маленькие трагедии» Пушкина. М., 1974.

4. «Моцарт и Сальери», трагедия Пушкина. Движение во времени. Антология трактовок и концепций от Белинского до наших дней. М., 1997.

5. Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина». СПб., 1996.

Семинар 2

Тема: Петербургский текст русской литературы первой половины XIX века.

Вопросы для обсуждения:

1. «Медный всадник» А. С. Пушкина как философско-историческая поэма. Сопряжение исторического и мифологического подходов в осмыслении истории и личности Петра.

2. Социальное и духовно-метафизическое «лицо» Петербурга в петербургских повестях Н. В. Гоголя. Своеобразие фантастического. Переосмысление романтических тем и мотивов.

Методические рекомендации:

Изучая научную литературу, обратить внимание на принципы анализа эпического произведения и способы интерпретации мифопоэтического подтекста.

Тексты:

Пушкин А. С. Медный всадник.

Гоголь Н. В. Невский проспект, Записки сумасшедшего, Портрет (1 и 2 редакции), Нос, Шинель.

Основная научная литература:

1. Архангельский А. Н. Стихотворная повесть Пушкина «Медный всадник». М., 1989 или Он же. Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии. М., 1999.

2. Маркович В. М. Петербургские повести Гоголя. Л., 1989.

3. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. СПб., 2003.

4. Дополнительная:

5. Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт литературного языка. СПб., 1999. С.292-325.

6. Крыстева Д. Поэтическая формализация мифов о Петре I и «Медный всадник» А. С. Пушкина // Русская литература.1992. № 3. С. 14–25.

Семинар 3

Тема: Усадебный текст русской литературывторой половины XIX века

Вопросы для обсуждения:

1. Усадебный текст русской литературы: генезис явления.

2. Усадебное пространство тургеневского романа, его структурно-композиционная функция.

3. Культурно-исторический и мифологический смысл концепта «дворянское гнездо.

4. Русская усадьба в романах И. А. Гончарова. Обломовка, ее культурно-историческое и мифологическое измерения.

5. Миф дворянского гнезда в русской культуре.

Тексты:

Тургенев И. С. Рудин. Дворянское гнездо. Отцы и дети.

Гончаров И. А. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв.

Научная литература:

1. Дмитриева Е. Е., Купцова О. Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М., 2003. Глава III.

2. Щукин В. Г. Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе // Щукин В. Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей. М., 2007. С. 219–368.

3. Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982. С. 122–166.

4. Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994. С.72–146.

5. Ляпушкина Е. И. Русская идиллия ХIХ века и роман И. А. Гончарова «Обломов». СПб., 1996. С.86–133.

Семинар 4.

Тема: Роман Ф. М. Достоевского «Идиот».

Вопросы для обсуждения:

1. «Целое у меня выходит в виде героя» (Достоевский) «Идиот» – роман о «положительно прекрасном человеке». Мышкин в ряду идеальных героев мировой литературы.

2. Композиция романа. Проанализируйте сюжетный «старт» и сюжетный финал главного героя.

3. Религиозно-философский аспект содержания романа. Миссия князя Мышкина, ее крушение. Картина Гольбейна «Мертвый Христос» в структуре романа «Идиот».

Методические рекомендации:

Особое внимание уделите понятию «слова» (М. М. Бахтин) в художественной системе Ф.М.Достоевского, диалогической природе бытия в изображении писателя.

Основная научная литература:

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Любое издание. (Гл. I–III).

2. Альми И. Л. О сюжетно-композиционном строе романа «Идиот» // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. М., 2001. С. 435–445.

3. Ермилова Г. Трагедия «русского Христа», или о «неожиданности окончания» «Идиота» // Там же. С. 446–461.

4. Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1930 годов. М., 1990. С. 164–192.

Дополнительная

5. Бурдина И. Живописный образ Христа в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот» // Достоевский и мировая литература. М., 1998. № 10. С. 44–53.

6. Криницын А. Б. О специфике визуального мира у Достоевского и семантике «видений» в романе «Идиот» // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001. С. 170–205.

Семинар 5.

Тема: Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Вопросы для обсуждения:

1. Замысел романа о «новом деятеле». Особенности композиции.

2. Дмитрий Карамазов: драма «широты русской души». Незавершенность и противоречивость начавшегося возрождения Дмитрия в финале.

3. Иван Карамазов как герой-идеолог. Структурно-композиционная роль поэмы «Великий Инквизитор».

4. Оппоненты Ивана. Старец Зосима в образной системе романа. Алеша Карамазов: новый подход к созданию образа «положительно прекрасного человека».

Основная научная литература:

1. Мочульский К. В. «Братья Карамазовы» // Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 520–541.

2. Розанов В. В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского // Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989 (или любое изд.)

3. Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977.

4. Шмид В. «Братья Карамазовы» – надрыв автора, или Роман о двух концах // Автор и текст. СПб., 1996. С.268–287.

Дополнительная:

5 Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского (любое издание).

6 Булгаков С. Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип // Булгаков С. Н. Сочинения: В 2 т. Т.2. М., 1993. С. 15– 45.

7 Бэлнеп Роберт Л. Генезис «Братьев Карамазовых». СПб., 2003.

8 Он же. Структура «Братьев Карамазовых». СПб., 1997.

Семинар 6.

Тема: Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

Вопросы для обсуждения:

1. Формы толстовского психологизма и их преобразование в романе.

2. Символические мотивы в романе «Анна Каренина».

3. Портрет персонажа.

4. Эпиграф и формы выражения авторской позиции в романе.

Основная научная литература:

1. Л. Н.Толстой: Энциклопедия / Под ред. Н. И. Бурнашевой. М., 2009. С. 21–29; 742–743.

2. Плюханова М. Б. Творчество Толстого: Лекция в духе Ю. М. Лотмана // Л. Н.Толстой: pro et contra. Антология. СПб., 2000. С. 842–857.

3. Сливицкая О. В. Об эффекте жизнеподобия в «Анне Карениной»: Ритм композиции // Русская литература. 2002. № 2. С. 28–40.

4. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М., 2006. С. 144–150.

5. Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л.,1974. С. 151–226.

Дополнительная:

6. Ветловская В. Е. Поэтика «Анны Карениной»: Система неоднозначных мотивов // Русская литература. 1979. № 4. С. 17–38.

7. Сливицкая О. В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» // Русская литература. 1990. № 3. С. 34–47.

Семинар 7.

Тема: Художественные особенности прозы А. П. Чехова

Вопросы для обсуждения:

1. «Архиерей»: автор и герой в рассказе; структура повествования; система мотивов.

2. Рассказ «Студент»: специфика освоения чеховского текста различными литературоведческими методами.

Основная научная литература:

1. Чудаков А. П. Мир Чехова. М.,1986. С. 243–289.

  1. Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М.,1989. С. 79–123.

3. Гиршман М. М. Ритм как элемент стилевого своеобразия // Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М.,1982. С. 152–262. (о рассказе «Студент»: С. 205–218).

4. Шмид В. Мнимое прозрение Ивана Великопольского («Студент») // Шмид В. Проза как поэзия. Статьи о повествовании в русской литературе. СПб.,1994. С.167–183.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 663 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...