Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ценностные позиции



Будем понимать под ценностной позицией совокупность взаимосвязанных ценностей и их аспектов, имеющую поведенчески-мотивирующий и (или) социально-функциональный смысл. При этом целесообразно различать элементарные позиции и макропозиции.

Элементарная ценностная позиция - это несколько взаимосвязанных ценностных аспектов, совокупность которых определенным образом мотивирует поведение индивидов. Факторный анализ степени согласия - несогласия респондентов с предложенными им суждениями (всего их 44) обнаружил значительную дробность кризисного сознания, его разделенность между многими элементарными позициями: в основном массиве респондентов это 11 факторов - позиций (См. Приложение IV), в “горячих точках” - 13; кроме одного фактора, все они предcтавляют именно элементарные ценностные позиции. Охарактеризуем наиболее значимые из них: второй, третий и четвертый. Первый же фактор рассмотрим ниже, в контексте макропозиций.

Второй по влиянию фактор на дестабилизационной стадии кризиса (основной массив) можно квалифицировать как позицию “потребительского эгалитаризма”: здесь максимально полно представлена ценность “благополучие для себя”. На конфликтной стадии (“горячие точки”) этот фактор столь же весом, центральное место в нем занимает та же ценность личного благополучия, но без эгалитаристского аспекта (равенство доходов), что позволяет определить ее как “потребительский эгоизм”. Ключевая для обеих позиций ценность благополучия является преимущественно отрицаемой (с тремя из четырех ее аспектов больше респондентов не согласны, чем согласны).

В третьем факторе на дестабилизационной стадии достаточно полно представлена ценность следования традициям в сочетании с убеждением, что человек должен жить в той стране, где родился, - позиция “патриотичного конформизма”. На конфликтной стадии в третьем факторе традиционализм оказывается в сочетании с эгалитаризмом, что позволило охарактеризовать его как позицию “эгалитарного конформизма”.

В четвертом факторе на дестабилизационной стадии сочетаются предприимчивость и такие цивилизационные ценностные аспекты, как готовность помочь бедным, вести равноправный диалог с оппонентом - это “цивилизованная предприимчивость” В конфликтной же ситуации нравственная предприимчивость оказывается менее значимой (эдесь это фактор 7), а четвертый фактор заключает в себе существенно иную позицию - “достижительный индивидуализм”.

Кроме того, на дестабилизационной стадии выявлены такие позиции: прагматичный псевдогуманизм, экстравертный максимализм, властолюбивая достижительность, криминогенный негативизм и др. На конфликтной стадии обнаруживаются сходные позиции, но с более выраженным энергетическим оттенком: агрессивная конформность, агрессивное правдолюбие, стоический индивидуализм и т.п.

Вводя такого рода наименования, необходимо учитывать, что тем самым каждая элементарная позиция характеризуется лишь как некое идеальное качество, к которому отнюдь не сводится реальная позиция конкретных социальных субъектов. Фактически в сознании последних представлены многообразные комбинации различных ценностных качеств, или элементарных позиций. Такого рода плюральность или, возможно, дробность ценностного сознания наблюдается и в стабильные периоды развития общества, но особенно характерна она для кризисного его состояния. Чтобы понять динамику этого состояния, важно знать: происходит ли лишь дробление сознания субъектов между элементарными позициями или же, наряду с этим, подспудно осуществляется интеграция этого сознания, формируются макропозиции, которые упорядочивают сознание субъектов, консолидируют их в группы сознания, инициируют регенерацию общества, выход его из кризиса.

Ценностная макропозиция - это совокупность взаимосвязанных ценностей, имеющая прежде всего макросоциальный смысл: функциональный или дисфункциональный, интегрирующий или дифференцирующий. Путем структурно-корреляционного анализа одобряемых и отрицаемых суждений удалось выявить11 четыре макропозиции, обобщенно представленные на рис. 3. Сопоставимые структуры обнаружены и в “горячих точках”.

Три из четырех макропозиций - одобряемые, т.е. существуют на основе одобряемых ценностных аспектов (суждений), одна - отрицаемая. Среди одобряемых макропозиций одна (МП-1) является по своей социальной функции интегрирующей, а две другие (МП-2 и МП-3) - дифференцирующими: они разделяют население на группы сознания, ни одна из которых не составляет абсолютного большинства. Отрицаемая макропозиция (МП-4) является резко дифференцирующей. С нее мы и начнем более подробную характеристику макропозиций.

Рис. 3. Ценностные макропозиции (МП): основной массив респондентов.

Обозначения:
1 - жизнь человека; 2 - свобода; 3 - нравственность;
4 - общение; 5 - семья; 6 - работа;
7 - благополучие; 8 - инициативность;
9 - традиционность; 10 -независимость;
11 - самопожертвование; 12 - авторитетность;

13 -законность; 14 - вольность.

Основное ее содержание образуют две переплетающиеся друг с другом инструментальные ценности: “авторитетность” и “вольность”, сочетающиеся с терминальной ценностью “благополучие для себя”. Ключевыми здесь служат такие слова оцениваемых суждений: “оказывать влияние на других, иметь власть”, “бороться до победы”, “добиваться максимального комфорта для себя”, “можно самому посягнуть на жизнь другого”. Все это позволило определить данную макропозицию как “властолюбивый эгоизм”. Можно сказать, что это характерная для прежней России позиция: упование на авторитарную личность, принципом деятельности которой является вседозволенность. Но, вопреки расхожим представлениям, ныне это отнюдь не одобряемая, а четко отрицаемая позиция: составляющие ее аспекты отрицают 33 - 39% респондентов, одобряют лишь 18 - 23%. Правда, по ряду аспектов еще больше тех, кто занял промежуточную позицию, которая в зависимости от обстоятельств может повернуться как в одну, так и в другую сторону. В “горячих точках” в пользу различных аспектов ценности “вольность” высказались уже 32% респондентов. Реалии общественно-политической жизни России после 1990 г., когда были получены анализируемые эмпирические данные, позволяют заключить, что вирус эгоистического властолюбия с тех пор еще шире проник в политически активные слои россиян. Что же противостоит ему в ценностном сознании населения?

Прежде всего две одобряемые, но тоже дифференцирующие макропозиции: “потребительский конформизм” (МП-3) и “предприимчивый нонконформизм” (МП-2). Входящие в них ценности одобряют в основном массиве 41-42% респондентов; в “горячих точках” сохранилось такое же одобрение ценностей МП-3, а ценностей МП-2 - повысилось до 50-51%.

Макропозиция потребительского конформизма “заквашена” на инструментальной ценности следования традициям (“жить как все”) в сочетании с предпочтением хорошего заработка перед содержанием труда и готовностью принять “ложь во спасение”. Ключевое суждение здесь: “Таким, какой я есть, меня сделали обстоятельства жизни”. Эта макропозиция интегрирует три элементарных позиции: потребительский эгалитаризм, патриотический конформизм и ложный нонконформизм. Свыше половины составляющих ее аспектов получили больше промежуточных оценок, чем четких одобрений, хотя одобрений больше, чем отрицаний. По-видимому, это вообще промежуточная макропозиция: она служит резервом роста властолюбивого эгоизма, но может быть резервом и для иных позиций. Все зависит от динамики этих позиций, выступающих для конформистов как обстоятельства жизни, влияющие на их собственную позицию.

Явной противоположностью ей выступает макропозиция предприимчивого нонконформизма. Ядро этой позиции образуют три ценности: независимость, инициативность, нравственность. Ключевой характер имеют суждения: “я сам сделал себя”, “главное - инициатива, предприимчивость”, “быть готовым к равноправному диалогу с оппонентами”. В основном массиве респондентов корневой для данной макропозиции служит элементарная позиция цивилизованной предприимчивости. Кроме того, она вкраплена еще в семь элементарных позиций. В “горячих точках” она интегрирует аспекты десяти элементарных позиций: нравственная предприимчивость, самодостаточный нонконформизм и др. Широкая элементная база предприимчивого нонконформизма свидетельствует о высоком интеграционном потенциале этой макропозиции. Если на дестабилизационной стадии кризиса она выполняет по преимуществу дифференцирующую функцию (распространенность ее ценностей составляла в среднем 45%), то на конфликтной стадии ее функции становятся в равной мере дифференцирующими и интегрирующими (распространенность ее ценностей повышается до 50-51%).

Безусловно интегрирующей на обеих стадиях кризиса является МП-1 - “повседневный гуманизм”. Основу этой макропозиции составляют 4 ценности, весьма полно представленные и тесно связанные друг с другом: законность, семья, нравственность, жизнь человека. Этот их состав и порядок (по убыванию их распространенности) сохраняется на обеих стадиях кризиса. В среднем их одобряют на первой стадии 56%, на второй - 63,5% респондентов. Самой распространенной является инструментальная ценность законности (65% на первой стадии, 80% на второй). Три другие ценности являются терминальными; их каркас образуют суждения с ключевыми словами: “спокойная совесть”, “хорошие отношения”, “забота о детях и стариках”, “добро”, “правда”, “красота”. Еще 6 ценностей представлены в данной макропозиции в виде отдельных аспектов: терминальные - свобода, общение, работа; инструментальные - традиционность, независимость, самопожертвование. Узел связи между большинством суждений образует суждение с ключевыми словами “спокойная совесть”.

Макропозиция повседневного гуманизма составляет нравственную основу жизнестойкости всех народов России (различия между коренными и некоренными нациями находилось в 1990 г. в пределах 5-8%), предпосылку сохранения российского общества как целого. Ее интегрирующий потенциал огромен. Он образуется прежде всего за счет самого весомого фактора 1, который имеет, по сути, статус макропозиции и потому также назван повседневным гуманизмом. Кроме того, МП-1 вкраплена в 5 факторов основного массива и в 7 факторов “горячих точек”. Вместе с фактором 1 их совокупная доля в общей дисперсии составляет в первом случае около 35%, а во втором - свыше 45%. Но эти цифры не должны рождать иллюзию, будто кризисное российское общество - самое гуманное в мире. Речь идет о некоторой глубинной предпосылке, общем ценностном фоне, который может активно влиять на другие макропозиции, но может и оставаться втуне. Многое зависит от общей динамики ценностей как компонентов социокультурной эволюции.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 820 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...