Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что нужно знать о народах России. Справочник для государственных служащих. М., 1999. С. 387-418



«Этикет семейной жизни русских крестьян строится на принципах доминирования мужского начала и старшинства по возрасту… В избе все пространство, как правило, делится на две половины - почетную (мужскую) и женскую. По диагонали от печи всегда расположен передний угол (большой, святой, красный). В переднем углу под образами всегда сидят старшие мужчины семьи и почетные гости - мужчины. Пространство избы от устья печи до передней стены, называемое в разных местах "упечью", "середой", "чуланом", "кутей" - женская половина, она нередко огораживалась перегородкой. Мужским местом считалось также пространство между входной дверью и боковой стеной, где часто устраивалась лавка ("коник"), на которой мужчины занимались хозяйственными работами.

Отношения между мужем и женой определялись жестким разделением труда в крестьянском хозяйстве, но существовали и некоторые правила приличия. За семейной трапезой, которая не знала отдельных приборов - все ели из общей чашки, глава семьи, помолившись, начинал есть первым, после него все взрослые мужчины семьи, потом женщины и дети…

Женщины крестьянской семьи по стилю поведения делятся на три категории. К первой относится жена главы семьи - хозяйка, а в неразделенных семьях еще и многодетные невестки "со стажем". Эта категория наделена большими правами и ведет себя свободно, участвуя в обсуждениях семейных дел и влияя на принятие решений. Но и они обязаны вести себя сдержанно в общественных местах и при появлении в доме старших родственников - мужчин. Они же обязаны строго соблюдать крестьянский этикет в одежде - обязательно носить специальные головные уборы (кокошник, сорока, чепец, платок). Появление замужней женщины простоволосой в крестьянской среде …приравнивалось к супружеской измене и соответственно каралось мирским сходом и общественным мнением. Впрочем, и женатые мужчины были обязаны соблюдать этикет в одежде - считалось неприличным появиться на людях без шапки и без пояса. Своеобразным подтверждением этикетных норм служили траурные антинормы, в которых пристойным считалось обратное - мужчины должны быть на похоронах без шапок, а женщины с распущенными волосами.

…молодые невестки …должны были беспрекословно подчиняться не только мужьям, но и всем старшим родственникам мужа. На них возлагались все работы по дому. Невестка не могла сидеть в присутствии родителей мужа, она была обязана обращаться к ним с использованием всех формул почтительности, обязательно на "вы", от нее с особой строгостью требовали выполнения всех предписаний в отношении одежды… до рождения первого ребенка "молодуха" могла пользоваться некоторыми девичьими вольностями - ходить в хороводы, на гулянья, наряжаться. Мир осуждал чрезмерные строгости по отношению к ней со стороны свекра и свекрови. С рождением же первого ребенка молодая жена полностью лишалась поблажек и надолго обрекалась на подчиненное положение и лишь со временем, когда у нее взрослели дети, она получала относительную свободу и привилегии.

Наибольшей свободой среди женщин крестьянской семьи пользовались девушки. Они были свободны от жестких этикетных предписаний в отношении одежды, могли ходить простоволосыми с одной косой, украшая голову лентой или лентообразным девичьим головным убором ("повязка"). Во многих местностях девушки освобождались от домашней работы, если в доме были невестки, что, впрочем, не освобождало их от полевых работ. Много времени они проводили на гуляньях, посиделках, вечерках, в хороводах, часто гостили у родственников в других деревнях. Все эти затеи наряду с прочими имели цель познакомиться с будущим женихом. До тех пор, пока старшая сестра не выходила замуж, младшая не должна была хорошо наряжаться, проявлять особую активность в хороводах, а когда в дом приходили гости - молодые люди, ее вообще выпроваживали из избы.

Отношения зятя и тещи…в крестьянской среде оформляются в особый этикетный ритуал. Эти отношения отличаются особой предупредительностью, заботой. Зять должен регулярно навещать дом родителей жены, обязательно с подарками, оказывать (хотя бы чисто ритуально) помощь в хозяйственных делах, не говоря уже об участии в таких важных мероприятиях, как возведение новой избы, покос. Теща …должна всячески ублажать гостя-зятя, почивать его самыми вкусными яствами, обращаться с ним ласково - отсюда известная поговорка "Как у тещи на блинах", означающая верх блаженства.

Этикет семейной жизни финноязычных народов и чувашей был основан на древних традициях крестьянского быта, в котором четко дифференцировались мужские и женские роли... Внешние поведенческие выражения этих отношений однозначно говорят о доминировании мужского начала: в избе муж занимал почетное место в углу с иконами, порой в доме был один единственный стул и он предназначался для хозяина, все прочие сидели на лавках; жена не могла идти рядом со своим мужем по улице - ее место по этикету позади него; женщина выходя замуж, теряла свое имя и именовалась у некоторых народов по имени мужа, … муж не мог на людях показать своего нежного отношения к жене или за глаза похвалить ее... Но зато муж по правилам хорошего тона не мог вмешиваться в женскую часть хозяйства… Носил то, что сошьют, ел то, что сварят. Во внутрисемейных делах жена пользовалась равноправием, а подчас могла выполнять и мужские обязанности.

Неравноправие мужчин и женщин особенно наглядно в процедуре расторжения брака. Жена не могла по своему желанию уйти от мужа - ее осудит все общество, а родители вернут обратно, а муж мог ее выгнать даже без объяснения причины. У чувашей в старину муж в знак развода разрывал сарпан (полотенцеобразный головной убор) жены на две половины, одну часть отдавал жене, другую оставлял себе, после этого она должна была покинуть дом.

Наиболее строго исполнение женских правил этикета спрашивалось с невесток, особенно молодых. … невестки.. не могли появиться перед родственниками мужа без головного убора и с обнаженными ногами, не могли называть по имени старших родственников мужа даже в их отсутствие, используя для их именования иносказания или термины родства. У чувашей за нарушение, даже невольное, этих запретов на невестку налагался штраф - выткать и вышить полотенце или кисет.

Вообще в гости русские крестьяне ходили только по праздникам. Визиты в иные дни гостеванием и не считались, торжественными трапезами не сопровождались, а если кто-нибудь и нарушал этот обычай, это почиталось общественным мнением за грех.

… обычай гостеприимства имел два варианта, существенно отличающиеся друг от друга. Первый - прием незваного гостя, которому хоть и оказывались знаки уважения, но не принято было по поводу его прихода устраивать праздник. Его довольно быстро как бы принимали в состав семьи на правах старшего, уважаемого члена. Второй вариант - прием званого гостя. Само приглашение представляло собой довольно сложный ритуал. Оно было обязательным. …Приглашение делалось часто через "позыватых", но считалось, что личное приглашение хозяина - знак большей чести. Принимать приглашение с первого раза считалось неприличным, и поэтому было нормой делать его несколько раз.

Приходить в гости первым также считалось неприличным, это могли сделать лишь очень, близкие родственники хозяина.

Встречать гостей хозяин был обязан лично, при этом учитывая их возраст, общественное положение и степень родства. В соответствии с этой градацией он встречал гостя либо у ворот усадьбы, либо у крыльца, либо у входа в горницу. Гости в свою очередь тоже согласно этикету не могли въезжать во двор, а останавливались у ворот и к дому шли пешком.

Главным моментом приема гостей было застолье, трапеза… место хозяина дома было в красном углу под образами, причем принято было сидеть не прямо в углу, а немножко в стороне, чтобы не находиться на линии между главной иконой и столом (пословица - "Между Богом и столом только дурак"); место справа от хозяина считалось самым почетным, его занимал либо самый старший гость, либо самый важный; места рядом с хозяином по лицевой стене избы занимали мужчины в соответствии со своим возрастом и положением - чем младше, тем дальше от красного угла. Женщины (на общественных пирах-братчинах - авт.) раньше вообще за стол не садились. При гостевании на частном пиру женщины занимали места ближе к печи.

Всякое застолье… требовало от всех соблюдения некоторых общих этикетных правил. Стол в крестьянском мировоззрении - вещь святая, "стол - то же что в алтаре престол, а поэтому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви", не зря существовал обычай целования стола перед дальней дорогой". Таким же священным для крестьян был хлеб. Начав есть кусок хлеба, надо доедать его до конца, недоеденный кусок нельзя оставлять на столе; нельзя доедать кусок за кем-либо, в особенности мужчине за женщиной и женщине за мужчиной - этим можно отнять чужую силу; то же самое может произойти, если есть у кого-либо за спиной; нельзя, не доев один кусок, браться за другой - этим поступком обрекаешь кого-то на голод…Нельзя ложку опирать о край чашки - по ней нечистая сила может перебраться.

Во время трапезы принято было, чтобы хозяин собственными руками подавал лучшие куски еды наиболее солидным гостям… Наиболее почетным гостям в знак уважения было принято подавать особое блюдо… Еще в XIX в. в ходу был обычай пить круговую чашу (братину – авт.). Пили, передавая ее по солнцу, таким образом, соблюдая возрастную иерархию. Девушки и неженатые парни во многих местностях до 30-50-х гг. нашего века вообще не имели права пить, а женщины могли выпивать только уже в зрелом возрасте.

Обычай гостевания на престольные праздники предусматривал переход из одного дома в другой, так как крестьянский мир представлял собой плотную сеть родства, свойства, кумовства, побратимства... каждый "двунадесятый" праздник превращался в серию пиров, которые длились по несколько дней.

Этикет гостеприимства и застолья у финноязычных народов и чувашей мало чем по духу и содержанию отличается от поведенческих норм, принятых в этой сфере у русского крестьянства. Действительно, гостевание у финноязычных народов и чувашей - очень заметная черта их образа жизни, неизменный атрибут праздников. Существовал обычай праздничного гостевания девушек у крестных и родственников, обычай наносить визиты тестю и теще, родственникам и свойственникам разных степеней.

В торжественных случаях гостей встречал сам хозяин. Гости проходили в горницу, но не заходили дальше матицы, …рассаживались по лавкам вдоль стен. Здесь их приветствовал хозяин с хозяйкой, которая на полотенце держит салом (подношение-приветствие) - каравай хлеба с чашечкой топленого масла. Они угощают всех кумышкой... После приветствия хозяин приглашал всех к столу, предлагая места в красном углу самым почетным гостям. Молодежь рассаживали после старших, женщин после мужчин. Если места за столом всем не хватает, молодежь дожидается своей очереди во вторую смену.

Садиться за стол надо на приличном расстоянии от его края. Сидящего слишком близко и облокачивающегося о стол называли "не умеющим себя вести в народе". За трапезой особое почтение оказывалось хлебу - его нельзя было крошить на стол, если же крошки падали, их следовало поднимать и есть. Почтительность к хлебу выражалась и в том, как его резали - прижав к груди.

Блюда для пищи были общими для всех сотрапезников. Жаркое и печенья брали руками, а жидкие блюда ели ложками из общей чашки. Неприличным считалось проливать на стол. Обязанностью хозяйки было постоянно потчевать гостей, уговаривать есть побольше, гостям прилично было сдерживать свой аппетит. Спиртные напитки…подавала обычно хозяйка - изготовление напитка было женским делом. Она обходила всех гостей с бутылкой, обернутой в фартук, наливала в стакан, сама пригубливала и…подавала гостю. Этикет предписывал гостю не брать сразу стакан, вести вежливый разговор с хозяйкой, как бы не замечая его и лишь после нескольких настоятельных просьб принимать чарку. Особо приличным вариантом было лишь пригубить ее и вернуть хозяйке, которая должна просить гостя все-таки выпить. Пить следовало медленно, выпить рюмку залпом считалось неприличным.

Поскольку торжественные застолья устраивались только по праздникам, подолгу засиживаться в одном месте было не принято, так как нужно было навестить других хозяев, а порой успеть еще и самому принять гостей…Обычай предписывал давать уходящим гостям с собой съестное для тех из их домашних, кто не смог прийти сам.

У татар и северных башкир, издавна оседлых и занимающихся земледелием, жилой дом четко делится на две половины - мужскую и женскую. Иногда это два отдельных дома либо два помещения в одном доме, а если жилище однокамерное, то оно разделялось легкой перегородкой или занавеской. Женская половина - "черный дом" (кара эй), здесь находится печь для приготовления пищи и место д38ля женских работ, вход сюда посторонним мужчинам категорически запрещен. Мужская половина - "белый дом" (ак эй), здесь место хозяина и взрослых мужчин семьи. Белый дом иногда именуется "кунак эй" (дом для гостей), так как именно здесь принимают пришедших в дом мужчин, в нем вдоль передней стены, противоположной от входа, устроены нары (еже), центральная часть которых является почетной (тор).

У южных башкир, казахов …юрта также делилась на две половины линией, идущей от входа через центр с очагом к противоположной от него стене, где располагался тор - почетное место. Половина, расположенная справа от сидящего на торе, была мужской, а слева - женской. Иногда, но не обязательно, половинки отделялись занавеской.

Общим правилом поведения было то, что мужчины без особой нужды не заходят на женскую половину, а женщины — на мужскую. В прошлом высокая мебель отсутствовала и сидели на коврах или кошмах. Позы для сидения были мужскими и женскими: мужчины сидели "по-турецки", поджав обе ноги под себя, женщины - подогнув под себя одну ногу, а другую поставив на ступню и прижав коленку к груди.

В прошлом женщины по нормам шариата и адата были обязаны соблюдать ряд ограничительных правил поведения: у состоятельных татар существовали элементы затворничества женщин, которые не имели права покидать дом без сопровождения, закрывали лицо; у кочевников ничего этого не было; у всех народов данной группы женщины не допускались к общей трапезе с мужчинами и даже "никах той" (обряд мусульманского бракосочетания) по правилам шариата производился в отсутствие невесты; женщины в семье соблюдали правила избегания по отношению к старшим родственникам мужа, не имели права называть их по имени, появляться перед ними без головного убора, с открытым лицом и обнаженными ногами, говорить, не будучи спрошенными.

Культура общения в кругу родственников жестко определялась системой терминов родства. Старшинство в этой системе было доведено до уровня культа… Высший ранг - поколение дедов, по отношению к которым обычай предписывал почитание и безоговорочное послушание. Сдержанность и мягкость предписывалась по отношению к тем, кого человек именовал внуками и детьми. Необходимо отметить, что эти модели поведения относились не только к кровным родственникам, но и ко всем, кто по возрасту относился к этим поколениям.

Младшие невестки в доме мужа, как практически у всех народов России, были особенно опутаны этикетными запретами. Они не могли не только называть старшую родню мужа по имени, но и произносить слова, звучание которых напоминало эти имена, чтобы выйти из этого положения, должны были подбирать иносказательные обороты для именования вещей. Примечательный случай приводит В.В.Радлов, изучавший казахов в прошлом веке: "...если старшего родственника зовут Каспыр Бай (букв.: волк-господин), то она (невестка) называет волка по-татарски бору или улулама (воющий). Если его имя Койши (овечий пастух), то овцу она назовет манграма (блеющая).

...у башкир существовали особые отношения между мужчиной и некоторыми категориями невесток - женами младших братьев отца и женами его собственных старших братьев, которые для него были энге. Эти отношения характеризовались чрезвычайной свободой общения, двусмысленными шутками, а порой и слегка прикрытой интимной близостью. Все объясняется обычаем левирата, по которому в случае смерти своего дяди или старшего брата человек мог жениться на их вдовах. По этому поводу существуют пословицы: "Полумуж, в отсутствии мужа - полный муж" и многочисленные романтические сюжеты фольклора о приключениях этих категорий свойственников.

Хождение в гости и приглашение в гости совершаются по многообразным поводам и чрезвычайно часто. У казахов, башкир и татар изготовление масла, сыра, кумыса, забой скота по правилам хорошего тона должны были сопровождаться зазыванием соседей в гости. Прием гостей и гостевание - непременный и очень важный атрибут всех без исключения праздников. Принимать гостей по всем правилам гостеприимства было принято не только по праздникам, но и по другим поводам - свадьбы, похороны, поминки, посещение округа или аула важной персоной или просто приезд знакомых и друзей.

Размах гостеприимства, разумеется, зависел от ранга и состояния принимающей стороны. Прием гостей сопровождался пением знаменитого певца, специально приглашенного султаном, конскими скачками на приз, джигитовкой, раздачей подарков всем прибывшим.

Дары занимают заметное место в этикете гостеприимства. Каждый из гостей обязательно является с подарком хозяину и его семье, в свою очередь хозяин дарит что-нибудь гостям сообразно их званию… нельзя дарить вещь менее ценную, чем получил сам, в случае, если это произойдет, давший меньше окажется в зависимом положении и сделает все возможное, чтобы при случае отдарить партнера более ценной вещью. Существуют и подарки, имеющие более низкий ритуальный статус, но, тем не менее, обязательные по правилам хорошего тона. Речь идет о мелких подарках всем детям и младшим родственникам хозяина - монеты, сладости, игрушки, а также специфически женские подарки, которые женщины всегда прихватывают в гости. У татар и башкир - это излюбленное лакомство, копченый гусь... Такие гостинцы служат поводом блеснуть своим кулинарным искусством, поговорить о рецептах приготовления этих популярных лакомств, в общем - вести "приличный" для женщин разговор на первом этапе гостевания.

У гостя… хозяева никогда не спрашивают о цели его визита, по крайней мере, в течение трех дней. Обязаны предупреждать все его желания, оказывать знаки почтения и прощать то, что в других ситуациях наказуемо. По завершению визита гостя обязательно снабжают провизией на дорогу, сам хозяин, его братья или сыновья провожают до околицы аула, а порой и до поселения гостя.

Но и гость обязан придерживаться определенных правил… входя в юрту, надо это делать с правой ноги, ни в коем случае нельзя наступить на порог, нельзя входить в дом и садиться за дастархан без приглашения хозяина, нельзя заглядывать за занавесь женской половины, шутя заигрывать с женщинами и даже случайно прикасаться к ним.

Застолье и трапеза …для мужчин и для женщин были обязательно раздельными. По исламским установлениям застолье начиналось по возможности во время, следующее после соответствующей молитвы, которой в свою очередь предшествовало обязательное омовение. Все рассаживались строго по этикету: на почетном месте - справа от хозяина усаживался знатный и старший гость, слева - следующий за первым по рангу… Трапеза проходила либо за низкими столиками (татары), либо на кошме или ковре. Твердую пищу ели руками, беря ее из общего блюда, жидкую пили из персональных (деревянных, металлических, фарфоровых) чашек. Трапеза начиналась обычно с ритуальных блюд… (мяса - авт.) Обычно после мяса подают крепкий бульон (сорпа, шурпа), порой в общей для всех чаше, из которой все по очереди пьют.

Прием гостя без кумыса у кочевников немыслим…напиток разливают исключительно мужчины... татары, невзирая на категорический запрет ислама, уже давно познакомились с русской водкой… алкогольные напитки у рассматриваемых народов - непременный атрибут застолья, но до середины XX в. их потребление носило почти исключительно ритуальный характер, осуществлялось только старшими мужчинами круговой чашей и опьянение в торжественной трапезе везде считалось не просто нарушением этикета, но признаком недостойной мужчины слабости…»

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Этнические признаки. Этнос.

2. Этнические процессы.

3. «Многоликая наука»: этнография, социальная антропология, культурная антропология, этнология.

4. Основные этапы развития этнологии.

5. Объект и предмет исследования этнологии. Этнос, субъэтнос, суперэтнос. Этническая культура.

6. Методы этнографических исследований.

7. Становление и развитие отечественной этнографической науки.

8. Основные этнологические теории и научные направления: Эволюционизм.

9. Основные этнологические теории и научные направления: Диффузионизм.

10. Основные этнологические теории и научные направления: Социологическая школа.

11. Основные этнологические теории и научные направления: Функционализм.

12. Американская школа исторической этнологии.

13. Этнопсихологическая школа.

14. Основные этнологические теории и научные направления: Структурализм.

15. Основные этнологические теории и научные направления: Постмодернистские концепции.

16. Расово-антропологическая классификация этносов.

17. Этнолингвистическая классификация этносов.

18. Религиозно-конфессиональная классификация этносов.

19. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам.

20. Классификация по историко-этнографическим областям.

21. Волго-Уральская историко-этнографическая область (ИЭО): этнический состав, численность и размещение населения.

22. Формирование финно-угорского населения в Волго-Уральском регионе.

23. Финно-угорское, тюркское и славянское взаимодействие с начала I тыс. н.э. до начала XIII в.

24. Народы Волго-Уралья в составе Улуса Джучи.

25. Народы Волго-Уралья в составе Московского царства.

26. Народы Волго-Уралья в составе Российской империи.

27. Этнические процессы в СССР.

28. Современные этнические процессы. Этнический парадокс современности.

29. Современные этнические процессы в России.

30. Самарская область: этнический состав и этнические процессы.

31. Мордва: материальная и духовная культура.

32. Чуваши: материальная и духовная культура.

33. Татары: материальная и духовная культура.

34. Башкиры: материальная и духовная культура.

35. Русские Урала и Поволжья: материальная и духовная культура.

36. Украинцы Урала и Поволжья: материальная и духовная культура.

37. Этикет гостеприимства народов Самарского края.

38. Календарно-праздничный цикл народов Самарского края.

39. Малочисленные народы Волго-Уральской ИЭО. Проблемы существования диаспор.

40. Национальные движения и национальные общественные организации на территории Самарской области.

Литература по курсу

Основная литература

Бабенышева (Малкова) Н.М., Букина О.В. Региональная культура: Учебно-методическое пособие. – Самара: СМИУ, 2005.

Бусыгин Е.П. Общая этнография (этнология): Курс лекций студентам ист. фак-та Казанского университета. М., 2001.

Поляничкина Г.А. Этнография. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Садохин А.П. Этнология. - М.: Гардарики, 2008.

Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2004.

Что нужно знать о народах России. Справочник для государственных служащих. / Отв. Ред. В.А. Михайлов, М., 1999.

Дополнительная литература

Аношин А.В. Русское застолье: 1000 блюд. - М., 1995.

Аношин А.В., Михайлов В.С. Русские блюда на нашем столе. - Краснодар, 1990.

Антипова А.В. Русская кухня. - Воронеж, 1991.

Арсланова И.А. Башкирская кухня. - Уфа, 1992.

Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом. -Уфа, 1997.

Ахметзянов Ю.А. Татарские блюда. - Казань, 1969.

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. - Л., 1990.

Балашев В.А., Корнишина Г.А., Федянович Т.П. Семейные обряды // Мордва: историко-культурные очерки. - Саранск, 1995.

Балашов В.А. Структура семьи и ее уклад // Мордва: историко-культурные очерки. -Саранск, 1995.

Балашов Д.М. Русская свадьба. - М., 1985.

Баранов Д.А. Родинный обряд: время, пространство, движение // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. - М., 2001.

Барсукова Е.Ф. Русская кухня. - Л, 1989.

Башкирский костюм. - Уфа, 1989.

Бгажноков Б.Х. Организация пространства и этикет //Советская этнография, 1983, № 4.

Белицер В.Н. Народная одежда мордвы // Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Т. 101. - М., 1973.

Белицер В.Н. Обзор Мордовских поселений и построек первой половины ХХ в. в районах, смежных с Мордовской АСС // Исследования по материальной культуре мордовского народа. - М., 1963.

Беляева Н.Ф. Народные традиции воспитания детей у мордвы // Мордва: историко-культурные очерки. - Саранск, 1995.

Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. - М., 1981.

Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. - М., 1991.

Бусыгин Е.П. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. Историко-этнографические исследования (середина XIX – начало XX вв.). - Казань, 1973.

Бусыгин Е.П. Среднее Поволжье и Приуралье: (Казанская, Симбирская, Самарская, Уфимская и Оренбургская губернии) // Крестьянская одежда населения Европейской части России (XIX- нач. XX вв.): Определитель. - М., 1971.

Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. - Самара, 1991.

Ведерникова Т.И., Фокин П.П., Ягафова Е.А. Этнография Самарской Луки. - Самара, 1996.

Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары, 1970.

Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974.

Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу). - Чебоксары, 1960.

Герасимова В.А. Чувашские национальные блюда. - Чебоксары, 1967.

Давыдова О.И., Верховская Т.А. Кухня народов Среднего Поволжья. - Самара, 1994.

Денисов П.В. Религиозные верования чувашей. Историко-этнографические очерки. - Чебоксары, 1959.

Денисова Н.П. Зимние и весенние календарные праздники чувашских крестьян (XIX- начало XX вв.) // Исследования по чувашскому фольклору. - Чебоксары, 1984.

Динес Е.И. Традиционная пища и домашняя утварь мордвы // Исследования по материальной культуре мордовского народа: Тр. Морд. Этногр. Экспедиции. - М., 1963., Вып. 2.

Додонов Н.Л. 300 чувашских блюд. - Чебоксары, 1972.

Древняя одежда народов Восточной Европы. - М., 1986.

Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба // Избранные труды. - Саранск, 1966. Т. 5.

Егорова О.В. Родильные обряды и поверья у чувашей // Этнология религии чувашей. - Чебоксары, 2003. Вып. 1.

Жукова Е.Д. Костюмы народов Башкортостана // Очерки культуры народов Башкортостана. - Уфа,1994.

Жуковская Н.Л., Мокшин Н.Ф. От Карелии до Урала: рассказы о народах России. - М., 1998.

Зотова А.В. Мордовская кухня. - М., 1977.

Иванов Л.А. Поселения и жилища чувашского населения Прикамского Заволжья и Южного Урала // Вопросы истории Чувашии. - Чебоксары, 1965.

Иванов Л.А. Старинная женская национальная одежда чувашского населения Самарской Луки и Саратовского Правобережья // Бытовая культура чувашей: (материалы к ист.-этногр. атласу). - Чебоксары, 1985.

Ковалев Н.И. Рассказы о русской кухне. - М., 1994.

Ковченков В.М. Мордовская кухня. - М., 1981.

Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. - М., 1964.

Коновалова С.В. Одежда народов Поволжья // Краеведческие записки, - Куйбышев, 1986.

Корнишина Г.А. Традиционные обряды детского цикла у мордвы // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. - М., 2001.

Круглый год: Русский земледельческий календарь. - М., 1991.

Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. - М, 1985.

Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. - М., 1992.

Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции, взаимосвязи. - Казань, 1993.

Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учебно-справочное пособие. - М., 1998.

Листова Т.А. Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка. - М., 1995.

Листова Т.А. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой // Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989.

Лотыш В.А. Украинские блюда. - Киев, 1975.

Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX- начала XX вв. - М., 1984.

Матвеев Г.Б. О некоторых особенностях традиционного жилища чувашского населения Татарской АССР, Ульяновской и Куйбышевской областей // Культура и быт низовых чувашей. - Чебоксары, 1986.

Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М., 1988.

Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. - Саранск, 1998.

Мордовские украшения: Каталог. - Л., 1988.

Мордовский народный костюм: Альбом. - Саранск, 1990.

Мусина Р.Н. Татары // Семейный быт народов СССР. - М., 1990.

Нагаева Л.М. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. - Уфа, 1999.

Народная культура в современных условиях: Учебное пособие / Балдина О.Д., Быкова Э.В. и др. М., 2000.

Наулко В.И., Миронов В.В. Культура и быт украинского народа (учебное пособие). - Киев, 1977.

Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории (Традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX – начале XX в.). - СПб., 1992.

Николаев С.Д. Система родства у мордвы // Мордва: историко-культурные очерки. - Саранск, 1995.

Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. - Уфа, 1980.

Орков Г.Н. О традиционном костюме чувашей Самарской Луки // Чувашское искусство. - Чебоксары, 1997. Вып. III.

Очерки статистической этнографии Среднего Поволжья. - Казань, 1976.

Похлебкин В.В. Национальные кухни наших народов. - М., 2002.

Похлебкин В.В. Национальные кухни наших народов: основные кулинарные направления. - М., 1991.

Приятного аппетита: кухня народов Поволжья. - Саранск, 1990.

Приятного аппетита: рецепты татарской кухни. - Самара, 1991.

Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. - М., - Л., 1955.

Русские: семейный и общественный быт. - М.,1989.

Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забелиным. - М.,1992.

Русский народный костюм: Альбом. - Л., 1984.

Русский традиционный костюм. - СПб, 1998.

Самситова Л.Х. Реалии башкирской культуры. - Уфа, 1999.

Сафин Н.М. Башкирские блюда. - Уфа, 1981.

Семейная обрядность народов Среднего Поволжья: (Историко-этнографические очерки). - Казань, 1990.

Семейно-бытовые обряды и праздники. - Саранск, 1990.

Семейный быт народов СССР. - М., 1990.

Султангареева Р.А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. - Уфа, 1994.

Сявавко Е.И. Украинская этнопедагогика в ее историческом развитии. - Киев, 1974.

Татарская кулинария. - Казань, 1981.

Татарская народная кухня. - Казань, 1999.

Татарские праздники и обряды. - Казань, 1998.

Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967.

Токарев С.А. Этнография народов СССР. - М., 1958.

Традиционная этнография народов Поволжья (населяющих Куйбышевскую область). - Куйбышев, 1986.

Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. - М., 1985.

Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья. - Л., 1985.

Тумайкин В.П. Семья и семейные отношения у мордвы Самарской губернии в XVIII-XIX вв. // Материальная и духовная культура мордвы в XVIII-XIX вв. Труды НИИЯЛИЭ. Вып. 62. - Саранск, 1978.

Украинцы. Конец XIX – начало XX вв. - Л., 1975.

Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа. - Казань, 1984.

Федянович Т.П. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья (XIX – начало XX вв.). - М., 1997.

Фокин Т.П. Брачная обрядность чувашей Самарской Луки // История и культура Чувашской АССР. - Чебоксары, 1972.

Фокин Т.П. Изучение семьи и брака чуваш // История и культура Чувашской АССР. - Чебоксары, 1972.

Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. - Казань, 1967.

Ханбиков Я.И. Татарская народная педагогика. - Казань, 1967.

Чуваши: этнографическое исследование / Под ред. М.Я. Сироткина, М.И. Иванова. - Чебоксары, 1970. Гл. 3.

Шалимов С.А., Шадура Е.А. Современная украинская кухня. - Киев, 1989.

Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. - Уфа, 1995.

Шитова С.Н. К истории башкирского народного костюма // Обычаи, культурно-бытовые традиции башкир. - Уфа, 1980.

Шитова С.Н. Народная одежда башкир // Археология и этнография Башкирии. Том 3, - Уфа, 1968.

Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир: Вторая половина XIX - первая четверть XX в. - М., 1984.

Шкаликов Ф.В. Очерки по истории жизни крестьян Самарской области: быт, культура, обычаи, традиции, обряды. Большечерниговский район. - Джамбул, 1992.

Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Отв. ред. А.К.Байбурин, И.С.Кон. - СПб., 1991.

Этнография: Учебник для ист. спец. вузов/ Под ред. Ю.В. Бромлея. - М., 1982.

Этнология / Под. Ред. Г.Е. Маркова, В.П. Пименова. - М., 1994.

Анашкина Г.П. Традиции и новации в этнической культуре (на примере родинной обрядности русского населения Ульяновской области) // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. - М., 2001.

Этнопедагогика / Под ред. Г.Н. Огородникова. -М., 1981.

Этносы Самарского края. - Самара, 2003.

Ягафова Е.А. Самарские чуваши. - Самара, 1998.

Сайт Российского этнографического музея. - http://www.ethnomuseum.ru/

GUMILEVICA - один из наиболее фундаментальных интернет-ресурсов, посвященных творчеству и личности Л.Н. Гумилева. - http://gumilevica.kulichki.net/

Лица России - http://www.rusnations.ru/ethnorussia

Музей антропологии и этнографии (КУНСТКАМЕРА) РАН (МАЭ РАН) - http://www.kunstkamera.ru/

Этнография Юго-Восточных Башкир. - http://vatandash.bashedu.ru/

Этнография НАРОДОВ России - http://www.ethnos.nw.ru/

Этнографический музей Казанского государственного университета. - http://www.kcn.ru/tat_ru/

Этнографический музей Башкирского государственного университета. - http://www.bashedu.ru

Электронная библиотека по истории, археологии и этнографии Среднего Поволжья - http://ysa-human.narod.ru/bibl.html

ЭтноЖурнал - http://www.ethnonet.ru/

Этнография народов Приволжья - http://www.museum.nnov.ru





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 843 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.041 с)...