Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Уильям Оккам



Разумные доказательства догматов веры невозможны и бесцельны.

Само понятие Бога есть понятие иррациональное, оно никак не может быть обосновано средствами естественного познания. Сфера разума и область веры должны быть разграничены. Источником теологических истин является Священное Писание. Их невозможно доказать с помощью философских аргументов. И, наоборот, научные истины не зависят от богословия, ибо они опираются на разум и опыт, а не на веру. Разграничил веру и знание, богословие и философию.

Учение о «двойственности истины» выразилось в положении, что истинное в философии еще не является таковым в богословии, и наоборот.

2.ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ.

В средневековой философии был знаменитый спор реалистов и номиналистов. Философы средневековья почти триста лет спорили о том, существует ли наряду с конкретными людьми – Петром, Павлом или Бонифацием – еще и человек вообще, просто человек.

Эта проблема вошла в схоластику через Северина Боэция. Спор об универсалиях (общих понятиях) велся на протяжении всего периода. Комментируя древнегреческого философа неоплатоника Порфирия Боэций столкнулся с тремя вопросами:

1.Универсалии, то есть роды и виды – животное, человек – существуют или нет?

2.Насколько они телесны? Тела это или бестелесные вещи?

3.Обладают ли они в последнем случае отдельным бытием или же существуют в телесных вещах?

И хотя Порфирий поставил эти вопросы, ответов на них он не дал. То была схватка между двумя направлениями, зародившимися еще в поздней Античности, между «реалистами» и «номиналистами».

В ходе обсуждения этой проблемы сформировались три основных подхода к ее решению:

Реалиты, последователи Платона Концептуализм Номиналисты, отталкивались от положений Антисфена, некогда критиковавшего Платона.
Боэций, Фома Аквинский Пьер Абеляр, Дунс Скотт, Последователи Аристотеля Росцелин, Уильям Оккам
Признают самостоятельное существование универсалий. (первичными являются понятия о предметах, а сами предметы – лишь отражение этих понятий). Реальны только имена. Бестелесные универсалии существуют, но в реальности нет человека вообще, зато существуют отдельные индивиды. Единичные же вещи могут складываться из общих понятий подобно тому, как многие нити могут связываться в один узел. Если абстрагироваться от них как от отдельных существ, выделяя характерные черты вида или рода, то можно получить универсалии. Универсалии представляют собой формы, образцы для творения единичных вещей. Имеют троякое существование: 1)в божественном уме; 2)в вещах; 3)в человеческом уме. Универсалии следуют за вещами и представляя собой формы, образы для творения единичных вещей, причем эта сущность не существует сама по себе без индивидуумов и является извлечением, отображением общего, форм в вещах. Три способа познания Бога. Аристотель считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являющимся его внешней формой. Универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь материальные вещи, но при этом универсалии получают некоторую реальность в сфере ума, обобщающего отдельные качества вещей, благодаря свойственной уму способности к абстракции. Таким образом, Абеляр, в отличие от номиналистов, утверждал, что в единичных предметах все же есть нечто общее, а именно концепт (смысл). Вследствие этого учение Абеляра и получило в дальнейшем название концептуализма.     Универсалии - это лишь имена. Отрицает какую бы то ни было объективность за пределами человеческого сознания. Реально существуют только отдельные вещи. Даже в «божественном разуме» нет никаких «прообразов» вещей. Универсалии существуют только «в душе и словах». Они фиксируют сходное в индивидуальных предметах. Универсалии – понятия, которым свойственно быть знаками многих вещей. Разделение понятий на родовые и видовые имеет свое основание в том, что одно понятие служит знаком большего количества вещей, а другое – меньшего. Идеи или понятия (универсалии) сами являются лишь отражением материальных предметов и, не имея реального содержания, существуют не в действительности, а только в воображении.

3.ПРОБЛЕМА ТЕОДИЦЕИ.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...