Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Какие задачи у ФСВТС сегодня



Основные задачи -- контроль и надзор в области военно-технического сотрудничества, участие в разработке государственной политики в этой области, реализация государственной политики в области ВТС. Служба принимает решения о ввозе в Россию и вывозе из нее продукции военного назначения, о выдаче на это лицензий, предоставляет разработчикам и производителям продукции военного назначения право на внешнеторговую деятельность (в отношении запасных частей, вспомогательного имущества, ремонта). Служба организует выставки и показы образцов продукции военного назначения в стране и за рубежом.

ФСВТС рассматривает обращения иностранных заказчиков, контролирует ход их реализации. На службу возложены учет и регистрация внешнеторговых контрактов, ведение реестра субъектов военно-технического сотрудничества. За десять лет работы службыподписаны соглашения о сотрудничестве с 40 странами. Соглашения о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности заключены с 19 государствами, о взаимной защите секретной информации -- с 29. Есть шесть межправительственных соглашений о порядке взаимодействия при осуществлении экспорта продукции военного назначения в третьи страны, пять -- о сохранении специализации предприятий и организаций, участвующих в производстве продукции военного назначения.

Сегодня Россия поддерживает военно-техническое сотрудничество более чем с 80 государствами, а покупают наше вооружение 62 страны мира.

Проблемы регуливавания торговли оружием и ВТС

Система регуливавания тогговли оружием и ВТС было полнистью рарушена после распада СССР, что незпмедлительно отрозавось на объемах посповок ПВП, привеля их резкаму снижению, а также к уроте многих позиций Россией. В начале 1992 года, уже после распада СССР, объем военных поставок упал, ГИУ и ГТУ были реорганизованы в Российское государственное внешнеэкономическое объединение по экспорту и импорту продукции и услуг военного назначения «Оборонэкспорт» и Государственную внешнеэкономическую компанию по экспорту и импорту вооружения и военной техники «Спецвнештехника». Экспорт востребованной на мировом рынке продукции военного назначения фактически стал единственным средством, позволившим выжить многим предприятиям оборонно-промышленного комплекса России, сохранить научные и производственные коллективы и производственно-технологическую базу оборонной промышленности страны.
Государственная компания по экспорту и импорту военной техники «Росвооружение» создана 18 ноября 1993 года. А 30 декабря следующего года был подписан указ президента России «О Государственном комитете Российской Федерации по военно-технической политике» (ГКВТП). Комитет, подотчетный главе государства, получил право выдавать лицензии на экспорт оружия. С созданием ГКВТП завершилось формирование новой системы ВТС.

Однако к началу 1992 года обстановка в сфере экспорта оружия осложнилась. Во-первых, право на экспорт оружия наряду с государственными посредниками имели внешнеэкономические объединения "Промэкспорт", «Авиаэкспорт», «Судоэкспорт», «Машиноэкспорт», ассоциация оружейных заводов Удмуртии "Калашников", НПО "Туламашзавод", "Воентех" Минобороны России. Во-вторых, обострилась «нездоровая» конкуренция между российскими экспортерами на мировом рынке вооружений. Она привела к значительному сокращению объемов экспорта российского оружия и его стоимости.

Созданному в 1992 году для координации госпосредников Главному управлению военно-технического сотрудничества (ГУВТС) не удалось изменить ситуацию. Необходимо было решительно упорядочить систему экспорта вооружений. Основой создания новой системы ВТС стал указ президента от 12 мая 1992 года «О военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами».

Учитывая, что часть соглашений со странами ОДКБ была заключена в 1993-1994 годах, они содержат ряд положений, которые не соответствует действующему законодательству в области ВТС, экспортного контроля и таможенного регулирования, сформиророваному в России в 1995-1998 годы. До настоящего времени эти соглашения не пересматривались и неабходимие изменения в них не вносились. В настоявшее время Минпроторг проводит работу по актуализации всех соглашений.

Следующий этап реформирования системы ВТС (условный тритий по счету) проводился в период 1998-2000 годов и связан, в основном, с разнобокой и принятием в 1998 году Федерального закона «О воено-тезническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными нами госудолствами»(далее Закон о ВТС) и изданами в соотвелсти с ним последующие указы Президента РФ и нормативные акты.

В итоге к концу 2000 года, было сформированы гусударственая системы ВТС с абсолютным доминированием в ней президентской вертикали, которая сохраняется и по настоявшее время.

По сули все принятые в 2000-2006 годох административные решения отражают возврат к существововшей системе регуливавания ВТС (1993-1997 гг.) когда был госудорственный посделник и один спецаилизиваванный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий непосредсвеное регуливавание координацию и контроль субъеков ВТС, Ожного фунции и конроль вновь оброзованого органа существенно расширены не только в сопоставлении с ранее сущестовавшим Государственным комитетом Российсклй Федероции по воено-технической политике, но и КВТС России в чости, касающихся правового регулирования суббектов ВТС. [9] Кроме в период 2006 2007 товов были изданы многочиленые нармативные провавые акты Провительствве РФ, регулирующие или уточняющие опбельные положения госудорственой конрроля за диятельностью участников ВТС. Перенень неторовых из них приведет в сноске[10].

Современный этап реформирования системы ВТС, начавшийся с января 2007 года, продолжается по настоящее время. Его начало связывается с выходом Указа Президента РФ от 18 января 2007 г. №54 «О некоторых вопросах военно­технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», которым введены ограничения на ВЭД для субъектов ВТС, имевших право поставлять «финальную» ПВН. Такое право сохранено только для одного субъекта ВТС - государственного посредника (ФГУП «Рособороноэкспорт»), Остальные 4 субъекта ВТС: ФГУП «РСК «МиГ» (не имел ограничений по срокам разрешительной деятельности), ГУП «КБ приборостроения» (срок разрешительной деятельности истек 3 мая 2010 года), ОАО ВПК «НПО машиностроения» (срок разрешительной деятельности истек 9 августа 2007 г.) и ФГУП «КБ машиностроения» (не имел ограничений по срокам разрешительной деятельности) потеряли такое право и им разрешено только завершить выполнение ранее возникших контрактных обязательств перед иностранными заказчиками без заключения новых договоров. образцов В и ВТ их производителями нарушает также и другой принцип упомянутой статьи Закона о ВТС, которым декларируется «обеспечение равных условий участия в осуществлении военно-технического сотрудничества для субъектов ВТС». В контексте принятого решения «о равенстве» можно говорить только относительно субъектов ВТС, поставляющих запчасти к В и ВТ и оказывающих другие услуги сервисного характера.[11]

Упомянутым выше Указом от 18 января 2007 г. № 54 также установлено, что ФГУГ! «Рособоронэкспорт» (в будущем - ОАО «Рособоронэкспорт») при заключении договоров комиссии с организациями - разработчиками и производителями ПВН включает в них положение, предусматривающее обязанность указанных организаций направлять средства в размере разницы между ценой контракта, заключаемого данным предприятием с иностранным заказчиком, и ценой договора комиссии (с учетом расходов, связанных с поставкой ПВН) на финансирование перспективных разработок В и ВТ и увеличение объемов выпускаемой ПВН.[12]

Это положение Указа является давно ожидаемым, поскольку с 1998 года и до настоящего времени одно из сущностных положений статьи 13 Закона о ВТС о «рациональном использовании доходов, получаемых от военно-технического сотрудничества, путем направления их на покрытие расходов на разработку, производство продукции военного назначения, модернизацию и совершенствование вооружения и военной техники, а также социальную защиту работников организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения», не имело механизма реализации. Выполнение этого положения потребует разработки и внедрения специализированных форм финансовой отчетности субъектов ВТС и внесения соответствующих изменений в нормативные акты Правительства России, устанавливающих требования к финансовым отчетам унитарных предприятий и акционерных обществ.[13] До внесения необходимых изменений контроль за реализацией этого положения Указа будет невозможен, поскольку пока отчеты организаций - разработчиков и производителей ПВН не содержат данных о размере прибыли, полученной от ВТС, и ее направлении на установленные цели[14].

Кроме того, на анализируемым этапе реформирования системы ВТС в Закон о ВТС внесена поправка, которая существенно изменяет положение пункта 2 статьи 14, в соответствии с которым «международные договоры Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества подлежат ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Ратификации соглашений в сфере ВТС осушесвается в соответствии с ФЗ и международными договорами. Ныне пункт 2 об исполнении выданных лицензий и требованиях к оформлению лицензий, заявлений на их получение и дополнительных перечней продукции военного назначения.

Ныне пункт 2 об исполнении выданных лицензий и требованиях к оформлению лицензий, заявлений на их получение и дополнительных перечней продукции военного назначения

Из перечисленных документов, но далеко не исчерпывающих, очевидно, что статьи 14 Закона о ВТС[15] изложен в следующей редакции: «Российская Федерация выражает согласие на обязательность для нее международных договоров в области военно-технического сотрудничества в соответствии с нормами международного права и положениями Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Принятая поправка как бы сопрягается с пунктом 2 Статьи б Закона о международных договорах, в соответствии с которым «решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти Российской Федерации в- соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации», но в определенной мере противоречит статье 15 этого же закона (международные договоры Российской Федерации, подлежащие ратификации), в соответствии с которой (подпункт «г» пункта 1) ратификации подлежат международные договора «об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности».

В целом, новая редакция указанного пункта Закона о ВТС по сути легализует действующие соглашения по ВТС, которые не проходили процедуру ратификации, но исключает палаты Федерального Собрания из процесса законодательного регулирования международных соглашений в области ВТС. Продолжает расти и число других нормативных правовых актов, направленных на регулирование отдельных сторон деятельности в сфере ВТС (наиболее сущностные из них приведены в сноске[16]). В то же время приведенные примеры законодательных и нормативных правовых изменений в системе ВТС несопоставимы по своей значимости и последствиям в сравнении с проходящей сегодня коренной ломкой и глобальной перестройкой управления ВТС, начавшейся в конце 2007 года и связанной с созданием Государственной корпорации «Ростехнологии»[17] (ГК «Ростехнологии»),

Совершенно очевидно, что создание ГК «Ростехнологии» обусловлено критическим положением России на мировом рынке высоких технологий и поиском путей выхода из него. По самым оптимистичным оценкам, доля нашей страны в этом ключевом сегменте составляет всего 0,5%, а удельный вес отечественных машин и оборудования в общем объеме мирового экспорта готовой наукоемкой продукции не превышает 0,2%. Доля высокотехнологичной машиностроительной продукции в общей структуре российского экспорта уменьшается и в последние несколько лет составляет менее 5% от общего объема российского экспорта товаров, при этом поставки ПВН не превышают 2-3% от общего объема экспорта. В этой связи можно говорить о ничтожном вкладе доходов от ВТС в экономические параметры страны, хотя в регулировании этой сферой государственной деятельности, как указывалось выше, принимают участие 14 федеральных структур. Сможет ли созданная ГК «Ростехнологии» изменить ситуацию в сфере высоких технологий, включая разработку новых и перспективных образцов В и ВТ для потребления на внутреннем и внешнем рынках, покажет только время, но пока прогнозы не очень оптимистические.[18]

В соответствии с принятым законом ГК «Ростехнологии» смогут заключать всевозможные сделки, продавать и покупать активы, входить в капитал российских и зарубежных компаний, имеющих отношение к высокотехнологичной продукции военного, двойного и гражданского назначения. Причем контрактную деятельность и экспортно-импортные операции по всей номенклатуре продукции военного и двойного назначения будет осуществлять остающийся единственным в России государственный посредник в области ВТС - ОАО «Рособоронэкспорт», который уже в новом качестве сохранит за собой исключительное право поставки на внешние рынки финальных образцов российского оружия.

По расчетам, госкорпорация должна стать оптимальной формой функционирования и развития всей технологической цепочки производства ПВН - от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и производства материалов до выпуска и реализации конечной продукции на внутреннем и внешних рынках.

В июле 2008 г. в качестве имущественного взноса в ГК «Ростехнологии» переданы активы 340 организаций и предприятий ОПК[19], что составляет почти четверть общего количества всех организаций ОПК (всего в ГК «Ростехнологии переданы активы 440 организаций, включающих в совокупности 660 предприятий). Те, кто не поддерживает создание ГК «Ростехнологии», считает, что новой структуре не удастся в обозримые сроки достичь заявленных целей, поскольку общий кризис в сфере ВТС и состоянии ОПК намного глубже и тяжелее, чем его пытаются представить.[20] По мнению экспертов на примере «Ростехнологий» выпукло видны все риски, связанные с созданием госкорпораций[21].

Более того, 7 мая 2009 г. приняты поправки в Закон о ГК «Ростехнологии»[22],' наделяющие эту корпорацию дополнительными государственными функциями, такими как «организация в соответствии с законодательством Российской Федерации выполнения государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и мобилизационного плана, долгосрочных целевых программ, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества»,! несмотря на то, что критика в адрес госкорпораций нарастает.

Критика в адрес госкорпораций нарастает. По поручению Президента России проведена проверка эффективности деятельности госкорпораций, особенно в части касающейся использования государственных вложений, о чем ему было доложено в ноябре 2009 г. Ошибочность принятых решений в отношении госкорпораций отчасти признана руководством страны[23], что выразилось в поручении Президента до 1 марта 2010 г. внести в Государственную Думу необходимые поправки в законодательство. Суть готовящихся изменений должна состоять в преобразовании госкорпораций в открытые акционерные общества и повышении прозрачности их деятельности.

Нельзя не упомянуть о последней поправке в Закон о ВТС, принятой 1 июля 2010 года[24], в соответствии с которой абзац третий статьи 1 дополнен словами: «за исключением информации, которая может быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации в средствах массовой информации, произведениях науки, литературы и искусства, рекламных материалах». Суть этой поправки в том, что в статье 1 Закона, в которой дается определение «продукции военного назначения», в ходе практической реализации по его правоприменению у федеральных органов исполнительной власти, государственного посредника и субъектов ВТС нередко возникают вопросы по разграничению продукции военного назначения от иной продукции. Любопытно заметить, что данная поправка была инициирована не федеральными органами исполнительной власти, непосредственно занимающимися вопросами ВТС, а депутатами ГосДумы, и в первоначальном варианте существенно отличалась от принятой. В первоначальном варианте депутатами была предпринята попытка не относить продукцию двойного назначения к продукции военного назначения и тем самым вывести ее из сферы действия Закона о ВТС, якобы потому, что распространение на продукцию двойного назначения правил оборота, установленных для ПВН, необоснованно усложняет внешнеторговую деятельность и не способствует повышению привлекательности и конкурентоспособности высокотехнологичных инновационных разработок организаций ОПК[25]. Если бы такое предложение прошло, то создалась бы огромнейшая ниша для «серого» и «черного» экспорта, поскольку большая часть комплектующих изделий и специальных материалов для производства В и ВТ относится именно к продукции двойного назначения. Можно только предполагать, кто и почему лоббировал такое предложение. В ближайшее время ожидается очередное внесение изменений в Закон о ВТС, ?- направленных на охрану и защиту прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в качестве одного из принципов государственной политики в этой области. В частности, с целью реализации данного принципа,; предлагается дополнить статью 5 Закона, установив, что одним из методов1- осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области ВТС является недопущение передачи иностранным заказчикам результатов интеллектуальной деятельности без определения условий их использования и (или) обеспечения их правовой охраны.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 762 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...