Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возрастная периодизация и система воспитания, предложенная Аристотелем



Период возрастного развития Содержание воспитания Задачи воспитания
Детство Физическое воспитание Забота о здоровье ребенка (движе­ние, игры, закалка холодом)
Отрочество (7-1 4 лет) Умственное воспитание.     Физическое воспитание Познание окружающего мира, на­выки письма, чтения, счета Гимнастические упражнения, борь­ба, бег, прыжки
Юность (14-21 год) Умственное воспитание     Эстетическое воспитание   Нравственное воспитание Овладение знаниями о природе и обществе (история, философия, ри­торика, математика, грамматика) Развитие чувства прекрасного Выработка привычек и навыков нрав­ственного поведения

В работах Аристотеля тщательно обосновано содержание образования. Он выделяет четыре основных блока:

подготовительный (чтение, письмо, счет, гимнастика, рисо­вание, музыка);

основной (науки о природе и обществе);

знания, необходимые для жизни в семье и обществе (этика, политика);

знания, являющиеся основой для практической и творче­ской деятельности (риторика, поэтика).

Аристотель уделял огромное внимание эстетическому вос­питанию — оно, по его мнению, не только развивает чувство прекрасного, но и способствует формированию нравственных качеств — умеренности, благоразумия. Эстетическое воспита­ние не имеет целью готовить профессионалов в той иди иной области искусства, поскольку «благородная» молодежь из выс­ших сословий не должна приобщаться к труду и ремеслу.

В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение выработке привычек и навыков нравственного поведения через систему продуманных упражнений. Во всяком желании, по Аристотелю, есть недостаток, середина и излишек. Во всем хороша только середина. Поэтому добродетельно лишь поведение, избегающее крайностей. Упражнения в таком пове­дении и составляют сущность нравственного воспитания. Аристотель известен как создатель первого лицея (Ликей, 334 до н.э.) — учебного заведения, созданного с целью духовного совершенствования человека, изучения природы, космоса, фило­софского осмысления мироустройства и человеческого общества. Ликей являлся чем-то вроде университета, где помимо лекций и бесед велись исследования естественно-научного характера. Учебные занятия проводились в утренние часы, а в вечернее время лицей был открыт для всех желающих. Известность Ари­стотеля как философа и педагога в Древней Греции была столь велика, что он был приглашен в качестве воспитателя (343—341 гг. до н.э.) для сына македонского царя Филиппа — будущего ве­ликого полководца Античности Александра Македонского.

Аристотель был первым профессором в истории Европы. Он оставил после себя трактаты — лекторские конспекты, которые служили учебниками в Средние века. Им были созданы курсы этики, логики, зоологии, ботаники^ анатомии. Университетское образование в Западной Европе вплоть до XVIII в. было осно­вано на идеях Аристотеля. Его влияние на дальнейшее развитие теории и практики образования было огромно.

Эллинистическое воспитание оказало существенное воздей­ствие на становление образования в Древнем Риме. В III в. до н.э. Рим — ведущее в военном отношении государство Средиземно­морья. В Риме существовала смешанная греко-римская культура. Образованный римлянин, как правило, одинаково владел как латинским, так и греческим языком. Греческое образование по­читалось в качестве эталона, греческие учителя преподавали в школах. Однако далеко не все из греческой воспитательной традиции было усвоено римлянами. Так, у римлян не привились элементы греческого воспитания: гимнастика, обучение музы­ке, пению, танцу. Римляне отвергли спорт и палестру, предпо­читая конные состязания и бои гладиаторов. Римская система воспитания носила более приземленный практический харак­тер. Доминирующее влияние на воспитание юных римлян ока­зывала семья, которая несла ответственность за их нравствен­ное и гражданское воспитание. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни. Мальчики получали практическое воспи­тание: под наблюдением отца знакомились с полевыми и домаш­ними работами, осваивали искусство владения оружием.

Обучение свободных граждан начиналось с 7 лет в триви­альных школах. Эти учебные заведения имели неопределенные сроки обучения и располагались где придется: во дворе, в мастерской, на перекрестке. Отсюда и произошло название «триви­ум» — перекресток. Тривиальные школы давали начальное об­разование, предлагая минимум знаний, необходимых для по­вседневной жизни. На занятиях дети изучали грамоту, счет, законы Рима. Плата за обучение была небольшой, что делало их доступными для широких слоев населения.

Учебными заведениями повышенного типа считались грам­матические школы. Здесь учились подростки 12—15 лет, получив­шие домашнюю подготовку. Эти школы были частными, разме­щались в благоустроенных помещениях и имели более основа­тельную программу обучения по сравнению с тривиальными школами. Ученики изучали латынь и греческий язык, основы римского права, риторику, математику. Обучение в грамматиче­ской школе делилось на две части. Первая предусматривала безупречное овладение латинским и греческим языками, вто­рая — теорией словесности с изучением греческих и римских авторов. В условиях высокой цены на книги и их редкости пре­обладала лекционная система и просто диктовка материала. Большое внимание уделялось заучиванию наизусть. В грамма­тических школах отсутствовало физическое воспитание, не пре­подавались музыка, пение и танцы.

Для молодежи (15—18 лет) аристократического происхожде­ния открывались риторские школы, которые постепенно рас­пространились по всей империи. Эти учебные заведения отли­чались высокой платой за обучение, элитарным характером, на­сыщенной программой образования. В основу обучения было положено преподавание основ ораторского искусства. Большое внимание уделялось практическим упражнениям — составле­нию речей на заданную тему. Параллельно с обучением риторике учащимся давался свод знаний по философии, истории, праву, астрономии (табл. 1.4).

С 16 лет юноши проходили подготовку в воинских форми­рованиях — легионах. Представители римской аристократии имели возможность завершить свое образование в таких крупных культурных центрах империи, как Родос, Афины, Александрия и др., где брали уроки у знаменитых ораторов и философов.

В первые века нашей эры в Риме установился устойчивый школьный курс, т.н. семь свободных искусств. Этот курс был раз­делен на тривиум (включал грамматику, риторику и диалектику) и квадриум (включал арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Данную классификацию предложил известный римский фи­лософ и автор учебников Боэций (ок. 480—524 н.э.).

Таблица 1.4 Система образовательных учреждений в Древнем Риме

Название школы Возраст учащихся Программа обучения1
Тривиальные школы 7- 12 лет Чтение, письмо, счет, законы Рима
Грамматические школы (латинские, греческие) 12-15 лет Латынь, греческий, основы римского пра­ва, риторика, чтение и толкование тек­стов классических авторов (Вергилий, Те-ренций, Гораций, Цицерон и др.)
Риторские школы 15-18 лет Основы ораторского искусства, свод зна­ний по философии, истории, праву, му­зыке, астрономии, геометрии

Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Плутарха, где были высказаны цен­ные мысли о содержании образования, роли нравственного вос­питания, средствах воспитания. Все они были поклонниками греческой культуры и ее выдающихся представителей (Гомера, Сократа и др.) и соединяли в своей деятельности увлечение по­литикой, философией и литературой.

В педагогике Древнего Рима особое место занимает Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35—96 н. э.), который известен как автор первого трактата по педагогике с описанием целостной педаго­гической системы. Квинтилиан был не только теоретиком ора­торского искусства, но и педагогом-практиком. Он содержал риторскую школу, пользовавшуюся популярностью в римском обществе. В учебном заведении не только давалась практиче­ская подготовка по ораторскому мастерству, но и изучалось ли­тературное наследие Рима и Греции в данной области. Его шко­ла стала первой, получавшей деньги из императорской казны.

Свой двадцатилетний педагогический и научный опыт Квин­тилиан обобщил в трактате «Об образовании оратора», состоя­щем из 12 книг. Это сочинение, задуманное как практическое пособие для всестороннего обучения оратора с раннего детства, фактически является обширной энциклопедией по общим во­просам воспитания, в которой автор подвел итог многовекового развития греко-римской педагогической мысли. Многие исто­рики (Г.Е. Жураковский, А.А. Яворский и др.) считают это про­изведение настольной книгой по педагогике Древнего Рима. В трактате содержатся требования индивидуализации обучения, последовательности прохождения учебного материала, чередо­вания учения и досуга, недопущения перегрузки учащихся, рас­крываются приемы развития и укрепления памяти.

Вершина образования, по мнению Квинтилиана, овладение искусством оратора. Но далеко не каждый ребенок может стать ритором. На формирование будущего оратора влияют два фак­тора: природные данные и соответствующее воспитание. Квин­тилиан дает ответ на вопрос, как распознать способности в де­тях. Одаренный ребенок выделяется среди сверстников легкой и быстрой восприимчивостью, долгим удержанием в памяти приобретенного, стремлением к подражанию.

Педагогические идеи, высказанные Квинтилианом, приоб­рели особую популярность в Средние века, когда был найден полный текст его книги «Об образовании оратора».

В I в. н.э. в Римской империи возникают раннехристиан­ские общины, в которых особое внимание уделялось воспита­нию детей и юношества. На фоне упадка ценностей античного мира христианский идеал мученичества, проповедь аскетизма, приверженность вере, моральное сопротивление власти стано­вятся популярными. Идеи христианства быстро распространя­ются по всей империи, и в 313 г. при императоре Константине I христианство становится равноправной религией.

В раннехристианских общинах обучение носило коллектив­ный характер и посвящалось совместному изучению священных текстов, чтению отрывков из библейских книг, их толкованию, разучиванию молитв, составлению и произнесению проповедей. Главным источником обучения являлась Библия, состоящая из двух частей (Ветхого и Нового Завета). В некоторых христиан­ских общинах открывались школы.

Одним из видных христианских мыслителей Римской импе­рии был Августин Аврелий (354-430), который соединил воеди­но христианские идеи в целостное учение о греховности, добре и зле, спасении и покаянии, сформулировал цель воспитания — слияние с Богом.

На закате Римской империи закладываются традиции хри­стианского воспитания: внимание к личности и душе, приоритет перы над знанием и наукой, приобщение с ранних лет к труду, связь обучения с нравственным воспитанием. Идеологи ранне­го христианства указывали на важность воспитания культуры религиозных чувств, раннего приобщения к христианским за­поведям и образу жизни.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 4204 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...