Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 1. XX век — качественно новый этап в развитии литературы и человеческого сознания



1.Катастрофичность, трагизм эпохи и их отражение в искусстве. Утрата старой и поиски новой системы ценностей. Искусство и культура в философском осмыслении XX века. Философия и психология З. Фрейда и К. Г. Юнга.

XX век утвердил в истории человечества трагическое мироощущение, а в качестве ключевых понятий — войны и насилие, технократизированное сознание, экологическую катастрофу, кризис гуманистических идеалов.

Темы войн и социально-политических катастроф, трагедия личности, стремящейся к свободной самореализации и подвергаемой насилию, ищущей справедливость и теряющей душевную гармонию, проблемы веры и безверия, соотношения личного и коллективного, нравственности и политики, духовного и этического — основные в литературе первой половины XX века.

Психоанализ способствовал углублению концепции личности, представлений о роли бессознательного и фантастического, непознаваемого в культуре и человеке, расширению мотивировок, объясняющих человека и его поведение субъективными факторами (психика, комплексы, неврозы). Психоаналитическая и марксистская концепции личности, хотя и разведенные в разных трудах и декларациях в противоположные стороны, на самом деле, как показывает творчество отдельных художников, не всегда альтернативны. Напротив, они дополняют одна другую, пытаясь с разных точек зрения понять человека и помогая художникам эпохи революций и войн приблизиться к истокам трагического в самом человеке и вне его. Человек в искусстве XX века оказался трагически распятым своей эпохой, подобно христианскому Богу, распятым на кресте парадоксов его возможностей и его деяний, недостижимого идеала-абсолюта, с одной стороны, и безнадежности абсурдного существования, с другой. Оказался между активной жизненной позицией, политически и социально определенной, и пассивной замкнутостью индивида на себе, во вселенной своего внутреннего «я».

2.Рождение модернизма в искусстве XX века. Авангардистские течения 10—20-х годов. Поэзия и драматургия немецкого экспрессионизма, идеи и формы итальянского футуризма, французский сюрреализм. Усложнение форм повествования и психологического письма, сочетание мифологии с особой детализацией.

XX век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, манифестов и школ, нередко посягавших на вековые традиции и незыблемые каноны.

Термин «модернизм» появляется в конце XIX века и закрепляется, как правило, за нереалистическими явлениями в искусстве, следующими за декадансом. Модернизм продолжает нереалистическую тенденцию в литературе прошлого и переходит в литературу второй половины XX века. Модернизм — это и творческий метод, и эстетическая система, пестрое по своему составу, политическим устремлениям и манифестам литературное движение, включающее множество различных школ, группировок, объединенных пессимистическим мировоззрением, стремлением художника не отражать объективную реальность, а самовыражать себя, установкой на субъективизм, деформацию мира или художественного текста. Философские истоки модернизма можно отыскать, в частности, в трудах Ф. Ницше, 3. Фрейда, А. Бергсона, У. Джеймса.

Вопросы для самоконтроля.

1.Какие понятия стали ключевыми в истории человечества в XX веке?

2.Что такое модернизм?

3.Что объединяет различные модернистские группировки?

Лекция 2. «Поток сознания» в психологии и литература «потока сознания».

1.Проблема адекватного отображения действительности в психологии и литературе; теория У. Джемса. Различные варианты литературного «потока сознания». Техника «потока сознания» в творчестве Дж. Джойса.

Как считал американский психолог и философ конца XIX в. У. Джеймс, «сознание никогда не рисуется самому себе раздробленным на куски. В нем нет ничего, что могло бы связываться, — оно течет». Он же и предложил термин «поток сознания» в своей работе «Основы психологии». У. Джеймс полемизировал с «интеллектуализмом» как способностью приводить поток чувственного опыта в систему понятий. «Поток сознания» — выражение или даже эквивалент человеческого «я». Единство, общность человеческого «Я» обеспечивает неразрывность настоящего и прошлого несмотря на временные пробелы.

Американские теоретики литературы технику «потока сознания» представляли как

· внутренний монолог (сам термин встречается у А. Дюма в романе «20 лет спустя», хотя прием использовался и раньше);

· внутренний анализ — прием реалистической литературы еще с XIX в.;

· так называемое «сенсорное впечатление».

2.Техника «потока сознания» в творчестве Дж. Джойса. «Улисс» Дж. Джойса — «глыба, нависшая над литературой». Культурное поле романа. Трансформация «художественного пространства», «художественного времени», повествования, автора и персонажей в романе. Возможные философские подтексты.

Джеймс Джойс (1882 — 1941) — один из крупнейших писателей ХХ века, смелый экспериментатор в искусстве новейшего времени. Наряду с Прустом и Кафкой Джойс причислен к «отцам модернизма». В творчестве Джойса выражены особенности нового художественного мышления его эпохи, получившие широкий резонанс и во многом определившие пути развития прозы ХХ века.

Работа над «Улиссом» продолжалась семь лет (1914 — 1921). Появилось произведение уникальное, не похожее ни на одно из тех, которые были известны мировой литературе. Замысел романа связан со стремлением создать универсалию жизни и человека, современную «Одиссею», в которой претворяются извечные начала бытия. Свой замысел о создании универсалии бытия Джойс реализует в изображении одного дня из жизни трех основных героев. Воспроизводятся события, происходящие с каждым из них в течение дня (16 июня 1904 года), передается поток сознания, в котором преломляется прошлое и настоящее Блума, Мэрион, Дедалуса. Джойс отказывается от традиционного для жанра романа приема описания, портретных характеристик, экспозиции, диалогов. Он передает движение мыслей, фиксирует мельчайшие детали потока сознания, передает внутренние монологи, имитируя в структуре фраз перебои мысли, обрывая фразы, недоговаривая слова, отказываясь временами от знаков препинания.

В Стивене воплощены начала интеллектуальные. Он образован, обширность его познаний передана в сложном потоке его сознания, включающем элементы из текстов Шекспира и Данте, Гомера и Вергилия, Аристотеля и Гете, Малларме и Метерлинка. Его речь пересыпана историческими именами, поток его мыслей включает слова на многих языках: латинском, греческом, итальянском, французском, испанском, немецком.

Очевидны аналогии с гомеровской «Одиссеей»: Блум уподобляется странствующему Одиссею (Улиссу), Мэрион Пенелопе, Стивен сыну Одиссея Телемаху. Все они вместе само человечество, а Дублин весь мир. Система аналогий придает структуре романа единство. Но обращение к Гомеру имеет и иной смысл: Джойс вскрывает извечные начала; присущие натуре человека испокон веков. Все повторяется, история движется по кругу. Человек в настоящем таков, каким он был испокон веков. Может меняться его имя, сущность остается неизменной.

Вопросы для самоконтроля.

1.Кем был предложен термин «поток сознания» в психологии?

2.Каким представлялось сознание человека этому ученому?

3.Что есть «поток сознания»?

4.Как представляется техника «потока сознания» в литературе?

5.Как долго работал Дж. Джойс над романом «Улисс»?

6.С чем был связан замысел романа?

7.Что изображено в романе?

8.От каких традиционных для жанра романа приемов отказывается Джойс?

9.Как представлен в романе «поток сознания»?

10.В чем особенности «потока сознания» Стивена Дедалуса?

11.Какие аналогии с гомеровской «Одиссеей» присутствуют в романе?

12.К каким философским выводам приходит автор?





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 626 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...