Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Народы Микронезии



Микронезия по этническому составу своего населения намного проще не только Папуасии и Меланезии, но и Полинезии: здесь живет;ишь полтора десятка народов. Все народы Микронезии говорят на языках австронезийской семьи, причем на западе распространены языки западноавстронезийской ветви этой семьи, на востоке — восточноавстронезийской океанийской). На западноавстронезийских рыках говорят два народа Микронезии — чаморро (73 тыс.) и белау, или палау (15 тыс.). среди остальных народов, относимых по язык океанийской ветви, наиболее многочисленны тунгару, или гилбертцы (64 тыс.), трук, маршалльцы (25 тыс.), понапе

Как уже отмечалось, жители Западной и сточной Микронезии существенно отличаются Друг от друга не только в языковом, но и в культурном отношении. Различаются они и по своему расовому облику. Если на архипелагах Восточной Микронезии можно наблюдать в разных сочетаниях смешение полинезийского и меланезийского расовых типов, то в Западной Микронезии явственно прослеживается южноазиатский расовый элемент (в южной части Западной Микронезии, на островах Палау чувствуется примесь ме­ланезийского типа). Впрочем, исконный антро­пологический тип западномикронезийских на­родов установить трудно, так как они сейчас в сильной степени метисированы. Современ­ные чаморро представляют собой потомков от смешанных браков между женщинами древних чаморро и испанскими солдатами (в числе которых было немало филиппинцев и мексиканцев).

Ко времени первых контактов с европейца­ми население Микронезии занималось земледелием и рыболовством. Земледелие полу­чило наибольшее развитие в Западной Мик­ронезии. Чаморро — единственный народ Океании, возделывавший рис, белау же бы­ло известно искусственное орошение. В За­падной Микронезии выращивались также ямс, таро, бананы, кокосовая пальма, хлебное де­рево, сахарный тростник. Земля обрабатыва­лась палкой с заостренным концом или ка­менной мотыгой.

В Восточной Микронезии земледелие явно уступало рыболовству. Из сельскохозяйствен­ных культур особенно широкое распростране­ние получили плодовые деревья (кокосовая пальма, хлебное дерево, панданус, бананы), меньшее значение имело возделывание клуб­неплодов (таро, ямса, батата). Рыболовство достигло высокой степени совершенства. Се­ти достигали 30—40 м в длину и снабжались поплавками из колен бамбука.

Охота в Микронезии была развита слабо Ее объектами были птицы, летучие мыши, черепахи. Охотились островитяне с помощью копья и пращи.

Из домашних животных были известны лишь куры и собаки.

Западная и Восточная Микронезия суще­ственно различались по характеру ремеслен­ного производства. На Западе было известно гончарство, отсутствовавшее на Востоке. Зато в Восточной Микронезии (на Каролинских островах) знали горизонтальный ткацкий ста­нок.

Дома на Марианских островах, Палау и Яп возводились на каменных столбах и сваях. Крыши и стены делались из пальмовых листьев. Жилище на Каролинских, Маршалловых и Гилберта островах представляло собой четырехугольное строение с двускатной кры­шей и без стен. Иногда дома знати соору­жались на каменном фундаменте.

В качестве средства передвижения исполь­зовались лодки (обычно двойные или с ба­лансиром).

Одежда повсюду была минимальной. Муж­чины носили набедренные повязки, женщи­ны — юбочки из травы или разрезанных ли­стьев. На некоторых островах замужние жен­щины обертывали бедра кусками лыка. Кое-где одежда полностью отсутствовала.

В пищу шли рыба, плоды выращиваемых растений, реже — куры и собаки, а также добытые на охоте летучие мыши, птицы и чере­пахи.

Для Микронезии был характерен перво­бытнообщинный строй, находившийся на ста­дии разложения. Население делилось на сос­ловия, между которыми стояли непреодоли­мые социальные барьеры. На некоторых ост­ровах, например на Яп, представители выс­ших и низших сословий не должны были да­же совместно есть, знатные не могли прини­мать пищу, которую готовили в одном горш­ке с едой простолюдинов.

На некоторых островных группах неравны были по своему социальному положению также различные деревни и округа. Населе­ние же ряда атоллов, расположенных к вос­току от островов Яп, находилось от послед­них в даннической зависимости (такое поло­жение, кстати, сохраняется до сих пор).

Вместе с тем на большинстве архипелагов продолжал сохраняться материнский род. На островах Палау и Яп существовали муж­ские и женские союзы.

Брак был преимущественно парным, жен­щина занимала в семье и обществе в большинстве случаев высокое положение.

Основной хозяйственной ячейкой была большая семья, а самой крупной социальной единицей — род. Лишь на островах Яп и Mapшалловых возникли более крупные объеди­нения.

Между отдельными островами наблюдался оживленный обмен, что привело к появлению своеобразных денег: раковин, бус и т. л. Особенно широкую известность получили ог­ромные каменные диски с просверленными отверстиями, считавшиеся на островах Яп всеобщим эквивалентом при обмене.

Традиционная религия населения Микро­незии плохо изучена. Здесь были отмечены культ предков и культ мертвых, вера в душу и духов, некоторые элементы шаманизма.

Микронезийский фольклор по уровню сво­его развития занимал промежуточное поло­жение между полинезийским и меланезий­ским. Широкое распространение получили сказания о мифических героях, сказки о злых духах и глупых великанах-людоедах, анекдоты о «глупых» родах и т. д.

Население островов Палау создало своеоб­разную пиктографическую письменность.

В настоящее время от прежней культуры в Западной Микронезии, и особенно на Ма­рианских островах, почти ничего не осталось. На Марианах сейчас господствует так называ­емая испанская колониальная культура, рас­пространенная также в большинстве стран Латинской Америки. На нее оказали некото­рое влияние культуры более поздних хозяев этого архипелага (США, Германии, Японии).

Земледелие до сих пор носит подсечно-огневой характер, однако поля обрабатыва­ются с помощью старинного плуга, в который впрягаются некогда интродуцированные волы или буйволы («карабао»). Современные чамо­рро выращивают на своих полях в качестве основной культуры кукурузу. Земля находится в частной собственности отдельных семей.

Из домашних животных разводят крупный рогатый скот (в том числе буйволов), свиней, кур.

Одежда современных чаморро — европей­ского типа, мало сохранились традиционные элементы и в пище, утвари, жилище. Дома стали сооружаться из оцинкованного железа, хотя, как и прежде, ставятся на столбах вы­сотой 0,5—1 м.

Прежние общественные устои заменены капиталистическими отношениями. Ушли в прошлое старинные обычаи и традиции. По­давляющее большинство чаморро в настоя­щее время являются католиками.

В то же время язык древних чаморро, обогащенный заимствованиями из испанского, продолжает господствовать в быту острови­тян.

Особенно большой культурной трансфор­мации подвергся самый крупный из Мариан­ских островов — Гуам, ставший в конце 19 в. владением США, а позже превращенный в американскую военно-морскую базу. Наряду с чаморро здесь сейчас проживает несколько десятков тысяч американцев, а также боль­шая группа филиппинцев, ввезенных на остров по контракту.

Сильно изменился и культурный облик островов Палау. Тем не менее традиционные элементы на этом архипелаге все же выра­жены значительно сильнее, чем на Марианах.

В противоположность Западной Микроне­зии культура Восточной Микронезии осталась в своей основе традиционной. Это касается и материальной культуры (особенно таких ее элементов, как жилище и пища), и общест­венного быта, и духовной культуры (фолькло­ра, песен, танцев, в меньшей степени — ре­лигии).

Совершенно особое положение занимают в настоящее время в Микронезии остров Нау­ру и острова Яп. На Науру, где основой хо­зяйства стала организованная на базе совре­менной технологии добыча фосфоритов, от местной культуры почти ничего не осталось и быт аборигенов полностью европеизирован. На островах Яп, наоборот, традиция держит­ся чрезвычайно стойко. Земледелие и рыбо­ловство сохраняют свой прежний характер. Правда, появились новые культуры (маниока, какао-бобы и др.) и при обработке земли наряду с сажальным колом сейчас использу­ются также железные орудия. Большинство домов здесь, как и раньше, сооружаются на каменном фундаменте, а стены и крыша де­лаются обычно из пальмовых листьев. Дома нового типа встречаются редко. Мужчины, как и в старину, носят набедренные повязки, женщины — юбочки из травы и разрезанных листьев. В качестве украшения продолжает применяться татуировка.

В полной неприкосновенности остался ста­рый общественный строй. Население по-преж­нему делится на различные сословия. Вожди, как и раньше, пользуются очень большой властью. На островах в ходу старинные день­ги, о которых говорилось выше.

На островах Яп прочно держатся местные верования, хотя большая часть населения сей­час формально обращена в христианство (ка­толицизм).

Наиболее образованные, передовые мик-онезийцы, бережно относясь к культурному наследию своих предков, в то же время пре­красно понимают необходимость и полезность определенных перемен, прогрессивного об­щественного развития. Они отдают себе от­чет и в том, что подлинный прогресс их родной земли возможен только после дости­жения ею независимости.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1601 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...