Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Смирение пред ближним служит средством достижения любви к ближнему



Любви к ближнему предшествует и сопутству­ет смирение пред ним. Ненависти к ближнему предшествует осуждение его, уничижение, зло­словие, презрение к нему, иначе гордость. Свя­тые иноки постоянно помнили слова Христовы: Аминь глаголю вам: еже сотвористе единому сих братии моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25:40). Не входили они в рассматривание, досто­ин ли ближний уважения или нет; не обращали они внимания на множество и очевидность его недостатков: внимание их обращено было на то, чтоб не скрылось от них каким-нибудь образом понятие, что ближний есть образ Божий, что по­ступки наши относительно ближнего Христос принимает так, как бы они совершены были от­носительно Его. Ненавидит такое понятие гор­дый падший ангел и употребляет все меры, чтоб незаметным образом похитить его у христианин на. Несродно это понятие плотскому и душевно­му мудрованию падшего человеческого естества, и нужно особенное внимание, чтоб удержать его в памяти. Нужен значительный душевный под­виг, нужно содействие Божественной благодати, чтоб усвоить это понятие сердцу, поврежденно­му грехом, чтоб иметь его непрестанно в памяти при сношениях с братиею. Когда же это поня­тие, по милости Божией, усвоится нам, тогда оно сделается источником чистейшей любви к ближ­ним, любви ко всем одинаковой. Причина такой любви одна — Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем. Это понятие соделывается источником сладостнейшего умиления, теплей­шей, неразвлеченной, сосредоточеннейшей мо­литвы. Преподобный авва Дорофей говаривал ученику своему, преподобному Досифею, по вре­менам побуждавшемуся гневом: “Досифей, ты гневаешься и не стыдишься, что гневаешься и обижаешь брата своего? Разве ты не знаешь, что он — Христос и что ты оскорбляешь Христа?”112. Преподобный великий Аполлос часто говаривал ученикам своим о принятии приходивших к нему странных братии, что подобает воздавать им почтение земным поклонением: кланяясь им, мы кланяемся не им, но Богу. “Увидел ли ты бра­та твоего? Ты увидел Господа Бога твоего. Это, говорил он, мы прияли от Авраама (Быт. 18), а то­му, что должно братию успокоить (приютить, оказать гостеприимство), научились от Лота, по­нудившего (уговорившего) ангелов ночевать в его доме” (Быт. 19)113. Такой образ мыслей и поведе­ния был усвоен всеми иноками Египта, первей­шими во всем мире по иноческому преуспеянию и дарованиям Святого Духа. Эти иноки удостои­лись быть предусмотрены и предвозвещены про­роком: приидут молцтвенницы. от Египта, предсказал святой Давид о иноках Египта (Пс, 66:32). Преподобный Кассиан Римлянин, цер­ковный писатель IV века, повествует следующее: “Когда мы (преподобный Кассиан и друг его о Господе преподобный Герман), желая, изучить постановления старцев, прибыли из стран Си­рийских в область — Египет, то приходили в удив­ление, что там принимали нас с необыкновенным радушием, причем никогда не соблюдалось пра­вило для употребления пищи, для чего назначен известный час, в противность тому, как мы были приобучены в палестинских монастырях. Куда мы ни приходили, разрешалось установленное пощение того дня, за исключением узаконенно­го (Церковью) поста в среды и пятки. Мы спро­сили одного из старцев: по какой причине у них упущается без различия ежедневное пощение? Он отвечал: Пост всегда со мною; но вас я дол­жен сряду отпустить и не могу всегда иметь при себе. Хотя пост полезен и постоянно нужен, од­нако он дар и жертва произвольная, а исполне­ние делом любви есть непременный долг, требу­емый заповедию. Принимая в лице вашем Хрис­та, я должен оказать Ему все усердное гостепри­имство; проводив же вас, по оказании любви, которой причина — Он, могу вознаградить раз­решение усиленным постом, наедине. Не могут сынове брачни дондеже жених с ними есть, по-ститися. Егдаже отымется от них жених, тог­да постятся законно (Мф. 9:16; Мк. 11:19; Лк. 5: 34,35)114. Живя в монастыре с братиею, призна­вай себя одного грешником, а всех братии без ис­ключения ангелами, всем отдавай предпочтение пред собою. Когда ближнего твоего предпочита­ют тебе, радуйся этому и одобряй это как дея­ние самое справедливое. Ты удобно достигнешь такого душевного настроения, есди будешь уда­ляться от близкого знакомства и от свободного обращения. Напротив того, позволяя себе близ­кое знакомство и свободное обращение, никог­да не удостоишься прийти в устроение святых, не удостоишься сказать от искреннего сознания, сказать с апостолом Павлом:.Христос Иисус при-иде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз (1 Тим. 1:15). По причине смирения пред ближним и по причине любви к ближнему от­ ступает от сердца ожесточение. Оно отваливает­ся, как тяжелый камень от входа в гроб, и сердце оживает для духовных отношений к Богу, для которых оно доселе было мертво. Взорам ума открывается новое зрелище: многочисленные греховные язвы, которыми преисполнено все падшее человеческое естество. Он начинает ис-поведывать свое бедственное состояние пред Богом и умолять Его о помиловании. Уму содей­ствует сердце плачем и умилением. Таково нача­ло истинной молитвы. Напротив того, молитву памятозлобного святой Исаак Сирский уподоб­ляет посеву на камне115. То же должно сказать и о молитве осуждающего и презирающего ближ­них. Молитве гордого и гневливого не только не внимает Бог, но и попускает молящемуся в та­ком душевном устроении различные унизитель-нейшие искушения, чтоб ударяемый и угнетае­мый ими, он прибег к смирению пред ближним и к любви ближнего. Молитва есть деятельное выражение любви инока к Богу116.

ГЛАВА 17 О молитве

Молитва, будучи дщерию исполнения евангель­ских заповедей, есть вместе и мать всех доброде­телей, по общему мнению святых отцов117. Мо литва рождает добродетели от соединения духа человеческого с Духом Господа. Добродетели, рождающие молитву, различествуют от доброде­телей, рождаемых молитвою: первые — душевны, вторые — духовны. Молитва есть по преимуще­ству исполнение первой и главнейшей заповеди из тех двух заповедей, в которых сосредоточива­ются закон, пророки и Евангелие (Мф. 22:37—40). Невозможно человеку устремиться всем помыш­лением, всею крепостию своею, всем существом своим к Богу иначе как при действии молитвы, когда она воскреснет из мертвых118 и оживится как бы душою, силою благодати. Молитва есть зерцало иноческого преуспеяния119. Рассматривая молитву свою, инок познает, достиг ли он спасе­ния, или еще бедствует в волнующемся страстном море, вне священной пристани. К такому позна­нию он имеет руководителем боговдохновенно-го Давида, который, молитвенно беседуя к Богу, сказал так: В семь познах, яко восхотех мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне. Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою во век (Пс. 20:12,13). Это значит: узнал я, Господи, что ты меня помиловал, и усвоил Себе, по посто­янному победоносному отвержению мною, си­лою молитвы моей, всех вражеских помыслов, мечтаний и ощущений. Эта милость Божия к че­ловеку является тогда, когда человек ощутит ми­лость ко всем ближним своим и простит всем ви­новным пред ним (Мф. 6:14,15; 7:2; Лк. 6:37,38). Молитва должна быть главным подвигом инока. В ней должны сосредоточиться и совокупиться все его подвиги; посредством ее инок прилепляется • теснейшим образом к Господу, соединяется во един дух с Господом (1 Кор. 6:11). С самого вступ­ления в монастырь необходимо научиться пра­вильной молитве, чтоб преуспеть в ней и посред­ством ее изработать свое спасение. Правильнос­ти молитвы и преуспеянию в ней противодейству­ют наше поврежденное естество и падшие анге­лы, усиливающиеся удержать нас в своем пора­бощении, в падении и отвержении от Бога, общем человекам и падшим ангелам.

ГЛАВА 18 О приготовлении к молитве

По важному значению молитвы пред упраж­нением ею нужно приготовление себя к ней. Прежде даже не помолишися, уготови себе, и не буди яко человек искушая Господа (Сир. 18:23). “Идя предстать пред Царем и Богом и возглаголить с Ним, — говорит святой Иоанн Лествичник, — не без приготовления совершим это, чтоб Он издалека не увидел, что мы не имеем оружия и одежд, потребных для предстояния пред Царем, и не повелел рабам и служителям Своим связать нас и отогнать куда-либо далеко от лица Его, а про­шения наши разодрать и бросить нам в лице”120. Первое приготовление состоит в отвержении па-мятозлобия и осуждения ближних. Это приготов­ление заповедано Самим Господом. Егда стоите молящеся, повелевает Он, отпущайте, аще что имате на кого: да и Отец ваш, Иже есть на небе-сех, отпустит вам согрешения ваша. Аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, Иже есть на не-бесех, отпустит вам согрешений ваших (Мк. 11: 25,26). Дальнейшим приготовлением служат: от-вержение попечений силою веры в Бога, силою покорности и преданности воле Божией, созна­ние своей греховности и истекающее из этого со­знания сокрушение и смирение духа. Одна жерт­ва, принимаемая Богом от падшего человеческо­го естества, есть сокрушение духа. Аще бы восхо­тел еси жертвы, дал бых убо, говорит Богу про­рок Его от лица каждого падшего и пребывающе­го в своем падении человека; но Ты не только ка­кой-либо частной жертвы, телесной или душев­ной, но и полного всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог-не уничижит (Пс. 50:18,19). Свя­той Исаак Сирский повторяет следующее изре­чение другого святого отца: “Если кто не призна­ет себя грешником, того молитва неблагоприят­на Господу”121. Стой на молитве твоей пред неви" димым Богом, как бы ты видел Его и с увереннос­тью, что Он видит тебя, внимательно смотрит на тебя; стой пред невидимым Богом, как стоит уго­ловный преступник, уличенный в бесчисленных злодеяниях, приговоренный к казни, пред гроз­ным, нелицеприятным судиею. Точно: ты стоишь пред полновластным Владыкою и Судиею твоим; ты стоишь пред таким Судиею, пред Которым не оправдится всякживый (Пс 142:2), Который все­гда побеждает, внегда судити Ему (Пс.,50:6), Ко­торый тогда только не осуждает, когда, по неиз­реченному человеколюбию Своему, простив че­ловеку согрешения его, не внидет в суд с рабом Своим (Пс. 142:2). Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей при­сутствие Бога, увидишь безвидно, духовно, Неви­димого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием122. Стой на молитве с поникшею главою, с устремленными к земле гла­зами, на обеих ногах равно и неподвижно: спос­пешествуй молитве плачем сердца, воздыхания­ми из глубины души, обильными слезами. Наруж­ное благоговейное предстояние на молитве весь­ма нужно и весьма полезно для всякого подвизающегося подвигом молитвы, особливо для ново­начального, в котором расположение души наи­более сообразуется с положением тела. Апостол заповедует при молитве благодарение: в молитве терпите, говорит он, бодрствуюше в ней с бла­годарением (Кол. 4:2, слич. Флп. 4:6). Апостол сви­детельствует, что благодарение заповедано Самим Богом: непрестанно молшпеся; о всем благодари­те; сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (Сол. 5:17,18). Что значит благодарение? Это сла­вословие Бога за бесчисленные Его благодеяния, излитые на все человечество и на каждого челове­ка, Таким благодарением вводится в душу чудное спокойствие; вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби; вводится живая вера, по причине которой человек отвергает все забо­ты о себе, попирает страх человеческий и бесовс­кий, повергает себя всецело на волю Божию. Та­кое расположение души есть превосходное приготовительное расположение для молитвы. Яко-жеубо приясте Христа Иисуса, Господа, говорит апостол, такожде в Нем ходите (жительствуйте), укоренени и наздани в Нем и извествовани верою, якоже научистеся, избыточествующе во ней бла­годарением, то есть при посредстве благодарения приобретая обилие веры. Радуйтеся всегда о Гос­поде: и паки реку, радуйтеся: Господь близ. Ни о чем же пецытеся, но во всем молитвою и моле­нием со благодарением прошения ваша да сказу-ются Богу (Кол. 2:6,7; Флп. 4:4—6). Важность ум­ственного подвига — благодарения с особенною подробностию изложена в Руководстве к духов­ной жизни преподобных отцов Варсонофия Ве­ликого и Иоанна Пророка.

ГЛАВА 19 О внимании при молитве

Молитва нуждается в неотлучном соприсут­ствии и содействии внимания. При внимании молитва составляет неотъемлемую собственность молящегося; при отсутствии внимания она чуж­да молящемуся. При внимании она приносит обильный плод: без внимания она приносит тер­ние и волчцы. Плод молитвы состоит в просве­щении ума и умилении сердца, в оживлении души жизнию Духа; терние и волчцы — это мертвость души, фарисейское самомнение, прозябающее из сердечного ожесточения, довольствующееся и превозносящееся количеством молитвословий И временем, употребленным на произнесение этих молитвословий. То внимание, которое вполне со­блюдает молитву от развлечения или от посторон-' них помыслов и мечтаний, есть дар благодати Бо-жией. Искреннее желание получить благодатный дар, душеспасительный дар внимания доказыва­ем принуждением себя ко вниманию при каж­дой молитве нашей. Искусственное внимание — так назовем наше собственное внимание, еще неосененное благодатью — состоит в том, чтоб, по совету святого Иоанна Лествичника, заклю­чать ум в слова молитвы. Если ум, по причине но­вости своей в молитвенном подвиге, выйдет из заключения в слова, то должно опять вводить его в них. Свойственны уму, в его состояния падения, нестоятельность и расположение парить повсю­ду. Но Бог может даровать ему непоколебимость и дарует ее в свое время за постоянство и терпе­ние в подвиге123. Особенно способствует сохра­нение внимания во время молитвы весьма не­спешное произнесение слов молитвы. Произно­си слова не спеша, чтоб ум мог с большим удоб­ством сохранить заключение свое в словах молит­вы, чтоб он не ускользал ни из одного слова ее. Произноси слова несколько вслух, когда ты мо­лишься наедине, и это способствует сохранению внимания. Внимательной молитве с особенною удобностию можно и должно приучаться при совершении келейного правила. Возлюбленный брат! Не отвергни ига некоторой скуки и неко­торого понуждения, приучаясь первоначально к иноческим келейным занятиям, особливо к ке­лейному молитвенному правилу. Запасись благо-временно всесильным оружием— молитвою: благовременно научись действовать им Молитва всемогуща по причине действующего в ней все­могущего Бога. Она — меч. духовный, иже есть глагол Божий124. Молитва по качеству своему есть пребывание человека при Боге и соединение че­ловека с Богом; по действию своему она — при­мирение человека с Богом, мать и дщерь слез, мост, по которому переходит чрез искушения, стена, защищающая от скорбей, сокрушение бра-ней, бесконечное делание, источник добродете­лей, причина духовных дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, от­сечение отчаяния, указание надежды, разреше­ние печали, богатство монахов125. Сначала нужно понуждаться к молитве; вскоре она начнет дос­тавлять утешение, и этим утешением облегчать понуждение, ободрять к понуждению себя. Но к молитве нужно понуждение в течение всей жиз­ни126, и редкие подвижники избавились, по при­чине обильнейшего благодатного утешения, от понуждения себя: молитва действует убийствен­но на нашего ветхого человека; доколе он жив в нас, дотоле противится молитве как вкушению смерти. Падшие духи, зная силу молитвы и ее бла­готворное действие, стараются всячески отвлечь от нее подвижника, подучая употреблять время, назначенное для молитвы, на другие дела: или же они стараются уничтожить и осквернить ее су­етною и греховною рассеянностью, принося во время совершения ее бесчисленные житейские и греховные помыслы и мечтания.

ГЛАВА 20





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 145 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...