Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О молитве Иисусовой



Собственно молитвою святые отцы называют молитву Иисусову, которая произносится так:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. Святый Иоанн Лествичник гово­рит о безмолвствующих, что “одни из них поют и большую часть своего времени проводят в этом (пении), а другие претерпевают в молитве”; под именем пения здесь надо понимать молитвенное чтение псалмов (тогда еще не было других мо-литвословий, употребляемых ныне), а под име­нем молитвы — молитву Иисусову131. То же зна­чение имеют и следующие слова того же свято­го: “Ночью большую часть времени отдавай мо­литве, а меньшую псалмопению”132. Так объяс­няют значение слов молитва и псалмопение в творении святого Иоанна Лествичника. Лестви-це, позднейшие его великие подвижники и на­ставники монашества, преподобные Симеон, Новый Богослов133 и Григорий Синаит134. Молит­ва Иисусова разделяется на два вида: на устную и умную. Подвижник переходит от устной мо­

литвы к умной сам собою, при условии: когда ус­тная молитва — внимательна. Сперва должно обучиться устно молитве Иисусовой. Исполня­ется Иисусова молитва стоя; при изнеможении же сил — сидя и даже лежа. Существенными принадлежностями этой молитвы должны быть: внимание, заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произнесении ее и со­крушение духа. Хотя эти условия необходимы при всякой молитве, но удобнее сохраняются и более требуются при совершении молитвы Иису­совой. При псалмопении разнообразие мыслей, в которые облечена молитва, невольно привле­кает к себе внимание ума и доставляет ему неко­торое развлечение. Но при молитве Иисусовой ум сосредоточивается в одну мысль: в мысль о помиловании грешника Иисусом. Делание по наружности самое сухое, но на опыте' оно ока­зывается самым многоплодным из всех душев­ных деланий. Сила и достоинство доставляются ему всесильным, всесвятым именем Господа Иисуса Христа. Пророк, пророчествуя о Богоче­ловеке, предвозвестил: Всяк, иже призовете имя Господне, спасется (Иоил. 2:32). Слова пророка повторяет святой апостол Павел (Рим. 10:13); аще исповеси усты твоими, говорит он, Господа Иисуса, и веруеши в сердце твоем, яко Бог воз двг1жв Тою от мертвых, спасвшися (Рим. 10:9). Святой апостол Петр, по исцелении хромого от рождения именем Господа Иисуса Христа, зас­видетельствовал пред иудейским синедрионом нижеследующее: Князи людстии и старцы Из-раилевы-1 аще мы (святые апостолы Петр и Иоанн) днесь истязуеми есмы о благодеянии че­ловека немощна, о чесом сей спасеся: разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назореа, Его же вы. распяс-те, Его же Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред вами здрав. Нест бо иного имени под небесем, данного в человецех, о немже подо­бает спастися нам (Деян. 4:8—10,12). Употреб­ление всесвятого Божественного имени Иисус в молитве и моление об этом имени установлено Самим Господом нашим, Иисусом Христом. В этом можно убедиться из той возвышеннейшей и глубочайшей беседы, помещенной в Евангелии от Иоанна (13: 31,14,15,16), которую Господь имел со святыми апостолами после Тайной Ве­чери, в многознаменательный час, предшество­вавший добровольному исшествию Господа на место предания и на страдания, спасительные для рода человеческого. Учение, произнесенное Гос­подом в этот час, имеет характер окончательно­го, предсмертного завещания, в котором собра­ны и изложены Им пред учениками Его, а в лице их — пред всем христианством, самые душеспа­сительные, окончательные заповеди, залоги дос­товерные и непогрешительные жизни вечной135. Между прочими залогами и духовными дарами дано и подтверждено позволение и повеление молиться именем Иисуса. Еже аще что просите от Отца во имя Мое, Сказал Господь ученикам Своим, то сотворю: да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во Имя мое, Аз сотво­рю (Ин. 14:13, 14). Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша ис­полнена будет (Ин. 16:23,24). Что ж такое, мо­гущее принявшего преисполнить радости, даро­вано будет молящемуся именем Господа Иису­са? Будет дарован, — отвечаем словами Госпо­да, — Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое (Ин. 14:26). Это опытное познание принад­лежит святым отцам, и есть их предание




Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 186 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...