Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ГЛАВА 12 О жительстве в послушании у старца



То, что сказано об отшельничестве и затворе, должно сказать и о послушании старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества; такое послушание не дано нашему времени. Пре­подобный Кассиан Римлянин говорит, что еги­петские отцы, между которыми особенно про­цветало монашество и приносило изумительные духовные плоды, “утверждают, что хорошо управ­лять и быть управляемым свойственно мудрым, и определяют, что это величайший дар и благо­дать Святого Духа”86. Необходимое условие та­кового повиновения духоносный наставник, ко­торый бы волею Духа умерщвлял падшую волю подчинившегося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти. Падшая и растлен­ная воля человека заключает в себе стремление ко всем страстям. Очевидно, что умерщвление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совер­шаться падшею волею наставника, когда сам на­ставник еще порабощен страстями. “Если ты хо­чешь отречься от мира, — говорил святой Симе­он, Новый Богослов, современным ему инокам, — и научиться евангельскому житию, то не предай (не поручи) себя неискусному или страстному учителю, чтоб не научиться вместо евангельского жития диавольскому житию, потому что благих учителей и учительство благое, а злых — злое: от лукавых семян непременно произрастают и лу­кавые плоды. Всякий, невидящий и обещающий­

ся наставлять других, есть обманщик и последу­ющих ему ввергает в ров погибели по слову Гос­пода: Слепец слепца аще водит, оба. в яму впа­дут (Мф. 15:14)87. При другом случае этот вели­кий сродник Божий, советуя иноку действовать по указанию духовного отца, присовокупляет: “Однако да поступает так только в таком случае, когда знает, что духовный отец его — причастник Духа, что он не будет говорить ему противопо­ложного воли Божией, но, по дарованию своему и по мере повинующегося, возглаголет угодное Богу и полезное для души, чтоб не оказаться по­винующимся человеку, а не Богу>^. В этом смыс­ле завещавает и апостол: не будите раби челове­ком (1 Кор. 7:23). Он повелевает самое служение слуг господам совершать духовно, а не в характе­ре человекоугодников, но в характере рабов Хри­стовых, творя волю Божию в наружном служе­нии человекам (Еф. 6:6). Ныне, говорит апостол, человека пропираю или Бога? или ищу человеком угождати? аще бых человеком еще угождал, Хри­стов раб не быхубо был (Гал. 1:10). Не весте-ла, яко ему-же представляете себе рабы. в послуша­ние — человеку плотского мудрования или Богу — раби есте, его-жв послушаете, или греха и плот­ского мудрования в смерть, или послушания в правду Божию и во спасение (Рим. 6:16). Послу шание образует повинующегося по образу того, кому он повинуется: зачгшаху овцы по жезлом, говорит Писание (Быт. 30:39). Те старцы, кото­рые принимают на себя роль”, употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое, в сущ­ности, не что иное, как душепагубное актерство и, печальнейшая комедия, — старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о'великом иноческом делании — послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их ра­зум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответству­ющего себе плода в наставляемом ими. Их непра­вильное и недостаточное настроение только в течение некоторого времени может оставаться незаметным руководимому ими неопытному новоначальному, если этот новоначальный сколь­ко-нибудь умен и занимается святым чтением с прямым намерением спасения. В свое время оно должно непременно раскрыться и послужить поводом к неприятнейшей разлуке, к неприят­нейшим отношениям старца с учеником, к ду­шевному расстройству того и другого. Страшное дело — принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которые можно исполнять только по велению Святого Духа и действием Духа; страшное дело — представлять себя сосу­дом Святого Духа, между тем как общение с са­таною еще не расторгнуто и сосуд не перестает оскверняться действием сатаны! Ужасно такое лицемерство и лицедейство! Гибельно оно для себя и для ближнего, преступно пред Богом, бо­гохульно. Напрасно будут указывать нам на пре­подобного Захарию, который, находясь в пови­новении у неискусного старца, отца своего по плоти, Кариона, достиг иноческого совершен­ства89, или на преподобного Акакия, спасшегося в жительстве у жестокого старца, который согнал бесчеловечными побоями ученика своего преж­девременно в гроб90. Тот и другой находились в послушании у недостаточных старцев, но руко­водствовались советами духоносных отцов, так­же назидательнейшими примерами, которые были во множестве пред очами их: единственно по этой причине они могли пребыть в наружном послушании у своих старцев. Эти случаи вне об­щего порядка и правила. “Образ действия Про­мысла Божия, — сказал святой Исаак Сирский, — вполне отличается от общего человеческого по­рядка. Ты держись общего порядка”91. Возра­зят: вера послушника может заменить недоста точество старца. Неправда: вера в истину спаса­ет, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению апостола. Аюбве истины не прията, го­ворит он о произвольно погибающих, во еже спа-стися им. И сего ради послет (попустит) им Бог действо лети, во еже веровати гш. лжи: да. суд пригшут вси неверовавшии истине, но благово­ливший в неправде (2 Сол. 2:10-12). По вере ваю буди вама (Мф. 9:29), сказал Господь, Само-Истина, двум слепцам и исцелил их от слепоты: не имеют права повторять слов Само-Истины ложь и лицемерство для оправдания своего преступ­ного поведения,'которым они погубляют ближ­них. Бывали случаи, очень-очень редкие, что вера, по особенному смотрению Божию, действовала чрез грешников, совершая спасение этих греш­ников. 'В Египте старейшина разбойников фла-виан, намереваясь ограбить некоторый женский монастырь, облекся в монашеское одеяние и при­шел в этот монастырь. Монахини приняли его как одного из святых отцов, ввели в церковь^ прося принести о них молитву Богу, что Флавиан испол­нил, против воли своей и к удивлению своему. Потом представлена была ему трапеза. По окон­чании трапезы монахини умыли его ноги. В мо­настыре одна из сестер была слепа и глуха. Мона­хини привели ее, и напоили водою, которою омы­ты ноги странника. Больная немедленно исцели­лась. Монахини прославили Бога и святое житие странного инока, провозглашая совершившееся чудо. Благодать Божия низошла на старейшину разбойников: он принес покаяние, и из старей­шины разбойников претворился в знаменонос-ного отца92. В житии святого феодора, епископа Одесского, читаем, что блудница, будучи принуж­дена отчаянною супругою Адера, принесла Богу молитву о умершем ее сыне, что младенец вос­крес по молитве блудницы. Блудница, приведен­ная в ужас совершившимся над нею, немедлен­но оставила греховную жизнь, вступила в монас­тырь и подвижническою жизнию достигла свя­тости93. Такие события — исключения. Созерцая их, мы поступим правильно, если будем удивлять­ся смотрению и непостижимым судьбам Божи-им, укрепляться в вере и надежде; поступим очень неправильно, если будем эти события принимать в образец подражания. В руководителя поведе­нию нашему дан нам Самим Богом Закон Божий, то есть Священное Писание и писания отечес­кие. Апостол Павел решительно говорит: Пове­леваем же вам, братие, о имени Господа нашею Иисуса Христа, отлуч-атися вам от всякого бра­та, безчинно ходяща, а не по преданию, яже прията от нас (2 Сол. 3:6). Преданием здесь на авано нравственное предание Церкви. Оно изло­жено в Священном Писании и в писаниях свя­тых отцов. Преподобный Пимен Великий пове­лел немедленно разлучаться со старцем, сожи­тельство с которым оказывается душевредным94, очевидно, по нарушению этим старцем нрав­ственного предания Церкви. Иное дело, когда нет душевного вреда, а только смущают помыслы: смущающие помыслы, очевидно, бесовские; не надо им повиноваться как действующим имен­но там, где мы получаем душевную пользу, кото­рую они хотят похитить у нас Иноческое послу­шание в том виде и характере, как оно проходи­лось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозмож­ными: возможно, одно благоговейное, благора­зумное рассматривание его, возможно, усвоение духа его. Тогда мы вступим на путь правильного суждения и душеспасительного благоразумия, когда, читая опыты и правила делания древних отцов, послушания их, равно дивного и в руково­дителях, ив руководимых, увидим в современно­сти общий упадок христианства, сознаемся, что мы неспособны наследовать делание отцов в пол­ноте его и во всем обилии его. И то великая ми­лость Божия к нам, великое счастье для нас, что предоставлено нам питаться крупицами, падаю­щими с духовной трапезы отцов. Эти крупицы не составляют собою удовлетворительнейшей пищи, но могут, хотя не без ощущения нужды и голода, предохранить от душевной смерти.

ГЛАВА 13 О жительстве по совету

Крупицами названо в предшествовавшей гла­ве духовное жительство, предоставленное Про­мыслом Божиим нашему времени. Оно основы­вается на руководстве в деле спасения Священ­ным Писанием и писаниями святых отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современ­ных отцов и братии. В собственном смысле это послушание древних иноков, в ином виде, при­способленном к нашей немощи, преимуществен­но душевной. Древним послушникам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию: ныне иноки должны сами отыски­вать волю Божию в Писании, и потому подвер­гаться частым и продолжительным недоумени­ям и погрешностям. Тогда преуспеяние было быстрым по свойству делания, ныне оно косно опять по свойству делания. Таково благоволение о нас Бога нашего: мы обязаны покорствовать ему и со благодарением благоговеть пред ним. Наше современное иноческое жительство по Писанию и совету отцов и братии освящено примером гла­вы монашества — преподобным Антонием Ве­ликим Он не был в послушании у старца, но в но-воначалии своем жил отдельно и заимствовал на­ставления из Писания и от разных отцов и бра­тии: у одного научался он воздержанию, у друго­го — кротости, терпению, смирению, у иного — строгой бдительности над собою, безмолвию, ста­раясь усвоить себе добродетель каждого добро­детельного инока, всем оказывая по возможнос­ти послушание, смиряясь пред всеми и молясь Богу непрестанно95. Поступай и ты, новоначаль­ный, таким образом! Оказывай настоятелю и про­чему монастырскому начальству нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание, послушание, чуждое лести и ласкательства Послушание ради Бога. Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных Закону Божию, уставу и порядку монастыря и распоряже­нию монастырского начальства. Но никак не будь послушен на зло, если б и случилось тебе потер­петь за нечеловекоугодие и твердость твои неко­торую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями, но усваивай себе советы их с крайнею осторожностью и осмотри­тельностью. Не увлекайся советом по первона­чальному действию его на тебя! По страстности и слепоте твоей иной страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и неопытности твоим или потому, что он угождает какой-либо сокровенной, неведомой тобою, живущей в тебе страсти. С плачем и сер­дечными воздыханиями умоляй Бога, чтоб Он не попустил тебе уклониться от Его всесвятой воли к последованию падшей человеческой воле, тво­ей или ближнего твоего, твоего советника. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием. Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который прини­мается неопытным новоначальным с безотчетли­вою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новона­чального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Прослыть святыми, разумными, прозорливыми, старцами, учителями: им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню. Была справедливою молитва про­рока всегда, в особенности она справедлива ныне; Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко улшлитася истины от сынов человеческих. Су­етная глагола кийждо ко искреннему своему:ус-тне, льстивыя в сердце: и в сердце глаголаша злая (Пс. 11:2, 3). Слово ложное и лицемерное не мо­жет не быть словом злым и зловредным Против такого настроения необходимо принять меры ос­торожности. “Изучай Божественное Писание, — говорит Симеон, Новый Богослов, — и писания святых отцов, особливо деятельные, чтоб с учени­ем их сличив учение и поведение твоего учителя и сердца, ты мог их видеть (это учение и поведе­ние) как в зеркале и понимать; согласное с Писа­нием усваивать себе и содержать в мысли; лож­ное же и худое познавать и отвергать, чтоб не быть. обманутым. Знай, что в наши дни появилось мно­го обманщиков и лжеучителей”96. Преподобный Симеон жил в десятом столетии по Рождестве Христовом, за девять веков до нашего времени: вот уже когда раздался голос праведника в свя­той Христовой Церкви о недостатке истинных духоносных руководителей, о множестве лжеучи­телей. С течением времени более и более оскуде­вали удовлетворительные наставники монаше­ства; тогда святые отцы начали более и более пред­лагать руководство Священным Писанием и пи­саниями отеческими. Преподобный Нил Сорский, ссылаясь на отцов, писавших прежде его, го­ворит: “Не малый подвиг, — сказали они, — най­ти непрелестного учителя сему чудному деланию (истинной иноческой сердечной и умной молит­ве). Они наименовали непрелестным того, кто имеет свидетельствованное Божественным Писа­нием делание и мудрование и стяжал духовное рассуждение. И то сказали святые отцы, что и тогда едва можно было найти непрелестного учи­теля таким предметам; ныне же, когда они оску­дели до крайности, должно искать со всею тща­тельностью. Если же не найдется, то святые отцы повелели научаться из Божественного Писания, слыша Самого Господа, говорящего: Испытайте Писания, и в них найдете живот вечный, (Ин. 5:39). Елика бо првднаписана быша в Святых Писаниях, в наше наказание (наставление) пред-написаимся (Рим/15:4)97. Преподобный Нил жил в XV столетии; он основал скит неподалеку от Бела Озера, где и занимался молитвою в глубоком уеди­нении. Полезно прислушаться старцам новейших времен, с каким смирением и самоотвержением отзывается преподобный Нил о наставлениях, которые он преподавал братии. “Никто не дол­жен утаивать слова Божия по своему нерадению, но исповедывать свою немощь и вместе не скры­вать истины Божией, чтоб не соделаться нам ви новными в преступлении заповеди Божией. Не будем утаивать слова Божия, но будем возвещать ею. Божественные Писания и слова святых от­цов многочисленны, как песок морской: нелено-стно исследывая их, преподаем приходящим к нам и нуждающимся в них (требующим, вопро­шающим). Правильнее же: преподаем не мы, по­тому что мы недостойны этого, но преподают бла­женные святые отцы из Божественного Писа­ния”98. Вот превосходный образец для современ­ного наставления! Он вполне душеполезен для на­ставника и наставляемого; он — правильное вы­ражение умеренного преуспеяния; он соединен с отвержением самомнения, безумной наглости и дерзости, в которые впадают подражающие по наружности Великому Варсонофию и другим зна-меноносным отцам, не имея благодати отцов. Что было в тех выражениях обильного присутствия в них Святого Духа, то в безрассудных, лицемер­ных подражателях служит выражением обильно­го невежества, самообольщения, гордости, дерзо­сти. Возлюбленные отцы! Будем произносить сло­во Божие братиям нашим со всевозможным сми­рением и благоговением, сознавая себя недоста­точными для сего служения и охраняя самих себя от тщеславия, которое сильно стужает людям страстным, когда они поучают братию. Подумай­те, что мы должны воздать ответ за каждое праз­дное слово (Мф. 12:36), тем тягостнее ответ за сло­во Божие, произнесенное с тщеславием и по по­буждению тщеславия. Потребит Господь всяус-тны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть (Пс. 11:4,5). Потребит Господь ищущих славы своей, а не Божией. Устрашимся прещения Господня. Будем произносить слово на­зидания по требованию существенной необходи­мости, не как наставники, а как нуждающиеся в наставлении и тщащиеся соделаться причастни­ками наставления, преподаемого Богом в Его все-святом Слове. Кийждо якоже прият дарование, говорит святой апостол Петр, между себе сим слу-жаще, яко добрии строители различныя благо­дати Божия. Аще кто глаголет, яко словеса Бо­жия, со страхом Божиим и благоговением к сло­вам Божиим, а не как свои собственные слова; аще кто служит, яко от крепости, юже падает Бог, а не как бы из своей собственной: да о всем сла­вится Бог Иисус Христом (1 Пет. 4:11). Действу­ющий из себя, действует для тщеславия, прино­сит и себя и послушающих его в жертву сатане: действующий из Господа действует во славу Гос­пода, совершает свое спасение и спасение ближ­них Господом, единым Спасителем человеков. Будем страшиться преподания первоначальному какого-либо необдуманного наставления, не ос­нованного на слове Божием и на духовном разу­мении слова Божия. Лучше сознаться в неведе­нии, нежели выказать ведение душевредное. Ох-ранимся от великого бедствия превратить легко­верного новоначального из раба Божия в раба че­ловеческого (1 Кор. 7:23), привлекши его к творе­нию падшей воли человеческой вместо всесвятой воли Божией". Скромное отношение советника к наставляемому совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику, рабу о Господе. Совет не заключает в себе условия непременно испол­нять его: он может быть исполнен и не исполнен. На советнике не лежит никакой ответственнос­ти за совет его, если он подал его со страхом Бо-жиим и смиренномудрием, не самопроизвольно, а будучи спрошен и понужден. Также и получив­ший совет не связывается им; на произволе и рас­суждении его остается исполнить или не испол­нить полученный совет. Очевидно, как путь сове­та и последования Священному Писанию сооб­разен с нашим слабым временем. Заметим, что отцы воспрещают давать совет ближнему по соб­ственному побуждению, без вопрошения ближ­него: самовольное преподание совета есть при­знак сознания за собою ведения и достоинства духовных, в чем явная гордость и самообольще­ние100. Это не относится к настоятелям и началь­никам, которые обязаны во всякое время, при всякой встретившейся нужде и не будучи спро­шены наставлять врученное им братство (2 Тим. 4:2). Но при посещении других монастырей они должны руководствоваться советом преподобно­го Макария Александрийского преподобному Пахомию Великому. Пахомий спросил Макария о наставлении братии и суде над ними. Авва Макарий отвечал; “учи и суди своих подчинен­ных и не суди никого из посторонних”101. Это правило соблюдали и соблюдают все настоятели, желающие благоугодить Богу.

ГЛАВА 14





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...