Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фет - один из замечательнейших русских поэтов-пейзажистов



В его стихах во всей своей красоте предстает и русская весна - с цветущими деревьями, первыми цветами, с журавлями, кричащими в степи. Мне кажется, образ журавлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет.

В поэзии Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. В стихах Фета мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом - как соловей, лебедь, жаворонок, орел, но и таких как бы простых и непоэтичных, как сыч, лунь, чибис, стриж.

«И слышу я в изложине росистой

Вполголоса скрыпят коростели»

В другом известном стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» состояние человека развивается параллельно состоянию природы:

«Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья...

Свет ночной, ночные тени

Тени без конца,

Ряд волшебный изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, зря!..»

В стихотворении нет ни одного глагола, и все-таки оно наполнено движением. Отрывочные образы (жизнь сердца, жизнь природы) складываются, как стеклышки мозаики, в единую картину. Фет не описывает целостную картину, а даст несколько точных мазков, с тем чтобы «смешение красок» в единый «тон» произошло в воображении читателя.

Многие произведения Фета посвящены теме весны («Уж верба вся пушистая...», «Еще весна, - как будто неземной...», «Что за вечер! А ручей...», «Еще весны душистой нега...» и другие). В них, как и всегда у поэта, образы природы сопоставлены с переживаниями, психологическим настроем человека.

Фет крепок и в любовной лирике. Его пейзажный багаж пригодился ему в его романтических стихотворениях о любви. Я бы сказал, что он всегда выбирал темой для своих стихов только красоту - в природе, в человеке. Сам поэт был уверен " без чувства красоты жизнь сводится к кормлению гончих в душно-зловонной псарне ".

Лирика Фета позволяет воспринимать и природу и человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений. Главное заключается не в самой картине окружающего мира, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждает она в нас. Природа является только поводом, средством выражения поэтического мышления. Неслучайно самого себя Фет называет «природы праздный соглядатай ». Природа у него - это не просто пейзаж, это атмосфера, разлитая и внутри и вовне человеческой жизни, пронизывающая все вокруг.

Поэтика. Для поэта особую ценность имело все, что близко средствам музыкального воздействия: ритм, подборка звуков, мелодии стиха, приемы музыкальной композиции.
В русской литературе XIX века нет другого поэта с таким стремлением к ритмической индивидуальности своих произведений — прежде всего с таким разнообразием строфических форм. Огромная масса его стихов не знает строфических стандартов. Большая часть употребляемых им строф встречается в его поэзии однократно. Фет как будто хочет для каждого нового стихотворения найти свой индивидуальный рисунок, свой особый музыкальный лад.
Фет строит многострочные строфы, используя удвоенные и утроенные рифмы. Он употребляет необычные чередующиеся размеры, достигает особого ритмического эффекта, соединяя длинные строки с очень короткими.

Оригинальны методы рифмовки у Фета. Он рифмует нечетные стихи, не рифмуя четных (“Как новость безоблачной ночи....”, “Заиграли на рояле...”), оставляет без рифмы пару смежных стихов, рифмуя соседнюю пару (“Что ты, голубчик, задумчив сидишь...”).

Для поэзии Фета характерно соединение звуковых и ритмических приемов.


А. А. Фет – критика
Фет был обласкан критиками практически на протяжении всего творческого пути. Уже в 40-е годы XIX века Белинский называл Фета самым «даровитым» московским поэтом.
Лестные отзывы Белинского послужили для него неплохой «путевкой в жизнь». Фет печатался в самых модных и востребованных журналах того времени – «Отечественных записках», «Москвитянине» и др. При этом каждое новое стихотворение вызывало восторг как у читателей, так и у критиков.
В 50-е годы внимание литературных критиков было приковано к произведениям иного порядка. Общественность будоражили социально-политические идеи (вот-вот отменят крепостное право), а поэтику Фета составляли Природа и Любовь.
Долгое время Фет сотрудничал с «Современником», которым руководил Тургенев. Тургенев (вместе с критиками В.П.Боткиным и А.В.Дружининым) «подчистил» первый фетовский сборник и сделал поэзию Фета боевым знаменем «чистого искусства». В связи появились критики, считавшие Фета «мечтателем», оторванным от действительности.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 825 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...