Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет №8. Роман «Господа Головлевы»




Роман «Господа Головлевы». Жанр. Психологизм. Евангельские мотивы.
Жанр. Традиционно «Господа Головлевы» позиционируется как роман.

- В центре повествования – одна отдельно взятая семья – Головлевых, три ее поколения показаны в своем постепенном вырождении и угасании. Следовательно, это роман-хроника, повествующий о событиях, происходящих в семейном поместье Головлевых.

- Но это только одна из сторон данного произведения, поскольку оно имеет много общего с достаточно разработанным в русской классической прозе жанром хроники мемуарно-семейного типа. Однако связь «Головлевых» с традиционным семейным романом чисто внешняя. «Семейный» признак сказался в нем главным образом лишь в обозначении тематических рамок, границ определенного круга жизненных явлений.

- Основным определяющим жанровым признаком роман «Господа Головлевы» является социальный фактор. - В центре внимания автора стоят общественные проблемы, ведь «Господа Головлевы» раскрывают не только тему вымирания помещичьего класса, но и тему вымирания человеческой души, тему нравственности, духовности, совести, в конце концов. Следовательно, это роман психологический и трагический.

- Но, кроме того, роман «Господа Головлевы» - еще и роман сатирический.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роман Салтыкова-Щедрина» в своем жанровом своеобразии представляет собой уникальный синтетический сплав из романа - семейной хроники, социально-психологического, трагического и сатирического романа.

Психологизм. Характеры героев "Господ Головлёвых" построены по законам реализма и, следовательно, глубоко психологически достоверны.

Для того чтобы понять сущность сатиры Щедрина и ее развитие в реалистическом социально-психологическом романе "Господа Головлевы", нужно четко представить следующее: время написания романа, т.е. ту по выражению Щедрина "народную почву", на которой он появился и место романа как сатирического произведения в русской литературе и в творчестве самого писателя.

Направленность творчества остается явно сатирической, но средства достижения сатирического эффекта коренным образом меняются. Гротеску, эзопову языку, гиперболе на смену приходит типизированная психологическая характеристика персонажа, рассмотренного в неразрывном единстве со средой, его окружающей.

Средства психологической характеристики у Щедрина разнообразны и наряду с прямыми характеристиками персонажа (внутренним монологом, портретом, пластическим рисунком, авторскими оценками) обычную роль играет, если так можно сказать, "портрет" среды. Описание пейзажа, интерьера и до Щедрина было чрезвычайно значимо в сатирическом произведении (достаточно вспомнить пейзаж во владениях Плюшкина или знаменитое описание его захламленной гостиной), но ранее, и в "Мертвых душах" в том числе среда была статична, выполняла орнаментальную функцию. У Щедрина существует "обратная связь" между средой и героем. Это означает не только то, что описываемые жизненные условия влияют на формирование человеческих качеств героя, но и сам герой в соответствии со своим внутренним содержанием изменяет эти условия. Такое изображение среды давало писателю возможность с новой, неожиданной точки зрения показать эволюцию, душевную деградацию рода Головлевых, разрушение вместе с ними всего устройства их мира, их времени. В этом-то и выражается единство представлений Щедрина о человеке и обществе с пониманием этой проблемы его современниками.

Во-первых, это вопрос о конкретных средствах психологической характеристики, которыми пользуется Щедрин, т.е. портрет, пластический рисунок образа, речевая характеристика персонажа, внутренний монолог, прямая речь героя в изложении автора и т.д.

А во-вторых, это принципиально новый, найденный писателем путь изображения внутреннего движения характера - динамичное описание жизненной среды героев, ее изменение вместе с разрушением "выморочного рода" Головневых.

Евангельские мотивы присутствовали уже в самых первых произведениях Салтыкова-Щедрина, хотя прямых ссылок на Евангелие в них не было.Самым мощным подтверждением тому служит роман «Господа Головлевы», который можно считать самым христианским произведением русской художественной литературы.

Главным героем романа, как мы знаем, выступает Порфирий Владимирович Головлев, прозванный своими домашними Иудушкой. Именно выбор главного героя отличает роман «Господа Головлевы» от других произведений христианского толка.

Та правда о Христе, которая была для Иудушки скрыта, в конце жизни раскрылась ему. Порфирий Владимирович умом и сердцем принял Иисуса, впервые воистину признав Его своим Спасителем.

Прозрение оказывается настолько полным, что Иудушка не сомневается в спасении. Когда он говорит племяннице: «Надо меня простить», он думает уже о ней, а не о себе. Он хочет, чтобы и Аннинька прониклась желанием простить и от этого стала бы способной принять Прощение: «Прощайте и прощены будете».

Кажется логичным и справедливым, что, человек, погрязший во лжи, стяжательстве и злодеяниях, предавший всех своих близких, к концу жизни остается в полном одиночестве, духовно деградирует и бесславно гибнет.

Но у Бога Своя логика и Своя справедливость, основанные на Его безмерной любви. Спасение Иудушки не возникло на пустом месте. В душе Головлева всегда пребывало семя. Иудушка всегда боялся Бога. На этом страхе и держалась его фарисейская вера. Страх придавал вере искренности. Он же удерживал Порфирия Петровича от сползания в последнюю стадию безумия, коей является отрицание Бога.

Вера Иудушки, как бы, пребывала в коме. Боясь Бога, он не нуждался в Нем. Дни его были наполнены суетой, самодовольством, интригами. Они помогали убегать от подлинной реальности, которая есть Бог.

Непонятым и потому неоцененным остался и весь роман Салтыкова-Щедрина. Данное ему определение: «сатирическое произведение» для него слишком тесно. Ведь «Господа Головлевы» - это, прежде всего,

грандиозная художественная проповедь, рассказ о бесконечной Милости, которая может быть дарована каждому, кто не сможет без нее жить или без нее умер.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 3029 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...