Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство Западной Европы 18 века



http://arthisto.ru/2/

В XVIII в. расстановка сил в художественной жизни Европы изменилась. Италия, хранительница культурных традиций прошедших веков, превратилась в своеобразный музей великих памятников прошлого. Однако в XVIII столетии равных им уже не создавалось. Итальянские государства беднели, мастера не получали крупных заказов и вынуждены были искать их за границей. И всё же в это время здесь работали выдающиеся художники. В первой половине XVIII столетия в Италии и странах, находившихся под её влиянием (в Центральной Европе, Германии), наступил новый расцвет искусства барокко. Архитектура XVIII столетия во Франции традиционно разделяется на два периода, которым соответствуют два архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение занимает рококо, во второй - неоклассицизм. Бант из хризолита. Середина XVIII в. Жак Анж Габриель (1698-1782) происходил из семьи известных французских архитекторов Малый Трианон — не роскошный загородный дворец. Это скорее особняк, вынесенный на природу. Наиболее значительным произведением Жака Анжа Габриеля в Париже стала площадь Людовика XV. Архитектурным центром этого стиля во Франции был Париж Идея перестройки средневековой церкви Святой Женевьевы в Париже возникла ещё в конце XVII в

Начало эпохе неоклассицизма положил новый проект фасада церкви Сен-Сюльпис в Париже, предложенный архитектором Джованни Никколо Сервандони Французский философ-просветитель и художественный критик Дени Дидро писал: «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать какое-либо великое правило жизни, должно поучать зрителя, иначе оно будет немо». Карьера Этьена Луи Булле (1728— 1799) как практикующего архитектора была скорее неудачной: он исполнил только ряд интерьеров и построил несколько особняков в Париже. В отличие от Булле Клод Никола Леду (1736—1806) осуществил многие свои проекты на практике. Стремление к простым, геометрически правильным формам — характерный признак французской неоклассииистической архитектуры — особенно усилилось в середине XVIII в. Машиностроительное черчение Построение лекальных кривых

Почти каждый из французских скульпторов XVIII в. работал одновременно в разных жанрах - и в историко-мифологическом, и в портретном. Жан Батист Пигаль (1714—1785) был прозван современниками Беспощадным, поскольку в портретах он никогда не идеализировал модель. Другой ученик Лемуана, Этьен Морис Фальконе (1716—1791), виртуозно владевший техникой ваяния, отличался блестящей эрудицией: прекрасно знал античную скульптуру, древние языки и литературу Жан Антуан Гудон прошёл серьёзную художественную школу: он обучался в академии и стажировался в Риме. Творческая манера Жана Антуана Ватто изысканна и насыщена сложными эмоциями Антуан Ватто, тонкий наблюдатель, сделал «галантные празднества» одной из главных тем своего творчества. «Галантные сцены» были для Ватто прекрасным спектаклем, перенесённым в реальную жизнь. Однако подлинные актёры на сцене интересовали его не меньше. В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена».

С развитием стиля рококо во французской живописи связано творчество Франсуа Буше Творчество Жана Батиста Симеона Шардена отличается от работ мастеров рококо и по стилю, и по содержанию. В полотне «Молитва перед обедом» (1744 г.) всё внимание зрителя привлечено к тому, как ложатся краски, как цветные блики от полосатой спинки кресла играют на одежде девочки, которая сидит в нём, как множество тончайших тонов сливается в один на белой косынке гувернантки. В «Натюрморте с атрибутами искусств» (1766 г.) собраны принадлежности живописца эпохи Просвещения: палитра с кистями, бумага, измерительные приборы, книги Жан Оноре Фрагонар, ученик Франсуа Буше и Жана Батиста Симеона Шардена, подобно мастерам рококо, часто обращался к «галантным сиенам», но придавал им совсем другой смысл. Жан Батист Грёз наиболее последовательно использовал искусство как средство нравственного воспитания человека Портретист Морис Кантен де Латур работал преимущественно в технике пастели, придавая своей живописи изысканный колорит. Юбер Робер создал очень характерную для неоклассицизма разновидность пейзажа — «архитектурную фантазию».

Парижский Лувр носит имя средневекового замка, построенного в начале XIII в. Позднее он стал королевской резиденцией. В декоративно-прикладном искусстве Франции XVIII в. наиболее интересно оформление интерьера. Во Франции изготовлять фарфоровые изделия начали в конце XVII в., расцвет этого ремесла пришёлся на середину XVIII столетия, и связан он был прежде всего с королевской мануфактурой в городе Севре. Архитектор Филиппе Ювара (1678—1736) выполнял заказы в Португалии и Испании

В Риме в XVIII в. строили не так много и оригинально, как раньше Черты зарождающегося неоклассицизма видны и в обновлённом фасаде базилики V в. Санта-Мария Маджоре (1734—1750 гг., архитектор Фердинандо Фуга), хотя изобилие скульптуры и лепного убранства напоминает о традициях барокко. Итальянский архитектор Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778) прославился не осуществлёнными постройками, а гравюрами и рисунками. В XVIII в. важнейшими художественными центрами Италии оставались Рим и Венеция Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции, но основная часть его жизни прошла в самых разных итальянских городах. С наибольшим блеском дарование мастера раскрылось во фресках дворцовых построек Роспись резиденции архиепископа-курфюрста Франконии в городе Вюрцбурге художник выполнил вместе с сыновьями в 1750—1753 гг. Картины на исторические сюжеты Тьеполо стремился сделать такими же масштабными по духу, как и фрески, но добивался этого другими средствами.

Жанр портрета всегда привлекал внимание итальянских живописцев, не были исключением и мастера XVIII в. Целиком посвятил себя этому жанру Витторе Гисланди (1655—1743). Важное место в итальянской живописи XVIII столетия занимал бытовой жанр Большинство итальянских художников-пейзажистов работали в жанре ведуты (итап. veduta) — городского архитектурного пейзажа. Работы Бернардо Беллотто перекликаются с произведениями Каналетто — те же гладкая манера живописи, ровное солнечное освещение и внимание к архитектурным деталям. К другому направлению в итальянской ведуте, которое часто называют романтическим, принадлежит творчество венецианского мастера Франческо Гварди

Ни один из европейских стилей не существовал в искусстве Англии XVII— XVIII вв. в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны В XVII и XVIII столетиях Англия наряду с Францией являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. В начале XVII в. в английской архитектуре произошли большие изменения, связанные с именем Иниго Джонса, крупнейшего мастера того времени. Новый этап в истории английской архитектуры начался во второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена, вероятно наиболее выдающегося английского зодчего. В сентябре 1666 г. Лондон был охвачен огромным пожаром, который уничтожил старый собор Святого Павла, восемьдесят семь церквей и свыше тринадцати тысяч домов Никто тогда не знал, как должна выглядеть англиканская церковь: ведь сгоревшие храмы строились ещё в Средние века

Палладианство — это стиль, который был создан на основе знаний, полученных из книг и путешествий. Английское палладианство сформировалось после того, как в первой половине XVIII в. появились два издания по архитектуре Дальнейшая история английского палладианства связана с именами лорда Ричарда Бойла Берлингтона (1694—1753), аристократа и покровителя искусств, и Уильяма Кента (около 1684—1748), издателя, археолога, живописца и архитектора-любителя. Пейзажный парк, вероятно, самое важное из того, что внесла Англия в архитектуру XVIII в. Видным английским архитектором был Джеймс Гиббс (1682—1754). Самой крупной его работой стала церковь Сент-Мартин ин зе Филдз в Лондоне (1722—1726 гг.). В середине XVIII столетия в Италии начались первые археологические раскопки древних памятников, и в Риме побывали все крупнейшие представители английского неоклассицизма. В последние годы XVIII столетия архитектор Джон Соун начал собирать в своём доме в Лондоне разнообразные предметы, связанные с его профессией: чертежи древних и новых построек, архитектурные модели, книги, гравюры и картины, а также другие редкостные веши, относящиеся к истории искусства вообще. Так был создан первый в истории музей архитектуры. Сэр Уильям Чемберс был придворным архитектором короля Англии Георга III

Примерно в середине XVIII в. одновременно с сооружениями неоклассицизма в Англии появились постройки, в которых использовались мотивы готической архитектуры Так называемое Аббатство Фонт-хилл в Центральной Англии, располагавшееся в парке поместья Уильяма Бекфорда (1760— 1844), богатейшего английского аристократа, писателя и коллекционера, было построено в 1796—1807 гг. архитектором Джеймсом Уайетом Памятники архитектуры многих цивилизаций дошли до наших дней в виде руин До XVIII в. в Англии не было мастеров, которых можно поставить в один ряд с ведущими живописцами Европы Творчество Уильяма Хогарта стало первым по-настоящему крупным явлением в английском искусстве Итогом серии таких повествований стал цикл из шести картин «Модный брак» Эта картина выполнена Хогартом в пору расцвета его мастерства. С мягким юмором художник «увековечил» себя для потомков на портрете, вставленном в раму (получился своеобразный «портрет в портрете»). Композиция относится к позднему периоду творчества Хогарта. Хогарт одним из первых среди английских художников объединил групповой портрет с бытовым жанром в так называемой «сцене собеседования»

Портретист Джошуа Рейнолдс был первым среди английских мастеров, кто учился в Италии, путешествовал по Голландии, Фландрии, Германии и Франции. Знаменитая трагическая актриса Сара Сиддонс изображена восседающей на троне в облаках. Всю свою жизнь Рейнолдс много и охотно писал детей. «Если бы наша нация произвела достаточно талантов, чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей её зачинающейся славы» На творчество мастера повлияли живопись французского рококо, а также традиция «сцен собеседования» (в частности, полотна Хогарта). Герой портрета, друг художника Джонатан Баттл, юноша далеко не знатного происхождения, блестяще «вошёл в образ» утончённого молодого аристократа. В 1759 г. Гейнсборо перебрался в Бат - аристократический курорт Главный жанр в живописи Гейнсборо — это портрет, но сам художник считал себя прежде всего пейзажистом.

Британский музей по праву можно назвать музеем цивилизаций: в его стенах хранятся памятники (преимущественно скульптуры и декоративно-прикладного искусства) древних и современных народов мира. На первый взгляд пейзаж в английской живописи XVIII в. уступал в своём развитии портрету и бытовому жанру. Английское декоративно-прикладное искусство получило в XVIII в. общеевропейское признание Наиболее интересные и значительные памятники архитектуры и изобразительного искусства создавались в трёх немецких государствах — Баварии, Саксонии и Пруссии. С Баварией связано творчество архитектора Бальтазара Неймана Старшим современником Неймана был архитектор Маттеус Даниель Пёппельман Небольшой одноэтажный дворец Амалиенбург возведён французским архитектором Франсуа Кювилье Пышность убранства, стремление к своеобразной архитектурной игре характерны для большинства построек Саксонии в стиле барокко, в том числе и храмовых. Для короля Пруссии Фридриха II (1740—1786 гг.) архитектор Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (1699— 1753) построил в Потсдаме, пригороде Берлина, королевскую резиденцию Сан-Суси

Но именно в Пруссии постепенно сложилась архитектура немецкого неоклассицизма — холодная, тяжеловесная, официальная. Парадность и пышность отличают произведения наиболее известного скульптора немецкого барокко Андреаса Шлютера Творчество Адама Эльсхеймера (1578—1610), безусловно, самое яркое явление в немецкой живописи XVII в., хотя его работы очень легко обвинить в эклектизме — механическом соединении черт разных стилей Основную часть наследия Эльсхеймера составляют небольшие полотна на библейские и мифологические сюжеты, хотя он обращался и к жанровой живописи. В произведениях римского периода стиль живописи Эльсхеймера изменился, стал более цельным и драматичным. События многих произведений Эльсхеймера на библейские сюжеты разворачиваются на фоне пейзажа

Иоганна Иоахима Винкельмана, блестящего знатока памятников античности, можно назвать основоположником истории искусства. Крупнейшим художником немецкого неоклассицизма был Антон Рафаэль Менгс Гораздо интереснее портреты кисти Менгса. В них мастер уже не подражал древним. Его техника становилась более свободной и энергичной, он точнее передавал характеры и настроение своих героев. Огромную популярность приобрёл портрет «Гёте в Кампанье» Художница Ангелика Кауфман 1741 —1807) много лет жила в Италии.

Галерея старых мастеров — лишь одна из обширных Государственных художественных коллекций в Дрездене Художественно-исторический музей в Вене был образован на основе коллекций, которые могущественная династия Габсбургов собирала в течение трёх веков. Фарфоровое производство в Мейсене (Саксония) существовало с 1710 г., а позднее оно распространилось в другие города.


Символизм





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 2758 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...