Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Поэзия Фета наполнена «сладкими» звуками, которые передаю! красоту и гармонию окружающего мира: «Прозвучало над ясной рекою, / Прозвенело в померкшем лугу...». Недаром многие отмечали особую музыкальность его лирики, в которой звуки музыки тоже составляющие вечности. Все это и есть те «прекрасные мгновенья», из которых она складывается. А потому у Фета мотив мгновения не только не противостоит вечности, а становится ее органической частью. Ведь выразить всю полноту мироздания возможно, лишь научившись улавливать ее в каждом миге жизни. Так устроена и сама природа, и Фет призывает нас: «Учись у них — у дуба, у березы...». Но как «остановить мгновенье» и в словах выразить «невыразимое»?
Русская поэзия билась над этой загадкой еще со времен Жуковского, но, пожалуй, именно Фету, «певцу мгновенья», удалось вплотную приблизиться к ее решению. Подобно художникам-импрессионистам, он не столько передает точную картину, сколько свои впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цельный и психологически достоверный поэтический образ. Например, в строке из стихотворения «Вечер»: «Прокатилось над рощей немою...» — эпитет «немою» передает не качество самой рощи, а то впечатление, которое производит на поэта особое состояние природы, когда вечером, перед наступлением ночи, в лесах умолкают голоса птиц, зверей, и кажется, что вся природа замерла.
На таких же ассоциативных связях «мгновенных снимков» впечатлений, чувств, звуков построены, по сути, все стихотворения поэта, и в их числе «самое фетовское» — «Шепот, робкое дыханье...». В нем отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица», которое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря. И сама любовь оказывается той вечностью, «чудные мгновенья» которой волшебная сила поэзии способна запечатлеть и подарить нам.
Так возникает искусство, в котором вечность и мгновение сплетаются в нерасторжимое единство. И мне кажется, что именно о таком художнике, как Фет, были сказаны прекрасные слова Пастернака: «Ты — вечности заложник, у времени в плену».
Стихотворение А. Фета "Это утро, радость эта..." (восприятие, истолкование оценка)
Трудно переоценить значение лирических произведений Афанасия Фета. Самые светлые и искренние чувства вызывают его стихотворения, в них мы находим разгадку своим ощущениям, порой смутным и неясным. Наш внутренний мир обогощается светлыми и яркими красками. Природа, любовь, жажда жизни - вот основные темы, проходящие через всё его творчество, ставшее образцом пейзажной и интимной лирики не только для поэтов, но и для писателей. Чтобы глубже постичь собственную жизнь, автор призывает жить в гармонии с природой, постоянно постигать этот огромный мир. В природе он видит источник жизненных сил:
... нам дорога свобода,
И буйствует не разум в нас, а кровь,
В нас вопиет всесильная природа,
И прославлять мы будем век любовь.
Читая стихи А. Фета, обнаруживаешь, что можно выразить свой внутренний мир не просто словами, а звуками, интонацией, синтаксическим строем предложения.
Это утро, радость эта,
Эта мошь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птици...
Все образы объединены, связаны указательным местоимением "это" в разных формах. Каждая строка начинается с него. По количеству строк - 18 раз! И еще шесть - в середине строк. Предложения читаются без длительных пауз, без интонации конца в строчках и строфах, на одном дыхании, ведь всё стихотворение - одно длинное предложение, в нем нет глаголов.
... Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли-эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист...
Кажется, что строчки мелькают, словно кадры в кино, и несут они какое-то напористое, бурное чувство радости. Слово "радость" и является ключиком к стихотворению.
Повтором местоимения в начале каждой строки, анафорой, создается радостное весеннее настроение. Именно повторы делают стихотворение энергичным, радостно-напряженным. Если убрать местоимения в начале строк, то картина совершенно меняется по настроению, теперь стихотворение можно прочесть с совершенно спокойной интонацией, видится томное лето в разгаре.
Даже в местоимении можно увидеть какое-то определение: либо это радость торжествующего утра, либо жизнеутверждающая мощь дня. Свод не просто синий, а лазурный, нежно-голубой или ярко-синий, у каждого читателя он свой. Говор вод шумный и торопливый, а может, размеренно журчащий. "Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист": эти капли можно сравнить со слезами, а может быть, это капли росы или сок раненой березы. Сравнение несет уже элемент тихой грусти или какого-то другого чувства, тихого, щемящего. Почему же "пух - не лист"? Скорее всего, это вербные почки, появляющиеся раньше листвы.
От перечисления явлений природы Фет переходит к перечислению собыий человеческого бытия: "вздох ночной селенья", "ночь без сна", "мгла и жар постели", а затем вновь обращается к миру природы - "это дробь и эти трели" и завершает - "это все-весна".
Читая это произведение, погружаешься в водоворот пробуждения природы. Кажется, что стихотворение охватило один миг, одно мнговение, а на самом деле и утро, и день, и ночь.
В своих стихах Афанасий Фет говорит душой. И эта душа живет и помогает жить, она говорит и воспламеняет, волнуется и заставляет волноваться, дает возможность дышать и петь:
Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами, -
Звуком на душу навей.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов (на примере стихотворений Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Никитина)
После Пушкина и Лермонтова русская поэзия словно замерла. Поле поэзии опустело, она переживала кризис. Всем казалось, что господствуют мелкие дарования, подражатели. Журналы перестали печатать стихи, интерес к ним падал. Начавшийся общественный подъем требовал от поэтов участия в поисках новых возможностей слова для выражений сложных переживаний человека. И вскоре поэзия вновь обрела себя. Наступила пора торжества реализма. Не угасает и народное начало в русской поэзии.
Родная природа всегда была неисчерпаемым, бесконечным источником вдохновения поэтов. Даже самый неяркий, спокойный русский пейзаж может преображаться, каждый автор всякий раз покажет его по-новому, волнуя и удивляя нас.
В стихотворении «Посмотри — какая мгла» Якова Петровича Полонского завораживает ночной пейзаж. Густая темнота ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Ее оттеняет тусклый блеск озера, окруженный сонными ракитами. Волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь опустила на долины.
Стихотворение делится на две части. В первой части — общий план, картина спящей природы. Во второй части на первый план выходит олицетворенный месяц, который «без приюта в небе ходит». От него исходят холод и одиночество, мы чувствуем бесприютность этого «бледного месяца». На фоне ночной мглы он особенно выделяется. «В тесном сонме сизых туч» — то есть освещенные месяцем тучи тесно окружают его. Сквозь эти тучи сквозит, проникает «фосфорический», бледный, холодный луч. Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует аллитерация на глухие согласные: «с», «т», «ч», «х», «ф».
Эпитеты «прозрачная», «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический» создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона.
Стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» «громкое», звукопись создают раскатистые твердые и мягкие «р», благодаря которым мы слышим раскаты грома: «ра», «уры», «ру», «яр», «ро»: «По горам две хмурых тучи / Знойным вечером блуждали...» В отличие от первого стихотворения, данный пейзаж динамичен — это впечатление создают глаголы движения: «блуждали», «сползали», «сошлись», «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «улеглись и обомлели» — так постепенно нарастает и успокаивается действие. Пейзаж освещается «яркой молнии ударом», разрывающим ночную тьму, он контрастен: горы, скалы, тучи, «знойный вечер», «дебри влажные». Картина живая благодаря олицетворению: «эхо резко засмеялось» в ответ на раскаты грома. Резким, громким звукам противопоставлен тягучий, приглушенный ответ: «А скала таким протяжным стоном жалобно сказалась, так вздохнула...».
В стихотворении Федора Ивановича Тютчева «Неохотно и несмело...» изображается постепенное приближение грозы, приготовления к ней природы: «принахмурилась земля». Настроение усиливается глаголами с двумя приставками: «неохотно», «принахмурилась», «исподлобья». Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две следующие строфы — саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение природы, освеженной грозой.
Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / Зеленее под грозой», «синей молнии.струя», «пламень белый и летучий» настроение: «раскаты громовые / Все сердитей и смелей». Динамизм, стремительность действию придает сравнение: «Вихрем пыль летит с полей».
Смена настроения человека передана сменой картин природы: от неуверенности к ожиданию, затем от смятения до радости обновления, которая и определяет настроение стихотворения. Мы улыбаемся вместе с солнцем, затопляющим землю: «И в сиянье потонула / Вся смятенная земля».
В стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...» большую роль играет олицетворение. Образ ели, которая «рукавом... тропинку завесила», словно преграждает путь лирическому герою, противодействует человеку. Главными в этом стихотворении являются чувства лирического героя: «Шумно, и жутко, и грустно, и весело, / Я ничего не пойму». Образы леса несут тревогу: «Кругом все гудет и колышется». Неуютность и безлюдность леса оживляется неожиданным далеким звуком «тонко взывающего рога» — охотничьего рожка, «глашатая медного». Живой звук разрывает безжизненное гудение леса, радует, наполняет надеждой: «Мертвые что мне листы! / Кажется, издали странника бедного / Нежно приветствуешь ты».
Стиль Ивана Саввича Никитина близок к фольклорному, народному. Об этом говорят простая лексика, традиционные сравнения в стихотворении «Встреча зимы»: снежок, «что белый пушок», «снег лежит полотном», «как алмазы горят», и ясные образы: «Смотрит весело лес / Из-под черных кудрей». Стихотворение заканчивается приглашением зимы: «Здравствуй, гостья-зима! / Просим милости к нам...»
Встреча зимы была в Покров, когда обычно выпадал первый снег, укрывал землю для отдыха, все радовались окончанию земледельческих работ, игрались свадьбы, люди ждали зиму как желанную гостью. Читая это стихотворение, мы чувствуем единение, гармонию с природой — праздничной, красивой, радостной, родной.
Настроения, мироощущения, чувства человека русские поэты передают через описание родной природы. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, и это ясно видно на примере стихотворений Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и И. С. Никитина.
Тест.
Одним толчком согнать ладью
живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь
иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым
звуком,
Упиться вдруг неведомым,
родным,
Дать жизни вздох, дать сладость
тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык
немеет,
Усилить бой бестрепетных
сердец —
Вот чем певец лишь избранный
владеет,
Вот в чём его и признак и венец.
28 октября 1887
(А. А. Фет)
В8 В стихотворении сопоставлены реальный мир, для которого характерны такие образы, как “тоскливый сон”, “бой бестрепетных сердец”, “язык немеет”, и чудесный мир поэтического творчества, которым владеет только “избранный певец”. Для какого литературного направления характерно такое противопоставление реального и воображаемого миров?
В9 В первой и третьей строках стихотворения можно заметить сходное синтаксическое построение предложений, создающее единый поэтический образ (“Одним толчком согнать ладью живую...” и “Одной волной подняться в жизнь иную…”). Как называется такое сходное расположение элементов речи?
В10 В стихотворении многократно нарушается прямой порядок слов (“ладью живую”, “жизнь иную”, “певец лишь избранный” и др.), что придаёт поэтической речи особую выразительность. Как называется такая стилистическая фигура?
В11 Выпишите из первой строфы три слова-образа (в именительном падеже), которые созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус».
В12 В строке “Чужое вмиг почувствовать своим…” говорится о способности поэта передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Какому литературному роду свойственна эта черта?
Для выполнения заданий С3 — С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. |
С3 В чём размышления А.А. Фета о поэтическом даре созвучны характерной для его лирики философии красоты?
С4 Чем стихотворение А.А. Фета обогащает вечную для русской лирики тему поэта и поэзии?
Ответы к заданиям В8 — В12
B 8 | романтизм |
B 9 | параллелизм |
B 10 | инверсия |
B 11 | ладья, волна, ветр <или> ветер |
B 12 | лирика |
Мотив «невыразимого» в русской литературе
Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 2809 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!