Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фет и Некрасов



Восприятие А.А.Фета русской природы существенно отличается от восприятия ее Н.А. Некрасовым. Разница вызвана в первую очередь тем, что Некрасов – реалист, а Фет –романтик.

В отличие от произведений Фета природа, изображаемая Некрасовым, русская природа унылых равнин и дорог, бедна и печальна, она навевает щемящую тоску.

Одно из замечательнейших открытий Некрасова – это «ритм уныния». Для него характерны особенное построение фразы со множеством придаточных предложений, переходящих из строки в страну, использование трехсложных размеров.

В сочетании с «бедными» глагольными рифмами это создает ощущение какой-то бесконечной протяженности, рождает ассоциации, которые и подразумевал Некрасов, - с бескрайними просторами России, с бесконечностью и печалью ее степей, дорог, полей:

Чу! Тянутся в небе журавли,

И крик их, словно перекличка

Хранящих сон родной земли

Господних часовых, несется

Над темным лесом, над селом,

Над полем, где табун пасется,

И песня грустная поется

Перед дымящимся костром…

(«Несчастье»)

Но не только «русской печалью» живет родина в стихах Некрасова, у

него можно найти и упоение красотой русской природы (например, в поэме «Тишина»). Есть у него и такие стихи, где прямо, а не «от противного» выражено «идеальное состояние мира» (например, «Крестьянские дети», «Зеленый шум»). Но и в самых светлых по тону образах сквозит у Некрасова «русская печаль». Она входит составной частью в само представление об идеале.

Если у Некрасова природа одушевлена, очеловечена, то у Фета, понаблюдениям исследователя Е. Ермиловой, как раз наоборот: на свою человеческую жизнь Фет проецирует события природы. У Фета она живет своей собственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени духовного подъема может быть к этой жизни причастен:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

«Еще майская ночь…»

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.
1857

Тест.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все — весна.
1881 (?)

С-4. Какое состояние человека описано в стихотворении?

Б-8. Сколько предложений в стихотворении?

Б-9. Как называется вид звукописи, при которой происходит повторение одинаковых согласных звуков?


Б-10. Как называется стихотворный размер, которым написано стихотворение?

Б-11. Как называется приём выделения значимого для автора слова, заключающийся в неоднократном его повторении?

Б-12. Как называется сочетание стихов, образующее объединённое (как правило) рифмой ритмическое и синтаксическое единство?

С-5. Как различные поэтические приёмы помогают автору передать чувства и переживания, испытываемые человеком с приближением весны?

С-6. Какие произведения русской лирики о весне, противоположные по чувствам стихотворению Фета, вы знаете? В чём они противоположны?

"Это утро, радость эта…" - настоящий весенний пейзаж, бережно "нарисованный" поэтом.

Такое впечатление, что Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится.

Это - картина весны, которую увидел поэт, которая вызвала восторг и пробудила в душе неповторимые чувства.

Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает чувство, которая она вызывает.

Я пришел к тебе с приветом…

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, – но только песня зреет.
1843

Ключевые слова: привет, солнце, свет, трепет листьев. По эмоциональному смыслу они близки, создают представление о радости, счастье, любви.

Предметы внешнего мира и чувства героя соотносятся: просыпается лес – просыпается человеческое сердце.

Лексические повторы («рассказать», «проснулся», «каждой», союзы что…что…что)) придают всему стихотворению ощущение единства.

Лексика преобладает поэтическая и бытовая, выделяются такие тропы, как эпитеты (горячий свет), метафоры (солнце затрепетало по листам), олицетворения (лес проснулся, солнце встало).

Написано четырёхстопным хореем.

Концовка стихотворения завершает лирический сюжет: любовь и радость разрешаются песней. Песня – это высший взлёт, высшая точка радости.

Шепот, робкое дыханье.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
1850

Необычна форма стихотворения: перечисление через запятую впечатлений поэта.

Выражено органическое единство души человека и природы.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 2931 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...