Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отсутствуют глаголы



Всё стихотворение – одно восклицательное предложение.

Первая строфа – свидание влюблённых. Даны неброские детали ночного мира.

Вторая строфа – более обобщённые и неопределённые образы природы, которые отражаются на деталях изображения человека («ряд волшебных изменений милого лица»).

В третьей строфе конкретность и обобщённость сливаются, создавая впечатление объёмности мира (в поле зрения поэта – небо, охваченное зарёй). Состояние человека органически входит в этот мир, наполняясь его общим содержанием.

Восклицание «и заря, заря!» - высшая точка напряжения человеческого чувства и прекраснейшего мгновения в жизни природы.

Цветовая симфония: от приглушённых красок (серебро ручья, ночные тени, свет ночной) – к ярким, контрастным тонам в финале (пурпур розы, отблеск янтаря). Эти изменения выражают течение времени – от ночи к заре. Параллельно накаляется и чувство человека:

И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Какая ночь! Как воздух чист…


Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
1840-1892

С-4. Как название стихотворения помогает понять его основную мысль?

Б-8. Выпишите из текста примеры обращения.

Б-9. Как называется восклицание, цель которого состоит в усилении выразительности речи, в усилении эмоционального восприятия?

Б-10. Как называется вид тропа, при котором происходит уподобление одного предмета другому по сходству или контрасту?

Б-11. Как называется вид тропа, при котором происходит представление неодушевлённого предмета как одушевлённого?

Б-12 Из последней строки стихотворения выпишите определение, относящееся к слову «ночь», являющееся неожиданным в стихотворении о весне - времени возрождения и обновления.

С-5. Как различные поэтические приёмы и средства изобразительности помогают автору передать чувства и переживания, связанные с любованием русской весенней ночью?

С-6. Назовите стихи русских поэтов, в которых есть описание ночи. В чём сходство и в чём различие в чувствах, переданных в этих стихах и в стихотворении Фета?

Ответы:

1. Б-8 край, ночь

2. Б-9 риторическое восклицание

3. Б-10 метафора

4. Б-11олицетворение

5. Б-12 последняя

«Одинокий дуб»

Смотри,- синея друг за другом,

Каким широким полукругом

Уходят правнуки твой!

Зачем же тенью благотворной

Всё кружишь ты, старик упорный,

По рубежам родной земли?

Когда ж неведомым страданьям,

Когда жестоким испытаньям

Придет медлительный конец?

Иль вечно понапрасну годы

Рукой суровой непогоды

Упрямый щиплют твой венец?

И под изрытою корою

Ты полон силой молодою.

Так старый витязь, сверстник твой,

Не остывал душой с годами

Под иззубренною мечами,

Давно заржавленной броней.

Всё дальше, дальше с каждым годом

Вокруг тебя незримым ходом

Ползёт простор твоих корней,

И, в их кривые промежутки

Гнездясь, с пригорка незабудки

Глядят смелее в даль степей.

Когда же, вод взломав оковы,

Весенний ветр несет в дубровы

Твои поблеклые листы,

С ним вести на простор широкий,

Что жив их пращур одинокий,

Ко внукам посылаешь ты. 1856

Так старый витязь, сверстник твой,

Не остывал душой с годами

Под иззубренною мечами,

Давно заржавленной броней.

Всё дальше, дальше с каждым годом

Вокруг тебя незримым ходом

Ползёт простор твоих корней,

И, в их кривые промежутки

Гнездясь, с пригорка незабудки

Глядят смелее в даль степей.

Когда же, вод взломав оковы,

Весенний ветр несет в дубровы

Твои поблеклые листы,

С ним вести на простор широкий,

Что жив их пращур одинокий,

Ко внукам посылаешь ты. 1856

Приём олицетворения придаёт образу дуба глубокий смысл: он предстаёт перед нами не только как часть пейзажа, но и как аллегорический образ одинокого человека, лишённого близких, друзей, взаимопонимания.
Образ дуба лишён конкретики, даны лишь его отдельные детали («изрытая кора», «простор корней», «поблеклые листы»).
В первой строфе особенно важен образ круга, обладающего охранительной силой. Здесь заявлена тема преемственности поколений («правнуки твои»), тема старости и смерти.

Во второй строфе эти темы получают дальнейшее развитие в форме риторических вопросов.

Третья строфа – кульминационная: мысль о смерти побеждается мыслью о жизненной силе, о силе духа, сохранённой в старости: «И под изрытою корою /Ты полон силой молодою», «НЕ ОСТЫВАЛ ДУШОЙ С ГОДАМИ».

В ЧЕТВЁРТОЙ СТРОФЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ НОВЫЙ ОБРАЗ (НЕЗАБУДКИ), ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЙ ЮНОСТЬ И ПАМЯТЬ.
Финал оптимистичен. Звучит тема вечного обновления жизни. Связь с потомками не разорвана.

С3. В каком стихотворении А.Пушкина поднимется тема преемственности поколений? Сопоставьте два стихотворения на одну тему.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 1473 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...