Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ориентация личности на экономические ценности



Опрошенным необходимо было выбрать и проранжировать семь наиболее важных для жизни ценностей. Это так называемые терминальные ценности, которые обобщенно отображают важнейшие цели, идеалы, смысл жизни людей. Также необходимо было выбрать и проранжировать семь наиболее важных инструментальных ценностей. В инструментальных ценностях отображены одобряемые в данном обществе или другой общности средства достижения целей. С одной стороны, это этические нормы поведения, а с другой - качества, способности людей.

По терминальным ценностям получили такой результат: на первом месте– здоровье (98,7% опрошенных); на втором – семья (81,3% опрошенных); на третьем – друзья (78,3% опрошенных); на четвертом - свобода (64,2% опрошенных); на пятом – материальное обеспечение (50,3% опрошенных);на шестом – мудрость (43,8% опрошенных); на седьмом любовь (38,5% опрошенных). Таким образом мы видим, что в ценностное ядро, то есть доминирующую группу ценностей, которые интегрируют общество или отдельную группу, вошли такие ценности как здоровье, семья, друзья, свобода. При этом необходимо отметить, что две из них, а именно - семья, друзья, были всегда присущи сознанию общества воспитанного на традициях и нормах православной морали. А вот то, что люди так беспокоятся о собственном здоровье, свидетельствует о потере в сознании приоритета духовных ценностей, акцентуации на материальном, телесном. Также о потере духовной, нравственной силы людей свидетельствует выбор в качестве важнейшей ценности свободы, ведь наличие свободы или зависимости в первую очередь определяется духовно-нравственным состоянием человека, а не его общественным положением или материальным состоянием. Важность свободы в сознании человека свидетельствует о ее ориентации на западную культуру.

В структурном резерве оказались такие ценности как материальное обеспечение, мудрость, любовь. Структурный резерв находится между доминированием и оппозицией, он служит той областью, где интенсивнее всего проявляются ценностные конфликты между индивидами и социальными группами, а также внутриличностные конфликты (в среднем такие ценности одобряет 45-60 % населения). И в действительности такие ценности как материальное обеспечение с одной стороны и мудрость, любовь, с другой несовместимы в одном иерархическом ряду, ибо относятся к разным полюсам материальному и духовному.

В группу периферии вошли творчество и труд (соответственно 34,9% и 33,9% опрашиваемых). Периферия включает, в себя оппозиционные ценности (их одобряет приблизительно 30-45 % населения), что разделяет членов данной группы на приверженцев существенно разных, временами несовместимых ценностей и поэтому приводит к конфликтам. Возможно, что это место таких важнейших ценностей как творчество и труд связано с их обесцениванием за долгий период как социалистического хозяйствования так и хозяйствования времен рыночных преобразований.

В хвосте оказываются ценности явного меньшинства, отличного от остальных членов общности большей стабильностью своих ориентации, унаследованных от прошедших пластов культуры (их одобряет менее 30 % населения). По результатам нашего опроса в хвосте очутились такие ценности как счастье других, познание, красота (соответственно 19,0%;19,0%; 16,7% опрашиваемых) это в действительности ценности пласта православной культуры, которая была культурой большинства украинцев до времен революции.

Если говорить об инструментальных ценностях, то опрашиваемые считают, что для решения жизненно важных проблем необходимо владеть такими качествами как: ответственность (55,8% опрошенных); быть богатым (50,9% опрошенных); твердая воля (49,6% опрошенных);наличие образования (47,1% опрошенных); независимость (45,6% опрошенных); честность (41,7% опрошенных); самоконтроль (41,6% опрошенных). В хвосте очутились такие ценности как терпимость(28,1% опрошенных); жизнерадостность (20,3% опрошенных); чуткость (20,6% опрошенных) необходимо отметить, что они также относятся к качествам людей, которые воспитывались в православной культуре. Такие ценности как: быть богатым, независимым в большей степени присущи западной культуре, они не будут содействовать построению социально-ориентированной экономики; а вот такие как: ответственность, честность, самоконтроль, терпимость, чуткость как раз наоборот.

Таким образом, как в сознании опрошенных, так и в обществе в целом прослеживается такая тенденция как наличие приверженности к двум противоположным культурам:современной западной культуре, которая является привнесенной извне, и православной, которая исторически присуща нашему народу и ориентирует человека в первую очередь на духовные ценности, душевные качества, а уже потом на материальное.

Результаты других исследований.

Мониторинг ценностных ориентаций Института социологии НАН Украины показал: 1) в сознании украинцев произошло вытеснение ценностей духовно-нравственного характера материальными ценностями;2) иерархия ценностей среднестатистического украинца выглядит следующим образом: 1 место – «здоровье»; 2 место -«семья»; 3 место-«благополучие детей»;4 место- место «материальное благополучие». Также отмечается рост индивидуализации.

И еще один очень важный вывод, совпадающий с нашими выводами: за годы преобразований значительно увеличилась часть населения с амбивалентным сознанием (амбивалентность - раздвоенность сознания, стремление к противоположным ценностям). Так исследователи отмечают парадоксальное сочетание в сознании украинцев «приверженности нормам и принципам цивилизованной демократии с тягой к «сильной руке»». Например, 59,6% опрошенных считают, что несколько сильных руководителей могут сделать для нашего государства больше, чем все законы.

Украинское общество – это общество с аномией развития, где нет единой идеологии, единой системы ценностей. Индекс аномийной деморализованности в 2005 году составил 12,4 – это очень высокий уровень, близкий к максимальному – 18 баллов. В украинском обществе явно выражены различия в ценностях между социальными, возрастными, политическими группами, жителями разных регионов.

Состояние общественной морали и доверие в обществе.(2005г.)

Одной из основных ментальных особенностей русского и украинского народа является доверие, в частности об этом говорил Шпенглер. Нужно отметить резкое снижение доверия в обществе.50,2% опрошенных отмечают, что никому не доверять лучше всего. 76,3% считает, что большинство людей не во что не верит. Самый низкий уровень доверия к власти, бизнесу, СМИ. Самый высокий уровень доверия к семье и близким - 4,5 балла из 5, а также к коллегам по работе, Церкви и духовенству – 3,5 балла из 5.

Наибольшая степень нарушения принципов христианской морали наблюдается как раз в экономической сфере и сфере государственного управления и политики. Так 64,6 % опрошенных считают, что большинство людей способно на нечестный поступок ради выгоды, а 77,1% считает, что большинство людей способно соврать ради продвижения по службе.

К сожалению, в сознании многих украинцев вовлеченных в экономическую деятельность, особенно политиков и крупных бизнесменов все еще господствует модель дикого капитализма. Свидетельство тому: огромный объем теневой, в том числе криминальной экономики; распродажа государственной собственности за бесценок; рейдерство; продажа некачественной, вредной для здоровья продукции; аморальная реклама и т.д.. Причем все эти явления отнюдь не результат обнищания, низкого уровня жизни, а следствие безнравственности их исполнителей. Это доказывает тот факт, что 67% опрошенных украинцев, которые имели дело с государственными должностными лицами на протяжении последних 12 месяцев, отмечают, что были непосредственно втянуты в коррупционные действия в той или другой форме.[5] Результатом аморальности большинства государственных чиновников и крупных бизнесменов является беспрецедентное социальное и имущественное расслоение нашего общества. Так, если по мировым стандартам, критическое соотношение доходов 10% наиболее богатых и 10% наиболее бедных людей составляет 10:1, то в 2007 году в Украине этот показатель составил 40:1 [6]. Такой немыслимый разрыв очень опасен, он способен изуродовать психику, порождая в «верхах» своеволие и беспредел, а в «низах» безнадежность, утрату смысла жизни, зависть, недоверие, депрессию. Опрос, который проводился по 24 странам Европы в 2007 году, показал, что украинцы, которые до недавнего времени считались самой жизнерадостной нацией сейчас чувствуют себя самыми несчастными.

Исследования мониторинга социальных настроений населения России, Беларуси, Украины, Казахстана за 2006 г. Показали, что в Украине наблюдается самый низкий уровень социальной адаптации населения, самая низкая оценка материального положения семьи и самая низкая оценка экономического положения страны.

Выводы. Проведение комплексных и системных исследований экономического сознания личности является необходимым этапом в процессе осуществления существенных преобразований в экономике в целом, на уровне отдельных предприятий или организаций. Эти исследования позволяют выделить особенности представлений, установок, отношений субъектов о разных экономических явлениях. Что в свою очередь позволяет спрогнозировать экономическое поведение, определить целесообразность, наоборот ли, нецелесообразность осуществления тех или других превращений, избрать наилучшие управленческие решения которые будут наиболее оптимально восприниматься на уровне коллектива, отдельных социальных групп или общества в целом.

Исследование выполненное нами было ограничено по количеству опрошенных (что вполне допустимо), оно не включило малообеспеченные слои населения и было направлено на активный трудовой потенциал: тех, которые работают, работали недавно (временно безработные), или направленные на активную трудовую жизнь в будущем (студенты). Поэтому результаты оценки материального состояния, выглядят лучше, чем в целом по обществу. И в целом настроение опрошенных более оптимистично. Но в круг опрошенных входили представители разных социальных групп, профессий, уровня образования, возрастных групп и поэтому наши выводы являются очень показательными. Кроме того, основные сопоставимые выводы совпадают с результатами других исследований.

Люди понимают, что они живут лучше, чем другие, стремятся соответствовать в поведении и представлении других среднему классу, но при этом чувствуют значительную неудовлетворенность уровнем благосостояния. Такая ситуация связана с тем, что в нашем обществе существует очень высокий уровень социальной дифференциации, пропагандируются высокие западные стандарты потребления, а условий для реального обеспечения таких стандартов в ближайшее время не будет. Неудовлетворенность также связана с потерей духовности или значительным снижением ее уровня, когда материальные ценности являются смыслом жизни. Это опасная ситуация как для личности так и для общества. При невозможности достичь более высокого уровня по внешним причинам, это будет содействовать развитию в обществе недоверия, пессимизма, конфликтности, снижению творческой и деловой активности, в целом созданию нездорового морально-психического климата.

В сознание людей достаточно активно стали проявляться признаки рыночного мышления и соответствующей направленности поведения: это предпринимательское и финансово-инвестиционное поведение. Также наблюдается достаточно высокий уровень деловой активности и желание ее повысить. Это позитивные для развития экономики черты. Но в то же время достаточно многие наемные работники желают изменить место работы или получить дополнительную работу, что приведет к снижению производительности и качества работы.

Но важнейший вывод заключается в том, что происходит дифференциация общества на две группы. Первая это те, которые в большей мере сознательно принимают ценности западной культуры, общества потребления. Вторая, это те в сознание которых сохранились некоторые важнейшие ценности православной культуры, которая составляет основу менталитета украинского народа.Возможно, что в сознание какой-то части опрашиваемых временно уживаются и те и другие ценности или на подсознательном уровне существуют ценности православной культуры, а на сознательном избираются ценности западной. Такая дифференциация и противоречие с одной стороны, неминуемо вызовет конфликт, внешний или внутриличностный. А с другой, когда речь идет о конкретной личности, такое положение не может продолжаться достаточно долго, и человек должен будет сделать определенный выбор. Описанные явления проявляются в определении важнейших ценностей, в формах поведения, в отношение к богатству, богатым и бедным, в отношение к деньгам.

Как это повлияет на развитие экономики, деятельность определенной организации или коллектива? Дело в том, что две культуры, о которых идет речь, не совместимы, они ведут к противоположным жизненным представлениям и поведению, направленности личности и общества. В том числе это ярко проявляется в хозяйственной деятельности. Западный тип экономического сознания и культуры проявляется в желании быть богатым, независимым, отношении к другим людям как к средствам собственного успеха, восприятии денег, вещей как цели жизни. Собственно это отрицательные черты, которыми часто характеризуют общество потребления. Эти ценности разъединяют общество, дифференцируют его. Особенно это опасно для нашего общества, которому присуще пренебрежительное отношение к юридическим законам, а при отсутствии норм христианской морали ведет к беззаконию, в том числе в экономике. Конечно, западная экономическая культура может дать некоторые очень позитивные черты: точность, аккуратность, ответственность, но они, к сожалению не воспринимаются.

Менталитет и культура украинцев, в том числе экономическая культура, были построены на почве православия. Наиболее важные ценности и нормы, которое оно задает человеку это: любовь(к Богу, к ближнему, к Родине), чуткость, счастье других, честность, самоконтроль, ответственность, красота. Эти ценности скрепляют общество и хорошо проявляются в экономической жизни. В экономике православные ценности означают: трудиться чтоб обеспечить себя, семью, и помочь тем, кто имеет в этом потребность; деньги, вещи, богатство, собственность это не цель жизни, а лишь средства которыми необходимо верно распорядиться на благо не только себе, но и другим, Отчизне; государственный деятель, владелец, руководитель должны обеспечивать достойные условия жизни людей. Понятно, что только на такой основе возможно построить социально-ориентированную эффективную экономику, эффективное в долгосрочном периоде хозяйство. Это необходимо принимать к сведению руководителям всех уровней.

Закономерности и последствия. Предложения.

То, что произошло с сознание украинцев вполне закономерный процесс. Во- первых, это результат 70-ти летнего духовного вакуума: стереотипы, ценности советской системы оказались не жизнеспособными для противостояния ценностям западной цивилизации в условиях информационной войны (западная цивилизация пыталась подавить нашу на протяжении многих веков, но такой сильный натиск наблюдается на протяжении последних 20 лет). Но если на протяжении 70 лет советского периода велась открытая борьба с православием, но все-таки как- то сохранялись такие важнейшие ценности как целомудрие, образ женщины - матери, любовь к Родине, помощь ближнему, сострадание, не было культа богатства и вещей, нравственной распущенности, то сейчас удар нанесен по этому. И ситуация намного сложнее: открытой борьбы с православием нет, но удар наносится именно по оставшимся в сознании людей православным ценностям, причем на законном уровне (политика СМИ и образовательную политика). Здесь уместно привести один пример из украинской практики. В прошлом году наш парламент ратифицировал некоторые статьи Европейской социальной хартии, касающиеся обязательного контроля здоровья молодого поколения в школах («половое просвещение»,программы по профилактике курения, наркомании, медицинские осмотры). Это противоречит некоторым статьям Конституции Украины об исключительном праве родителей на воспитание детей. Если будут приняты соответствующие поправки, то родители лишаться прав ограждения своих детей от подобных тлетворных программ.

Но возвратимся к теме. Сейчас произошло сильнейшее столкновение православного ментального ядра сознания с ценностями западной цивилизации. В результате сознание людей раздвоилось, по медицинским терминологии такое состояние соответствует шизофрении. Такого натиска сознание современного человека просто не в состоянии выдержать, люди хотят определиться, люди ищут защиты: кто-то ищет сильной руки, уходит в секту, кто-то уходит в удовольствия, веселье, красивую жизнь или в работу, но кто-то возвращается в лоно православия.Мы с вами понимаем, что неопределенность – это временное состояние, каждый должен будет сделать свой выбор. Но для того чтобы выбор стал возможным люди, особенно молодежь, должны знать из чего выбирать. Мы уверены в том, что главная точка приложения усилий не экономика, она играет вспомогательную, обеспечивающую, хотя и очень важную роль. Самое главное это образование и воспитание. Нужно чтобы молодое поколение знало и понимало, по возможности полюбило нашу православную культуру и веру. Для вузовской экономической науки здесь также много возможностей.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 372 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...