Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Основным механизмом функционирования экономического сознания является активное отображение окружающей действительности. Получая информацию из внешней среды, человек не просто пассивно отражает ее в сознании, но преобразует ее в соответствии с уже имеющимися у него знаниями, потребностями, ценностями, интересами, установками формирует собственные взгляды, оценки, убеждения и на основе них совершает определенные экономические поступки, формирует экономические модели принятия экономических решений.
Таким образом, экономическое сознание функционирует в системе прямых и обратных связей с окружающей действительностью. Прямые связи обеспечивают получение адекватной экономической информации. Обратные дают возможность мыслить и действовать, опираясь на эти данные. Поступки и действия, их результаты дают новую экономическую информацию и процесс повторяется.
Экономическое сознание личности как социально-психологический феномен является результатом взаимодействия, с одной стороны, личности с ее многочисленными личностно-психологическими характеристиками, а с другой стороны — социально-экономической среды с не менее многочисленными ее особенностями.
На формирование экономического сознания, как мы уже отмечали, оказывает влияние социально-экономическая среда. Содержание и установки экономического сознания определяются, прежде всего, отношениями собственности на средства производства, распределения, обмена, потребления, а также совокупностью научно-технических и организационно-экономических отношений. С одной стороны, это условие формирования сознания, с другой - результат экономической деятельности.
Определенный тип экономических отношений часто формирует определенный тип экономического сознания, влияет на то, какие ценности превалируют в структуре сознания, например, предприимчивость, активность, коллективизм и т.д. Поэтому в период перехода от одних экономических отношений к другим наблюдается острая борьба нового со старым. Причем из старого экономического сознания наследуются не только негативные моменты, но и позитивные.
Началом формирования социально-психологических образований экономического характера являются экономические потребности, которые тесно связаны с экономическими интересами.
Экономические интересы и соответствующие им побудительные мотивы хозяйственной деятельности людей обусловлены их местом в системе отношений собственности и отношения труда. Интересы определяют ценностные ориентиры, влияют на убеждения, установки, поступки. Экономическое сознание придает экономическим интересам определенную форму, направленность, содействует их выражению и формированию.
Важнейшим принципом формирования экономического сознания является сочетание теории и практики. Вот почему грамотное управление - это управление с учетом интересов людей. Сегодня это особенно важно. Необходима правильная ориентация интереса каждого, ликвидация факторов, обусловливающих пассивность личности.
Основные требования к современному экономическому сознанию можно представить в виде таких установок, как хозяйственная предприимчивость, социальная направленность трудовой деятельности, стремление к самоуправлению.
Среди личностно-психологических характеристик, по нашему мнению, на формирование экономического сознания в наибольшей степени влияет система ценностей человека, ее иерархия, ценностные ориентации, состояние душевной сферы человека и его духовной сферы, прежде всего совести.
Исследования показывают, что экономическое поведение людей определяется сложным взаимодействием сознания и объективной действительности, которая влияет на формирование ценностей. И наоборот, уже сформированные ценности - компоненты сознания - во многом обусловливают восприятие реальности.
М. К. Бункинаи В. А. Семенов отмечают также, что экономическое сознание личности формируется на основе жизненных переживаний, накопленного опыта и преодоления трудностей.
Кроме этого, поскольку экономическое сознание это системная составляющая сознания, значительное влияние на ее формирование будет осуществлять культурообразующая религия. Для нашего народа – это христианство. Именно на почве христианства сформировались ценности нашего народа, определенная экономическая культура а именно: стереотипы экономического мышления, поведения, норм, например отношение к труду,багатству, бедности, деньгам, ростовщичеству, коллективной, частной, государственной собственности, стереотипы экономического поведения при проведение переговоров, приеме сотрудников на работу в отношениях между руководителями и подчиненными и т.п..
Ценности и ценностные ориентации как элемент структуры сознания (сущность, типологии, структура ценностного сознания)
" Человек есть существо оценивающее, определяющее качество. Определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция сознания". Н.А.Бердяев
Важнейшими глубинными, относительно постоянными компонентами общественного сознания являются ценности и ценностные ориентации.
Ценности - обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия [13]. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения, в том числе социокультурные типы отношений украинцев к политической и экономической трансформации нашей страны.
Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях.
Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она в свою очередь оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Каждая ценность из системы имеет двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе.
Для практических целей особое значение приобретает типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества. По этому основанию можно выделить четыре группы ценностей:
- высшего статуса, "ядро" ценностной структуры;
- среднего статуса, которые могут перемещаться в состав ядра или на периферию, поэтому их можно представить как "структурный резерв";
- ниже среднего, но не самого низкого статуса, или "периферию" - они также подвижны и могут перемещаться в "резерв" или в "хвост";
- низшего статуса, или упомянутый "хвост" ценностной структуры, состав которого малоподвижен.
Ценностное ядро можно охарактеризовать как доминирующую в общественном сознании группу ценностей, которые интегрируют общество или иную социальную общность в некоторое целое (по данным исследований, к ним относятся те ценности, которые одобряют свыше 60 % населения).
Структурный резерв находится между доминированием и оппозицией, он служит той областью, где наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты между индивидами и социальными группами, а также внутриличностные конфликты (в среднем такие ценности одобряют 45-60 % населения).
Периферия включает, в себя оппозиционные ценности (их одобряют примерно 30-45 % населения), разделяющие членов данной группы на приверженцев существенно разных, подчас несовместимых ценностей и потому вызывающие наиболее острые конфликты.
В хвосте оказываются ценности явного меньшинства, отличающегося от остальных членов общности большей стабильностью своих ориентации, унаследованных от прошлых пластов культуры (их одобряют менее 30 % населения).
С точки зрения социокультурного смысла ценностей наиболее фундаментальным основанием для их типологии является различение терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные, или целевые, ценности обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, смысл жизни людей. К ним относятся человеческая жизнь, семья, межличностные отношения, свобода, труд и аналогичные им. Их, в свою очередь, подразделяют на личностные и социальные.
В инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в данном обществе или иной общности средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, а с другой — качества, способности людей (такие, как независимость, инициативность, авторитетность и другие).
Согласно определению, целевые ценности более устойчивы и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными ценностями. Это подтверждается и эмпирическими данными.
Другим основанием типологии ценностей может служить их отнесение к соответствующим потребностям индивидов: витальным - простейшим, или первичным, потребностям, значимым для сохранения продолжения жизни (благополучие, комфорт, безопасность); интеракционистским - более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми; социализационным - еще более сложным потребностям в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном этносе, обществе, культуре; смысложизненным — высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни.
Важным социокультурным основанием типологии ценностей является их соотнесение с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой возникла данная ценность или к которому она по преимуществу относится. Под этим культурно-генетическим углом зрения различаются: традиционные ценности, или ценности обществ традиционного типа, ориентированные на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни; современные ценности, или ценности обществ типа modernity, ориентированных на инновации и прогресс, в достижении рациональных целей; кроме того, следует учитывать существование общечеловеческих ценностей, в равной мере свойственных традиционным и современным обществам.
Сформировать совокупность базовых ценностей, которые бы улавливали специфику ценностного сознания населения в кризисно реформируемом обществе,- довольно сложная задача. Например, после рада экспериментов группа разработчиков под руководством Н.И.Лапина пришла к оптимальному перечню 14-ти базовых ценностей, или ценностных понятий. Приведем их краткую характеристику:
1. Жизнь человека как высшая ценность, самоценность:
2. Свобода в современном, либеральном значении этого термина как "свободы для..." реализации социально позитивных потребностей и способностей индивида;
3. Нравственность как качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими морально-этическими нормами;
4. Общение в семье, с друзьями и другими людьми, взаимопомощь;
5. Семья, личное счастье, продолжение рода:
6. Работа как самоценный смысл жизни и как средство для заработка;
7. Благополучие - доходы, комфорт своей жизни, здоровье;
8. Инициативность, предприимчивость, способность выразить себя, выделиться;
9. Традиционность - уважение к традициям, зависимость от окружающих обстоятельств;
10. Независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям;
11. Самопожертвование - готовность помогать другим, даже: в ущерб себе;
12. Авторитетность - способность оказывать влияние на других, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы;
13. Законность как установленный государством порядок, который обеспечивает безопасность индивида, равноправность его отношений с другими;
14. Вольность как архаичная "свобода от..." ограничений волеизъявления индивида, тяготеющая к вседозволенности.
Общая направленность личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества характеризует ее ценностные ориентации, служащие общим ориентиром в человеческом поведении.
Ценностные ориентации следует отличать от ценностей, поскольку первые включают в свой состав еще и социальные нормы — внешние регуляторы поведения.
Они оказывают влияние на конкретные поступки, действия человека, социальные группы и их осмысление.
Ценностная ориентация является ведущим компонентом психологической структуры личности. Она определенным образом интегрирует и координирует все остальные психологические свойства личности - интересы, потребности, мотивы, желания, цели, а также и психофизиологические процессы, связанные с памятью, мышлением, способностями, воображением.
Ценностная ориентация личности является, как отмечалось, итогом усвоения господствующих в обществе ценностно-нормативных образцов.
Понятие ценностной ориентации позволяет выразить основную идею личности, выражает направленность различных видов деятельности. Она формируется в процессе социализации личности, воспитания, образования.
При выполнении различных социальных ролей ценностные ориентации играют определенную роль, программируя, координируя и направляя поведение человека в конкретной ситуации.
Ценностные ориентации имеют трехкомпонентную структуру.
Первый уровень - когнитивный, его образуют накопленные и систематизированные знания о различных материальных и духовных ценностях общества.
Второй - эмоциональный, характеризует степень эмоционального переживания личности своего отношения к различным ценностям.
Третий уровень - поведенческий, содержит планы действий, конкретных поступков, которые привязываются к той или иной социальной роли.
Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 1322 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!