Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Литературы XVI в



Идеологические и социально-исторические условия развития. Торжество Московской государственности. Усиление монархической власти. Жанр политической легенды (сознательная установка на вымысел). "Сказание о князьях Владимирских". Перемещение центра православия в Москву. Теория старца Филофея "Москва – третий Рим": утрата эсхатологического наполнения, политическое оформление теории. Создание памятников обобщающего характера по заказу государства. Стиль второго монументализма. Преодоление ересей ("жидовствующие"); иосифляне и "заволжские старцы" ("нестяжатели"). Борьба сословий. Слово как оружие. Развитие социальной публицистики, элементы сатиры. Начало процесса демократизации литературы.

Обобщающие памятники середины XVI века. Стремление к монументальности. Специфическое понимание монументальности. Судьба стиля "плетения словес" и второго монументализма. "Степенная книга царского родословия" ("Степенная книга"). Характеристика кн. Владимира. Образ кн. Ольги. Сопоставление с образом Ольги в "Повести временных лет". Отсутствие сюжетности, динамики, "мёртвый психологизм". Стремление к унификации ("Лицевой летописный свод") и регламентации ("Домострой"). "Великие Четьи-Минеи".

Публицистика XVI века. Публицистичность как специфическая черта ДРЛ. Идейно-исторические условия расцвета публицистики в середине века. Обращение авторов к авторитету Церкви. Публицистика Ивана Грозного: отстаивание интересов самодержавной власти. "Послание в Кирилло-Белозерский монастырь" (взаимоотношение с церковной властью, антибоярская направленность). "Послание Василию Грязному" (царь и опричнина). Андрей Курбский, защитник интересов опального боярства. "История о великом князе Московском". Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Позиция авторов, аргументация. Оценки личностей Ивана Грозного и Андрея Курбского в русской исторической и публицистической мысли XIX-XX веков. Особенности стиля авторов переписки.

Самостоятельно. Публицистика Ивана Пересветова, защитника интересов служилого класса (дворянства). "Сказание о Магмете-салтане", "Сказание о царе Константине", челобитные. Утверждение нужности дворянства, поддержка самодержавной власти, антибоярская направленность творчества. Образы Петра, молдавского воеводы и Магмета-салтана как форма советов-рекомендаций Ивану Грозному. Ермолай Еразм как публицист, объективный защитник земледельческого сословия. Трактат "Правительница". Утверждение значимости для Русской земли труда земледельцев ("от их бо трудов есть хлеб"), освящение этого труда ("Богови в службу безкровная жертва хлеб приносится"). Предложение об улучшении жизни земледельцев, обличение виновников народных страданий. Выступление против "пьянственного пития" как главной причины народных преступлений и нравственного растления.

Библиография

См. раздел первый № 1,3-5; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 2.

1. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. – М.-Л., 1960.

2. Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. – Л., 1970.

3. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. (Очерки политической истории России первой трети XVI века). – М., 1972.

4. Скрынников Р.Г. Переписка Грозного и Курбского: Парадоксы Эдварда Кинана. – Л.,1973

5. СкрынниковР.Г. Иван Грозный. – М., 1980.

6. Лихачёв Д.С., Панченко А.М., ПоныркоН.В. Смех в Древней Руси. – Л.,1984.

7. Дёмин А.С. Писатель и общество России XVI-XVII веков.: Общественные настроения. – М.1985.

8. Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Отечественные мыслители позднего средневековья. Конец XIV – первая треть XVII. – Киев,1990.

9. Шмидт С. О. К истории переписки Курбского и Ивана Грозного//Культурное наследие Древней Руси. - М.,1976.- С. 147-151.

10. Лурье Я.С. Ещё раз о первом послании Ивана Грозного к Курбскому//ТОДРЛ.-Л., 1989.т.42.- С. 7791.

11. Зимин А.А. Иван Пересветов и его современники: Очерки из истории русской общественной мысли середины XVI века. – М., 1958.

12. Голенищев-Кутузов И.Н. Славянские литературы. – М., 1973.

22. Самостоятельно. "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Тематика, проблематика памятника. Идейная направленность. Образ Февронии. Национальные истоки характера. Жанр жития в XVI веке и процесс демократизации в литературе Древней Руси (секуляризация, проникновение быта). Отступление от канонов жанра. "Повесть" и традиции западноевропейского рыцарского романа. "Повесть" и фольклор. Особенности стиля: стиль "эмоционального сдерживания" (Д.С. Лихачёв). Психологизм автора. Мотивы и образы памятника в русском искусстве XIX века (П.И. Мельников-Печерский "В лесах", Римский-Корсаков "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии")

Библиография

См. раздел первый № 1,3-5; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 2.

1. "Повесть о Петре и Февронии" /Подг. текстов и исследование Р.П. Лмитриевой. – Л.,1979.

2. Шайкин А.А. Фольклорные традиции в "Повести о Петре и Февронии Муромских"// Фольклорные традиции в русской и советской литературе. – М.,1987.

3. Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1988 Вып.2.ч.1. – С. 220-225.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 530 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...