Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая характеристика литературы периода борьбы за национальную независимость



(первая треть XIII - XV вв.)

Сохранение и собирание духовных сил русичей – основная миссия авторов. Религиозно-патриотическая идея – покаяние в грехах и героическая жертвенность во имя будущего Русской земли. Проповеди Серапиона Владимирского ("Господь сотворил нас великими"). "Повесть о разорении Рязани Батыем" ("Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти"). "Слово о погибели Русской земли" как образец стиля монументального историзма. Величественный образец "светло-светлой" и "украсно-украшеной " земли Русской, осенённой светом "правоверной веры христианьской". "Легенда о граде Китеже". Образ "сокровенного" града. Легендарно-апокрифический тип памятника. "Житие Александра Невского". Заслуги князя перед христианской верой. Образ князя. Жанровое своеобразие памятника (житийные каноны и элементы воинской повести). "Похвала роду рязанских князей". Памятники переводной литературы ("Чудо Георгия о змие", "Физиолог", "Мелисса").

Самостоятельно. "Хожение за три моря" Афанасия Никитина. Эпоха создания памятника (укрепление государственности – собирание русских земель, конец татарского ига). Русский человек и запросы времени (Великие географические открытия). Индийская тема в ДРЛ XII - XV вв. ("Повесть о Варлааме и Иосафе", "Сказание об Индийском царстве"). Афанасий Никитин как носитель лучших черт человека Древней Руси (любовь к Русской земле и преданность вере отцов, доброжелательное отношение к другим народам и верам, чувство собственного достоинства, смелость, любознательность, книжная образованность). Новое в освещении индийской темы. Жанровое своеобразие "Хожения" (путевые очерки, светский характер памятника, религиозное начало). Композиция произведения. Автобиографический и беллетристический характер повествования. Язык и стиль "Хождения" (ориентация на разговорную речь, лексические пласты, функция иноязычной лексики, прямая и несобственно прямая речь и принципы её введения в текст памятника).

Библиография

См. раздел первый № 1-5; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 1,2.

1. Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII века "Слово о погибели Русской земли". – М.-Л., 1965.

2. Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. Вып. 1. - С. 354-363.

3. Кучкин В.А. Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников (XIII – первая четверть XIV века.) // Русская культура в условиях иноземных нашествий и войны (X - начала XX в.). - М.,1990. № 1. - С. 15-69.

4. Черторицкая Т.В. Красноречие Древней Руси (XI –XVII веков).- М., 1987. См. библиографию к практическому занятию № 3.

5. Представление об Индии в Древней Руси. //Индия. 1981-1982 Ежегодник. – М., 1983. - С. 274-288.

6. Шохин В.К. Древняя Индия в культура Древней Руси (XI - середина XV века). - М., 1988.

7. Россия и Индия.-М., 1986.

8. Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. Вып.1. - С. 410-411.

9. Громов М. Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII. – М.,1990. - С. 108-113.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 399 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...