Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Два важнейших основания философии Средних веков — это христианская религия, в центре которой находилась Библия, и античная философия.
Библия (Священное Писание, или Откровение) в переводе с греческого означает «книги». Действительно, она представляет собой собрание множества различных самостоятельных произведений. Их разделяют на две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Некоторые книги Ветхого Завета восходят к очень древней устной традиции священных преданий. Его непосредственное формирование, как предполагают историки, происходило с XIII по I в. до н.э. В Ветхий Завет входят несколько десятков книг на различные темы — философские, религиозные, исторические и др. Написаны они разными авторами, среди которых особое положение занимает пророк Моисей.
Новый Завет, сформировавшийся в начале I тыс. нашей эры, также является собранием произведений различных авторов — учеников Христа, именуемых, по церковной традиции, апостолами. Канонический Новый Завет состоит из 27 произведений, в которых описываются преимущественно эпизоды жизни и учение Христа.
Однако существует большое количество неканонических апокрифических (от гр. «тайный») книг, которые по разным причинам не были включены в Библию. Эзотерическая философская традиция придает этим книгам большое значение, так как считается, что именно в них содержатся пояснения важнейших сокровенных положений учения Христа, а также раскрываются некоторые тайны его земной и посмертной жизни. Многие библейские произведения опираются на эзотерическую философскую традицию. Важнейшие идеи Откровения выражены символическим языком: сотворение мира и человека, Бог-Отец и Бог-Сын, Царство Божие, рай и ад и многие другие. Адекватное понимание этих символов предполагает обладание смысловым ключом, который переводит их из сферы фантастической религиозной мифологии в сферу объективной научной философии. Существует мнение, что даже не все непосредственные ученики (апостолы) Христа полностью владели этим ключом. Адепты эзотерической философии утверждают, что только Марии Магдалине Христос пояснил наиболее сокровенные положения своего учения, когда являлся ей в течение нескольких лет после своего воскрешения. Ее записи, теперь почти утерянные, составили основу философии гностиков. Вот откуда исходит их тайное учение. И вот почему они пошли но пути символической герменевтики Библии. Но знание гностиков было признано ортодоксальной церковью еретическим.
Вместо предполагавшегося гностиками негласного принципа «Слово — есть Символ» схоластическая философия постепенно пришла к утверждению другого негласного принципа: «Слово — есть действительность». Иначе говоря, предполагалось, что структура истинной мысли (а как следствие — и слова) всегда определённо и точно отражает структуру бытия. Схоластика обращается к проблемам логики — как соотносятся между собой понятия («слова») и что за ними стоит. При этом понятия рассматриваются не как посредники между предметной истиной и ее разумным пониманием, а как сама эта истина.
Библейские, а иногда и апокрифические произведения — важнейший непосредственный источник философских размышлений средневековых мыслителей.
Средневековая философия делится на два основных периода: патристика (связана с религиозной и философской деятельностью ранних отцов церкви) и схоластика (связана с систематической разработкой христианской философии). Они, в свою очередь, распадаются на несколько этапов.
Основные черты
В центре средневековой философии и всей культуры находится Бог и его отношения с человеком. Эта особенность мировоззрения называется теоцентризмом.
Для греков боги были природными существами. Как правило, они не противопоставлялись космосу.
Христианские же теологи активную силу (т.е. Бога) выносят из природной сферы. Он существует как бы над ней, вечно, сам но себе и является несотворенным бытием. Природа — его творение. Причем творение из «ничего», без всяких промежуточных элементов, активных и пассивных начал (материи, идей, форм, атомов) античной онтологии. Христианская онтология предполагает одно начало — Бога (идеалистический монизм).
Концепция о сотворении мира Богом из «ничего» называется креационизмом.
В сущности, христианская философия в разработке проблемы Бога исходит из двух основных идей: идеи творения и идеи откровения. Первую мы рассмотрели. Вторая означает следующее. Бог как высшее беспредельное бытие недоступен самостоятельному человеческому познанию. Но он открывает себя людям в Откровении, через которое посредством веры и божественной благодати человек может приближаться к его познанию.
Познание Бога и приобщение к жизни вечной в Боге для человека является высшей целью. На ее достижение и должны быть направлены все духовные усилия. Познание природы в определенной мере возможно и с помощью разума. Но природа сама по себе христианских теологов и философов почти не интересовала.
Еще одна черта – провиденциализм, т.е. считалось, что всё. Что происходит с человеком, обществом и природой, предопределено Богом. Бог управляет ходом истории человечества. Это, в частности, выразилось в философии истории Аврелия Августина.
И, наконец, отметим такую черту, как эсхатологизм, т.е. учение о конце света. Когда план бога относительно развития человечества будет выполнен до конца, то наступит апокалипсис, и история закончится.
Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 481 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!