Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложения к занятию 5



1.Основные понятия культурной динамики.

Базовые понятия
Культурная динамика - это вся совокупность изменений черт культуры во времени и пространстве под воздействием внешних и внутренних сил, включая результаты и сам процесс изменений. Культурный процесс – это "поток взаимодействующих культурных элементов – инструментов, верований, обычаев и т.д.» (Л.Уайт). Это отслеживание самого хода изменений, постоянной смены одних культурных тенденций другими.
Качественные векторы культурной динамики
Культурная стабильность - это воспроизводство базовых культурных элементов и образцов, которое дает возможности для дальнейшего развития общества и культуры (например, главных позитивных ценностей в сфере религии и морали, науки, политики, экономики и права). Культурный застой – это нетворческое воспроизводство базовых культурных элементов и образцов, ведущее к догматизации основных форм культуры, препятствуеющее проявлению творческих возможностей человека, снижающее адаптивность культуры и создающее предпосылки для ее упадка.
Культурный прогресс - это совершенствование элементов культуры и культурных систем, их переход от низших форм к высшим. Культурный упадок (регресс) – это деградация элементов культуры, некомпенсируемая утрата их функциональности, приводящая к культурному кризису.
Структурные аспекты культурной динамики.
Культурная инновация — впервые появляющиеся в данной культуре феномены в результате открытия, изобретения или заимствования из других культур, которые вносят изменения в духовной, со­циальной и вещественной среде. Открытие — это получение новых, ранее неизвестных знаний о мире. Изобретение — это новая комбинация известных культурных или природных элементов. Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития культуры и общества, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы. Также это понятие означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению.  

2.Основные формы социокультурных изменений.

Формы социокультурных изменений определяются характером протекания культурных процессов.
Социокультурная эволюция - это процесс, предполагающий долговременные и постепенные изменения, при которых снижается интенсивность скачкообразного развития. Реформы – это сознательно организуемый социокультурными элитами процесс постепенных преобразований в какой-либо сфере культуры, не предполагающий коренного изменения базисных основ культуры.
Революционные социокультурные процессы - это масштабные, нередко насильственные, радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социокультурной системы и создание вместо нее принципиально новой системы. Они являются результатом однонаправленной воли масс, и в то же время не исключают вмешательства элит. Социокультурная модернизация – это процесс перехода общества от традиционных или доиндустриальных социальных, экономических и политических структур к структурам, характерным для индустриальных обществ. Модернизация сближается с революцией ускоренным и радикальным характером изменений. Но, в отличие от революций, модернизация инициируется представителями правящих элит.
Циклические социокультурные изменения – это совокуп­ность явлений и процессов, последовательность которых представ­ляет собой кругооборот в течение какого-то промежутка времени.Конечная точка цикла повторяет первоначальную, но часто в других условиях или на другом уровне. Этапы цикла могут носить как эволюционный, так и революционный характер.

3.Этапы социокультурного цикла по Ю.Яковцу (Культурология /Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2001. С.116-117.).

Ю.Яковец понимает под историческим циклом время от революционного переворота, знаменующего рождение новой культурно-исторической системы, до следующего переворота, когда утверждается очередная новая культурно-историческая система.
1. Зарождение: формирование исходных элементов в недрах предыдущего строя — долгий латентный период, когда происходит внутриутробное развитие еще не проявившей себя на исторической сцене цивилизации; это ее предыстория. Пример: усиливающееся взаимодействие древнегреческих племен (дорийцев, ахейцев и др.) с микенской цивилизацией (15-14 вв. до н.э.).
2. Становление: период от появления на культурно-исторической сцене заявившего о себе социальными потрясениями новорожденного общества до формирования основных его элементов. Это и есть начало истории родившейся цивилизации, время ее детства и юности, стремительного роста, активного натиска, смелых надежд и обещаний всеобщего блага. Пример: завоевание древнегреческими племенами Балканского полуострова, формирование основ древнегреческой культуры на основе достижений микенской цивилизации и племенных традиций (13-7 вв. до н.э).
3. Зрелость: господство данной цивилизации, в полной мере реализующей свой человеческий, экономический, технологический, социально-политический, познавательно-культурный потенциал и в то же время обнаруживающей свойственные ей противоречия, пределы возможностей. Пример: расцвет древнегреческой культуры и полисной государственности с ярко выраженными демократическими тенденциями в 7-4 вв. до н.э.
4. Упадок: одряхление отживающей свое историческое время, но все еще могучей, господствующей, отчаянно борющейся за продление своего века цивилизации. У нее есть все основания для тревоги, ибо в ее чреве уже зачато будущее общество. Оно берет на себя все больше жизненных соков, заявляет о себе все настойчивее и в конце концов ниспровергает отжившую цивилизацию, постепенно, шаг за шагом преодолевая сопротивление бастионов уходящего общественного строя. Это одновременно период становления следующей цивилизации. Пример: крах древнегреческой демократии во времена Александра Македонского, экспансия древнегреческой культуры и в то же время ее поглощение древнеримской цивилизацией. Распространение христианства и усиление натиска варварских племен как предпосылки нового культурного цикла (4 в. до н.э. – 5 в. н.э.)
5. Реликтовый период: в отдельных регионах остаются осколки ушедшей в прошлое цивилизации, все более превращающиеся в живой музей и полигон для историков, антропологов, этнографов. Пример: Попытки возрождения древнегреческих культурных начал в период европейского средневековья и Ренессанса.

4.Синергетический подход к культурной динамике.

Синергетика — это разработанная И.Пригожиным и Г.Хакеном теория самоорганизации в открытых и сложных системах. В силу своей сложности системы восприимчивы к внешним и внутренним колебаниям (флуктуациям) и поэтому неустойчивы. Это свойство порождает бифуркации (точки ветвления, указывающие на возможные пути развития) и обусловливает две тенденции. 1.Тенденция хаоса, которая проявляется через диссипативные (рассеивающие) структуры. 2.Тенденция аттрактора, или структурирование системы через формирование нового порядка. Таким образом, неустойчивость является главным фактором развития.
Факторы целесообразности синергетического подхода в исследовании культурной динамики.
1.Культура как сверхсложная система неустойчива. По гипотезе А. Назаретяна растущий технологический потенциал делает социальную систему более независимой от внешних колебаний, но вместе с тем более чувствительной к внутренним колебаниям. 2. Культура есть результат стремления человека к упорядочению жизни вокруг себя посредством ритуалов, обрядов, традиций. Следовательно, ей присущ ярко выраженный потенциал самоорганизации.
Аспекты синергетической парадигмы при исследовании культурной динамики.
1.Необратимость культурного развития: незамеченные факторы могут вызывать резкие и необратимые изменения ("эффект бабочки"). 2.Нелинейность культурного развития: сочетание факторов цикличности, революционных скачков и взрывов в рамках одной и той же культуры, разные темпы культурной эволюции. 3.Многовариантность и слабая степень предсказуемости культурного развития в силу сверхсложного и многоаспектного взаимодействия традиций и инновацией, уникальных феноменов с универсальными ценностями.

5. Основные аспекты культурных взаимодействий.

Культурное взаимодействие — это культурный контакт, который может пройти бес­следно, а может закончиться сильным влиянием взаимодействую­щих культур друг на друга либо односторонним влиянием.
Коммуникативный аспект. Межкультурная коммуникация – информационное взаимодействие культур в процессе и в результате прямых или опосредованных контактов между разными этническими или национальными группами. Она является основным средством установления взаимопонимания между представителями различных культур, от которого зависит результативность культурных взаимодействий.
Результативный аспект. Культурная диффузия — взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одно и культуры в другую при их результативном взаимодействии.

6. Виды культурной диффузии.

По степени активности субъектов взаимодействия
Одностороннее влияние: влияющая сторона не испытывает или почти не испытывает ответного влияния. Например, христианизации Руси под влиянием Византии. Обоюдное влияние: влияющая сторона испытывает ответное влияние. Например, русская интеллигенция интересуются духовным наследием Индии и Китая (даосизм, йога). Индусы и китайцы интересуются творчеством Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.
По характеру влияния
Насильственное насаждение элементов другой культуры, вызывающее частичное или полное неприятие. Например, распространение политическими элитами Киевской Руси христианства среди народных масс. Добровольное заимствование элементов, ценных для воспринимающей стороны. Например, Современные высококвалифицированные рабочие носят костюмы, которые раньше слу­жили отличительным символом высших слоев среднего класса.
По статусу субъектов взаимодействия
Вертикальная (стратификационная) диффузия: субъекты взаимодействия обладают неравным статусом. При этом субъектом влияния, как правило, является сторона с более высоким статусом, либо заимствующая сторона воспринимает чужие культурные элементы как образцы высшего порядка. Например, крещение Руси было инициировано княжеской или дружинной верхушкой. Горизонтальная диффузия: субъекты взаимодействия обладают приблизительно равным статусом. Например, заимствование оперативными сотрудниками полиции жаргона, манер поведения и общения криминального мира в ре­зультате частых контактов с представителями преступного мира.

7.Направления и результаты межкультурных взаимодействий.

Вектор равноправия. Вектор поглощения.
Аккультурация – это процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом (общностью) полностью или частично культуры другого народа (общности). По сути, это продуктивный обмен культурными особенностями. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны и сохраняют свою идентичность. Ассимиляция – это процесс культурного влияния, при котором полностью принимаются образцы, ценности и нормы иной культуры, при отказе от своих образцов, норм и ценностей. По сути, это утрата собственной культурной идентичности под натиском иной, более экспансивной культуры.  
Аккомодация – это вынужденное, частичное приспособление к чужой доминирующей культурной среде при сохранении основ культурной идентичности.
Факторы, препятствующие продуктивному межкультурному обмену.
Этноцентризм – это установка воспри­нимать и оценивать другие культуры и поведение их представите­лей сквозь призму своей культуры. Чаще всего этноцентризм под­разумевает, что собственная культура превосходит другие культу­ры, и в этом случае она расценивается как единственно правиль­ная.
Ксенофобия — это один из видов социокультурных предрассудков, проявляющийся в явном неприятии чего-либо чуждого. Одним из его распространенных проявлений является неприязнь к иностранцам.
Национализм – политизированная форма этноцентризма, проявляющаяся как стремление любыми способами противопоставить свои этнокультурные интересы чужим.
Шовинизм – наиболее деструктивное проявление этноцентризма, активное утверждение этнокультурного превосходства и исключительности при подчеркивании абсолютной неполноценности других этносов и культур.

Оглавление.

Занятие 1. Культурология как наука. Предмет культурологии.

3анатие 2. Базовые структурные элементы культуры.

Занятие 3. Основные формы культуры.

Занятие 4. Типология культуры.

Занятие 5.Культурная динамика. Основные закономерности.

Приложения к занятию 1.

Приложения к занятию 2.

Приложения к занятию 3.

Приложения к занятию 4.

Приложения к занятию 5.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...