Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложения к занятию 3



1. Трехмерная модель духовной культуры по А.С.Кармину и Е.С.Новиковой (Кармин А. С., Новикова Е. С. Культурология. СПб., 2005. С. 130-135.)

Примечание.

По аналогии с физическим пространством в пространстве культуры тоже можно выделить три измерения. Этими измерениями служат три основных типа смыслов, содержащихся в социальной информации: 1) знания, 2) ценности, 3) регулятивы. Им соответствуют три взаимно пересекающиеся «координатные оси»: 1) «когнитивная», 2) «ценностная», 3) «регулятивная». Расположенные в этом трехмерном пространстве культурные феномены группируются в комплексы и системы — подобно тому как звезды образуют на небе созвездия и галактики. Будем называть различные конфигурации феноменов культуры культурными формами человеческой жизнедеятельности (или формами культуры).

Характерная черта всех форм духовной культуры — выдвижение на первый план сочетания знаний и ценностей. Это не значит, что регулятивы в духовной культуре отсутствуют. Однако конечной целью созидательной Деятельности в ней являются знания и ценности, а регулятивы выступают как средства создания духовных ценностей. Духовная культура охватывает культурные формы, которые ориентированы на знания и ценности. <…> Духовная культура — это «когнитивно-ценностный лик» культурного пространства

Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относится нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область культуры социальных отношений, или социальной культуры. Разумеется, в социальной культуре нельзя обойтись без знаний. Однако знания выступают здесь лишь как средства для выработки принципов и норм поведения людей в обществе, их совместной жизни, взаимодействия и деятельности. Главное же содержание социальной культуры — регулятивы, ценности и идеалы. Поэтому культурном пространстве ее область находится в плоскости, проходящей через «регулятивную» и «ценностную» оси.

Наконец, в культуре существует область технологической культуры, в самом широком смысле как культуры освоения и обработки любого материала, культуры исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важнейшими элементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план: ради каких ценностей создается и пускается в ход технология — этот вопрос технологическая культура сама по себе не решает. Он должен решаться вне ее, так как техника, если развитие ее становится самоцелью, может стать враждебной человеку силой.

Итак, области духовной, социальной и технологической культуры схематически изображены в виде «когнитивно-ценностной», «ценностно-регулятивной» и «когнитивно-регулятивной» плоскостей, на которые «проецируется» содержание культурного пространства. Рассматривая основные области культуры как три «лика» культурного мира, следует иметь в виду, что существующие в реальной действительности культурные феномены и формы сложнейшим образом сочетаются взаимно дополняются. <…> В реальном мире общественной жизни границы между ними расплывчаты и относительны. Например, искусство — форма духовной культуры. Но есть и технологическая культура создания, оформления, распространения произведений искусства — их воплощения в книгу, архитектурное сооружение, спектакль, есть и социальная культура художественной жизни общества — государственная политика в области искусства, отношение людей к художественному творчеству и т. д. Современная наука теснейшим образом сплетается с техникой и является компонентом технологической культуры. Но вместе с тем ее гумаманитарные ветви входят в область духовной культуры.

2. Сущность мифологии.

Мифология - это форма духовной культуры, в которой явления действительности познаются и оцениваются через олицетворение явлений природы, образно-эмоциональное повествование.
Отличительные особенности:
1.Синкретическое (нерасчлененное) мировосприятие: неотделимость человека от природы и окружающего мира; сочетание верных обобщений и наивной фантастики.
2.Принцип стихийного уподобления, например, антропоморфизм образов (человекоподобие олицетворяющих природу божеств).
3.Буквальное восприятие мифологической фантастики при отсутствии или крайней неразвитости абстрактного мышления.
4.Образно-эмоциональное восприятие действительности в форме сказаний, песен.
5.Практицизм: непосредственная связь с магией, производственной и жизненной практикой.
Особенности, сближающие мифологию с более поздними типами мировоззрения (искусство, философия, наука):
1.Дескриптивность (развернутая описательность явлений)
2.Элементы систематизации мира: основные образы представляют и отражают наиболее важные явления природы и человеческой жизни.
3.Возможности глубокого символико-аллегорического истолкования мифологических образов.

3. Сущность и этапы развития религии.

Религия – это форма духовной культуры, для которой характерна вера в сверхъестественное (в то, что невозможно или не следует объяснять), а познание мира направлено на почитание верховной духовной сущности и воссоединение с ней.
Исторические типы религий.
Племенные религии: основаны на стихийном одушевлении живой и неживой природы (анимизм, тотемизм, магия, фетишизм). Они имели синкретический характер, то есть, не выделялись из других сфер деятельности (искусства, хозяйственной и управленческой практики, быта), слабо проявлялась дифференциация социальных ролей.
Национальные религии: основаны на развернутых и системных представлениях о сверхъестественном, развитой культовой составляющей. Они отделились от других форм культуры и сформировали многочисленные жреческие сословия. Включают в себя разные мировоззренческие типы религии: политеистические (индуизм, эллинская религия); монотеистические (иудаизм, зороастризм); пантеистические (даосизм). Привязаны к определенному ареалу и в то же время закладывали основы общечеловеческих ценностей.
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам): преодолели национальные рамки и распространились по всему миру благодаря культивированию общечеловеческих ценностей. Для них характерен монотеизм, как в христианстве и исламе, либо ярко выраженный философско-этический характер, как в буддизме. В их рамках происходило формирование сложных разветвленных организаций с формализованными нормами: конфессии (большие объединения и направления внутри религий, например, православие и католицизм), монашеские ордена, территориальные организации в виде приходов и общин.

4. Соотношение морали и права.

Критерии сопоставления. Мораль. Право.
Время существования. Как в государственном, так и в негосударственном обществе. В государственном обществе.
Происхождение. Вырабатывается в обществе, исходя из его интересов в определении добра и зла, должного и сущего. Утверждается государством.
Регулируемые отношения. Все общественные отношения.   Наиболее важные общественные отношения.
Форма выражения. Как правило, в устной форме, без документального оформления; «находится» в сознании людей. Как правило, имеет письменную форму официального документа (нормативно-правового акта).
Сфера действия. Распространяется на всех, кто признает эти нормы (добровольно).   Распространяется на граждан государства и лиц, пребывающих на его территории независимо от их воли.
Обязательность выполнения. Добровольно.   Общеобязательно.
Процедура принятия. В свободном беспроцедурном порядке.   В рамках специальной нормативной процедуры (например, законодательного процесса).
Степень детализации. Не содержит точных, абсолютно выраженных, детализированных правил; представляет общие принципы надлежащего или запрещенного поведения. Содержит конкретные и детализированные права, полномочия и обязанности лица.
Способы обеспечения. Обеспечивается обществом: 1.определенным уровнем сознания людей; 2.внутренним убеждением; 3.силой общественного мнения.   Обеспечивается: 1.специальными органами государства; 2.силой общественного мнения; 3.возможностью применения государственного принуждения.
Последствия нарушения норм. Вызывает применение средств общественного воздействия, не имеющих принудительного характера. Преследуется привлечением к одному из видов юридической ответственности.

5.Ясперс К. Истоки истории и ее цель (фрагмент) // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 113-139.

Техника – это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой; цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды. Как природа меняет свой облик под воздействием техники, какое обратное действие на человека оказывает его техническая деятельность, т.е. как характер его труда, организация его труда и его воздействие на среду меняют его самого, все это составляет основной фактор исторического развития.

Однако только современная техника сделала ощутимыми роковые следствия этого для человека. После относительно стабильного состояния в течение тысячелетий, в конце XVIII в. в технике и вместе с тем во всей жизни людей произошел переворот, быстрота которого все возрастает вплоть до сего дня. <…>

С помощью современной техники связь человека с природой проявляется по-новому. Вместе с необычайно усилившимся господством человека над природой возникает угроза того, что природа в свою очередь, в неведомой ранее степени подчинит себе человека. Под воздействием действующего в технических условиях человека природа становится подлинным его тираном. Возникает опасность того, что человек задохнется в той своей второй природе, которую он технически создает, тогда как по отношению к непокоренной природе, постоянно трудясь в поте лица, чтобы сохранить свое существование, человек представляется нам сравнительно свободным.. <…>

Неверное представление о границах техники. Оценка техники зависит от того, что от нее ждут. Отчетливость такой оценки предполагает отчетливое представление о границах техники. <…>

1. Техника – средство, которое должно направляться определенным образом. В раю техники быть не может. Техника служит освобождению от нужды, которая заставляет человека посредством труда поддерживать свое физическое существование <…> Граница техники в том, что она не может быть сама по себе, для себя, но всегда остается средством. <…>

2. Техника господствует только над механизмом, над безжизненным, универсальным <…> Техника ограничена тем, что она заключена в сфере безжизненного. Рассудок, господствующий над технической деятельностью, соразмерен лишь безжизненному, механическому в самом широком смысле этого слова. Поэтому воздействовать на живое техника может лишь в том случае, если она оперирует им как чем-то превратившимся в неживое; именно так обстоит дело в агрохимии, в современном животноводстве, где для получения большего удоя и т.п. используют гормоны и витамины. <…>

3. Техника всегда связана с материалами и силами, которые ограничены. <…> Если же все необходимые виды энергии окажутся исчерпаны, то эпоха техники будет, правда, завершена, однако человеческое существование тем самым не прекратится. Количество людей опять значительно уменьшится, и люди окажутся опять в тех условиях, которые существовали в прежние исторические эпохи, без угля и без нефти, без современной техники.

4. Техника связана с людьми, которые реализуют ее своим трудом. Люди должны хотеть служить технике, быть готовыми к этому. То, что человек требует в силу самой своей природы, становится решающим, когда достигается граница, за пределами которой он отказывается жить или, рискуя жизнью, восстает. Тогда либо нарушается действие технического механизма, либо самый механизм разрушается или преобразуется в условиях, поставленных человеческой природой как таковой.

5. Может быть, техника ограничена в своих открытиях возможной целью и ее характер определен ее концом. Время от времени делаются новые великие открытия; вопреки видимости, что завершение нашего познания уже произошло, они показывали относительность этого завершения и вели к дальнейшим открытиям, о возможности которых раньше и не подозревали и для которых прежние открытия служили предпосылками. <…>

6. Обнаружение демонического характера техники. <…> Слово это указывает на нечто, созданное людьми, но созданное ими непреднамеренно; на нечто, подавляющее, оказывающее последующее воздействие на все их существование; противостоящее им, не постигнутое ими, как бы происходящее на заднем плане, нераскрытое.

6.Социокультурные смыслы техники по А. Литвинцевой (Культурология // Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2001. С.116-117.)

 
 





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 206 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...