Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложения к занятию 2



1. Виды ценностей.

Виды ценностей. Формы их выражения. Примеры ценностей.
витальные бытовые Жизнь, здоровье, телесность, безопасность, комфорт, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость.
экономические Богатство, благосостояние, трудолюбие, уровень потребления, практицизм, предприимчивость.
экологические Качество жизни, природная среда.
социальные собственно социальные Социальное положение, статус, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация.  
политические Свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.  
духовные эстетические Красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, следование традиции или подражание престижным зарубежным трендам.
этические Добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.  
религиозные Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь.  

2. Взгляд на культурные универсалии по Э.Гидденсу (Гидденс Э. Социология. М., 1999. С.40-42)

Среди многообразия человеческих культурных обычаев обнаруживаются и некоторые общие черты. Те из них, которые присущи всем или почти всем обществам, называютсякультурными универсалиями. Неизвестны культуры, в которых отсутствовал бы язык со сложной грамматикой. Во всех культурах существует определенная форма семенной системы, ценности и нормы которой связаны с заботой о детях. Универсалиями являются институт брака, религиозные ритуалы и права собственности. Во всех культурах в той или иной форме содержится запрет инцеста — сексуальных отношений между близкими родственниками: отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой. Антропологи также говорят о существовании многих других культурных универсалий, в том числе искусства, танца, украшений, игр, обычаев дарить подарки, шуток и правил гигиены.

И все же универсалий значительно меньше, чем может показаться из вышеперечисленного, так как в каждой категории имеется много вариантов. Возьмем, например, запрет инцеста. Понимание инцеста в различных культурах очень сильно различается. Чаше всего инцестом считаются сексуальные отношения между ближайшими родственниками, членами одной семьи. Но у многих народов запрет распространяется и на родственников второго колена, a в некоторых случаях на всех людей, носящих одну фамилию. Известны также общества, в которых, по крайней мере для небольшой части населения, была разрешена практика инцеста, например, для правящего класса древнего Египта. <…>

Никто не будет оспаривать, что язык является одним из самых характерных атрибутов, присущих каждой человеческой культуре (хотя в мире говорят на тысячах различных языков). Животные могут общаться друг с другом, но ни один вид животных не обладает развитым языком. Некоторые высшие приматы могут овладеть элементарными речевым навыкам, но только на очень примитивном уровне. Одного из самых знаменитых в социологии шимпанзе, по имени Уошу, при помощи американской знаковой азбуки для глухих обучили языку; его словарь включал около ста слов. Уошу могла составить несколько примитивных предложений, например: “Иди крепко обними, прости”, — что означало желание извиниться после того, как она, по ее понятиям, сделала что-то не так.

Эксперименты с Уошу были гораздо успешнее, чем с другими шимпанзе, отсюда ее слава в социологической литературе. Но Уошу неспособна была овладеть ни одним грамматическим правилом и не могла научить других шимпанзе тому, что знала сама. Даже после нескольких лет занятий ее лингвистические способности были гораздо ниже, чем у двухлетнего ребенка.

3. Основные виды знаков.

Виды знаков. Определения. Примеры.
Знаковые системы записи.   Возникают на базе других знаковых систем, например, разговорного языка, музыки, танца и вторичны по отношению к ним. Базовым знаком являются буквы и сходные с ними единицы, более абстрактные по сравнению со словами разговорного языка. Однако на ранних этапах в системах записи могло преобладать начало наглядности, как в пиктографическом письме. Буквы, знаки препинания, иероглифы, нотные знаки.
Конвенциональные (условные) знаки, это искусственно созданные обозначения, которым люди договорились приписывать определенное значение. Символы.     Особый вид знаков, который не только указывает на некоторые объекты, но и выражают добавочные глубинные смыслы, которые могут приобретать индивидуальную окраску в соответствии с культурным опытом интерпретатора.   Образ фонтана в одноименном стихотворении Ф.Тютчева, символизирующий метания человеческой мысли.
Вербальные знаки. Основные компоненты естественных языков, способные отражать различные грани и аспекты бытия, на основе фонетических, морфемных, морфологических, синтаксических языковых средств. Любое слово и его лексическое и понятийное значение.
Индексы. Условные обозначения предметов или ситуаций, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Показания приборов, условные значки в схемах, на графиках и географических картах.
Сигналы. Знаки извещения или предупреждения, требующие оперативной реакции Сигнал светофора.
Знаки-образы, указывающие на другое явление по признакам внешнего сходства. Иконические знаки. Их внешний вид отражает облик обозначаемых ими вещей. Как правило, они создаются искусственно, хотя изредка могут использоваться естественные объекты, если они похожи на предмет, который им хотят обозначить. Портрет (в живописи или литературе) карикатура,
Знаки-признаки, указывающие на сопутствующие явления, не требующие обязательного предварительного соглашения для их интерпретации. Функциональные знаки Подобно естественным знаком, это природные или рукотворные предметы или явления, указывающие на сопутствующие явления. Однако их понимание задается прагматическими задачами и выполняемыми интерпретатором функциями. Древние золотые украшения для археолога - знак определенной исторической эпохи, для кладоискателя – знак прибыли.
Естественные знаки Реальные предметы или явления, которые сигнализируют о сопутствующих им предметах или явлениях, недоступных нашему непосредственному наблюдению. Для понимания естественных знаков необходимо знать, признаком чего они являются в соответствии с элементарным житейским опытом. След животного как свидетельство его присутствия, дым как признак огня.

4. Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры. //Антология культурологической мысли. М., 1996. С. 322-327.

Все многообразие отграниченной культуры от не-культуры, по сути дела, сводится к одному: на фоне не-культуры культура выступает как знаковая система. В частности, будем ли мы говорить о таких признаках культуры, как «сделанность» (в антитезе «природности»), «условность» (в антитезе «естественности» и «безусловности»), способность конденсировать человеческий опыт (в отличие от природной первозданности) – во всех случаях мы имеем дело с разными аспектами знаковой сущности культуры.

Показательно, что смена культур (в частности, в эпохи социальных катаклизмов) сопровождается обычно резким повышением семиотичности поведения (что может выражаться даже в изменении имен и названий), причем и борьба со старыми ритуалами может принимать сугубо ритуализованный характер. В то же время не только введение новых форм поведения, но и усиление знаковости (символичности) старых форм может свидетельствовать об определенном изменении типа культуры. <…>

Основная «работа» культуры, как мы постараемся показать, – в структурной организации окружающего человека мира. Культура – генератор структурности, и этим она создает вокруг человека социальную сферу, которая, подобно биосфере, делает возможной жизнь, правда, не органическую, а общественную. <…>

Презумпция структурности, вырабатываемая в результате навыка языкового общения, оказывает мощное организующее воздействие на весь комплекс коммуникативных средств. Таким образом, вся система сохранения и передачи человеческого опыта строится как некоторая концентрическая система, в центре которой расположены наиболее очевидные и последовательные (так сказать, наиболее структурные) структуры. <…>

Далее, поскольку культура есть память, или, иначе, говоря, запись в памяти уже пережитого коллективом, она неизбежно связана с прошлым историческим опытом. Следовательно, в момент возникновения культура не может быть констатирована как таковая, она остается лишь post factum. Когда говорят о создании новой культуры, то имеет место неизбежное забегание вперед, т.е. подразумевается то, что (как предполагается) станет памятью с точки зрения реконструируемого будущего (естественно, что правомерность такого предположения способна показать только само будущее).

Таким образом, программа (поведения) выступает как обращенная система: программа направлена в будущее – с точки зрения составителя программы, культура обращена в прошлое – с точки зрения реализации поведения (программы). Из этого следует, что разница между программой поведения и культурой функциональна: один и тот же текст может быть тем или другим, различаясь по функции в общей системе исторической жизни данного коллектива. <…>

Рассматривая культуру как долгосрочную память коллектива, мы можем выделить три типа ее заполнения.

1. Количественное увеличение объема знаний. Заполнение различных ячеек иерархичной системы культуры различными текстами.

2. Перераспределение в структуре ячеек, в результате чего меняется само понятие «факт, подлежащий запоминанию», и иерархическая оценка записанного в памяти. Постоянная переорганизация кодирующей системы, которая, оставаясь собой в своем собственном самосознании и мысля себя как непрерывную, неустанно переформировывает частные коды, чем обеспечивает увеличение объема памяти за счет создания «неактуальных», но могущих актуализироваться резервов.

3. Забывание. Превращение цепочки фактов в текст неизменно сопровождается отбором, т.е. фиксированием одних событий, переводимых в элементы текста, и забыванием других, объявляемых несуществующими. В этом смысле каждый текст способствует не только запоминанию, но и забвению. <…>

Следует иметь в виду, что одной из наиболее острых форм социальной борьбы в сфере культуры является требование обязательного забывания определенных аспектов исторического опыта. Эпохи исторического регресса (наиболее яркий пример – нацистские государственные структуры ХХ века), навязывая коллективу крайне мифологизированные схемы истории, в ультимативной форме требуют от общества забывания текстов, не поддающихся подобной организации. Если общественные формации в период подъема создают гибкие и динамические модели, дающие широкие возможности для коллективной памяти и приспособленные к ее расширению, то социальный закат, как правило, сопровождается закостенением механизма коллективной памяти и возрастающей тенденцией к сужению ее объема. <…>

Семиотика культуры заключается не только в том, что культура функционирует как знаковая система. Важно подчеркнуть, что само отношение к знаку и знаковости составляет одну из основных типологических характеристик культуры. <…>

Культура вообще может быть представлена как совокупность текстов; однако с точки зрения исследователя точнее говорить о культуре как о механизме, создающем совокупность текстов, и о текстах как о реализации культуры. Существенной чертой типологической характеристики культуры может считаться ее самооценка в этом вопросе. Если одним культурам свойственно представление о себе как о совокупности нормированных текстов (примером может служить «Домострой»), то другие моделируют себя как систему правил, определяющих создание текстов.

5. Кассирер Э. Философия символических форм. // Антология культурологической мысли. М., 1996. С. 202-204.

Логика вещей, т.е. основных содержательных понятий и отношений, на которых строится наука, неотделима <…> от логики знаков. Ибо знак есть не просто случайная оболочка мысли, но ее необходимый и существенный орган. Он служит не только цели сообщения готового мысленного содержания, но является инструментом, благодаря которому само это содержание складывается и впервые приобретает свою полную определенность. Акт понятийного определения содержания идет рука об руку с актом его фиксации в каком-либо характерном знаке. Таким образом, всякое подлинно строгое и точное мышление находит себе поддержку только в символике и семиотике, на которые оно опирается. Любой «закон природы» в нашем мышлении принимает вид общей «формулы», но всякую формулу можно представит только как связь общих специфических знаков. <…>

Но это взаимоотношение не ограничивается только рамками науки, а прослеживается и во всех других основных формах духовного творчества. Для всех них характерно то, что свойственный им способ восприятия и формообразования они могут применить, только создав для него как бы определенный чувственный субстрат. И настолько существен здесь этот субстрат, что подчас кажется, будто он исчерпывает все содержание значения, весь собственный «смысл» этих форм. Язык, казалось бы, определяется и мыслится только как система звуковых знаков, - мир искусства и мифа кажется исчерпанным в мире особых, чувственно-практических образов, которые искусство и миф демонстрируют нам. И тем самым по сути дела дана всеобщая среда (Medium), в которой встречаются все духовные образования, так разнящиеся между собой. Содержание духа заключается только в его выражении; идеальная форма может быть распознана только и по совокупности чувственных знаков, которые служат его выражению. Если бы удалось получить систематический отбор всех различных направлений такого рола выражения, если бы удалось вскрыть его типичные, инвариантные черты, а также их особые градации и внутренние различия, то идеал «универсальной характеристики», поставленный <…> перед познанием, был бы тем самым достигнут. Мы обладали бы тогда своего рода грамматикой символической функции – такой функции, посредством которой были бы охвачены и генерально соопределены ее отдельные выражения и идиомы, наблюдаемые нами в языке и искусстве, в мифе и религии. <…>

В символической функции сознания, деятельность которой мы видим в языке, в искусстве, в мифе, из потока сознания извлекаются сначала определенные устойчивые основные образы (Grundgestalten), частью понятийной, частью наглядной природы; вместо текущего содержания появляется замкнутое в себе застывшее единство формы.

6.Виды знаковых систем.

Виды знаковых систем. Характеристики Примеры.
Естественные языки. Первичные знаковые системы универсального назначения. Они способны отражать самые различные грани и аспекты реальности. В них целостно отражается культурный опыт различных народов Русский, английский, арабский язык.
Искусственные языки. Создаются по аналогии с естественными языками для обслуживания специфических сфер деятельности. Имеют более упрощенный и формализованный характер. Языки программирования, системы нотной записи,
Метаязыки. Обслуживая специфические сферы деятельности, надстраиваются над естественными языками или встраиваются в них для оптимизации изложения материала. Язык формул в физике и математике, специфическая терминология в различных науках, средства организации знакового материала в жанрах литературы и журналистики.
Вторичные моделирующие системы. За стандартным смыслом языкового высказывания или текста скрывается новое, принципиально иное значение или многогранная система значений.. Символические подтексты в мифах, рекламе, произведениях литературы и искусства.

7.Многозначность понятия «символ».





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 317 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...