Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Медицинский экзамен на звание лекаря (1631)



«7139 год, июня 28. По государеву цареву и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Руси указу и по приказу боярина князя Ивана Борисовича Черкасскаго, велено мне дохтуру Артемию нововыезжаго аптекаря про всяких аптекарских чинов допрашивать; и я дохтур Артемий аптекаря Филиппа Бритье допрашивал, и он сказал, что он аптекарь полный и вместо лекаря научен.

Спрос: что аптекарю доведется знать и ведать?

Ответ: аптекарю надобно знать и ведать всякия травы, и цветы, и коренья, и гуммы всякия, и по дохтурскому приказу лекарство всякое составы составливать про здоровье всяких людей.

Спрос: сколько надобных статей?

Ответ: водок из надобных трав и из цветов перепускать и варить, и порошки всякия делать, и из коренья силя и остракты делать.

Спрос: Как тебе перепускать и сколько статей?

Ответ: Изо всяких трав водки перепускать, и с иными травами мешать, и от трав и от вин, и с пряными зельи духи всякие перепускать и маслы всякие делать.

Спрос: на сколько статей и как разные перепуски бывают?

Ответ: иные перепускати на огне, иные над жаром, иные в пепеле, иные в песку, иные в котлах с водою, иные жаром поверх, иные жаром сысподи и скляницами долгими, словут реторти, из скляницы в скляницуперепускают.

Вопрос: Как духи добывают и перепускают?

Ответ: истракт сила и дух вытягивает огнем, легким перепуском, и дух первой, который из вина перепускают, тот лучше; из уксусу дух меньше и последняго; а иныя травы ставят долго киснути и перепускают, а иныя статьи ставят долго киснути, как есть дерева, всякия коры, коренья и плод всякий.

Вопрос: как алхимисты масла перепускают и масло снимают?

Ответ: Масла из пряных зелей перво поставят в тепле на урочные дни и недели, а прикладывают в тот состав камени винной, да соль, и перепускают огнем жарким лезбиком, и тот лезбик холодят сверх водою, и труба что сквозь кади, холодят водою-ж, и так садится масло на верх воды, а снимают масло перепускными скляницами.

Спрос: Как всякие составы варят?

Ответ: Составы всякие варят смотря потравам и по силе что в себе имеют: времянем дать варить гораздо и кипеть, и иные варят помаленьку.

Спрос: Которые составы варят полегоньку?

Ответ: Всякия пряныя зелья, и цветы всякия и семена.

Спрос: Которые составы дать гораздо варить?

Ответ: Дерева всякия, коры и коренья всякия.

Спрос: В которых лекарствах есть худо, что не годится в лекарство, и как отнимают?

Ответ: Первое есть шкаманея, эфорбиум и элесбори (Scammonium, evforbium, helleborus).

Спрос: Как чередят и составливают, что худое не было и вышло?

Ответ: Пекут в печи яблоко, именуется сидония, и те статьи кладут в яблоко, и то яблоко все худое вытянет и не будет от тех лекарств внутри, и в желудке, и в кишках резанья.

Спрос: Как отнимается худое корени элебрея?

Ответ: Корень элебрей кладутв редьке, и тое редьку загребают в пепеле жарком, и печется, и что Дурнова ни есть в корени, то редька в себя впитает.

Спрос: Как сыроп всякой составливают?

Ответ: Сыроп составливают и соку трав, или траву варят, что в ней сила есть на сыроп; а емлем того соку 5 фунтов, или сахару, или потоки по 4 фунта.

Спрос: Как тебе со всяких лекарств порох составливать?

Ответ: Составливать порох с трав и с коренья, как прежде именовано, вареные, иные надобно толчи тихонько, иные толчи побольше.

Спрос: Которыя статьи лекарства тихонько толчи?

Ответ: Шкаманея, швитантос, эпитимом, мираболом, ревень, и всяких цветов.

Спрос: Которые надобно толчи по среднему?

Ответ: Лист александрийский, пионии, асором и днитом.

Спрос: Которое надобно гораздо толчити?

Ответ: Древа сандальнаго корень, аристолохия и коры всякия.

Спрос: К чему сколько порошков надобно?

Ответ: Из порошков делаем электоварием, лепешек тросимы, и порошок чем сердце крепить.

Спрос: В кое время и для чего лекарства ставят в тепле, а не варят?

Ответ: Лекарства для того ставят в тепле, и как его варить сила выходит, потому в тепле парят его и сила не выходит. Некий дохтур, Месова именуется составил лекарство в тепле и корень клал в сок огурцов, - агарику в уксус, калаквинта в меду с гумою трагунтом.

Спрос: По многу ли воды кладется в лекарства, которыя в тепле ставят?

Ответ: На всякой золотник полфунта воды.

Спрос: Толчешь ли те статьи, которыя лекарства в тепле ставят?

Ответ: Нет, лучше ножем маленько резать, не как толчи.

Спрос: В кое время добро всяких трав сбирати вместе?

Ответ: В то время, коли бывает трава свежа соком и листом полна; цвет с трав сбирать как до половины цветет, а траву собирать в сухой день, а не мокрой; а корень из земли выкопать как трава сохнет.

Спрос: Как трава всякая сушить?

Ответ: Трава надобно сушить и понемногу разстилать и так, как дохтур Галенус учит, что травы сушить не на солнце с утра, а на ветре, в сушилах, или ин под кровлею, а собрать траву как она вяла, не суха бы и не мокра.

Июня в 28 день. Филипей Бритье, слышал я у тебя, что учился в сколе высокой на время, и там ты изучился мудрости несполна, и что ты учился и про то учение буду тебя спрашивать, а ты мне отвечай потому, что спрашивают дохтура, аптекаря и лекаря про их учение, а кто про то учение ответ и речь не умеют дать, и тот чтоесть слепой человек; и ныне тебя спрашиваю: дай ми против моих речей ответ про лекарственыя учения.

Спрос: Что именуется мудрость лекарская?

Ответ: То мудрость есть рукоделия, потому что всякаго человека лечить болезнь и раны руками своими.

Спрос: Какия болезни и раны лекарю доведется знать и лечить?

Ответ: Всякия раны, удары, и всякия раны гнилыя, и костяной перелом, и составы вправливать, всякие вереды и чирьи, и все измятыя места, и все что к тому делу доведется.

Спрос: Что прямому лекарю подобает знать и ведать в рукоделии своем?

Ответ: Очима востро глядеть, сердцем смело, а неторопливо, рука легкая, а недрожала б, в руках сила держать левою и правою рукою.

Спрос: На много ли статей надобно лечить?

Ответ: На три статьи: перво раны лечить, а кои зашивать, а где наросло, те резать и залечить.

Спрос: Как ты те статьи разделяешь?

Ответ: Режем ножем лекарским, а жилку отворить ланцетом и топориком, а им же насекаем где доведется.

Спрос: Как ты заживляеш раны, что рознят?

Ответ: Заживляем: - пластырь прикладываем и заживляем; кость раздробленную вынимаем, и составы выгнутые вставливаем.

Спрос: Как отнимаеш что много наросло?

Ответ: Отнимаем и разрезываем совсем в чем они росли; и мясо дикое что наросло вытравливаем зельями, а где лишнее наросло у перстов руки или у ног, отнимаем снастью.

Спрос: Как и почему ведаеш тот час приняться всякия раны и болезни лечить?

Ответ: Смотря по болезни, что против того годится. Которая болезнь холодновата – против того надобно лекарство чтобы согревало; а которая мокровата – надобно сушить; а которая добре суха, то розмачивать; а где тела мало, - тут пособить чтобы наросло, а где много тут – убавить; а где уже – тут разширить рану, а где будет широко – тут поузить, а где буде заперло – тут отворить, а которыя добре отворились, - тут завязать; и что из своего места вышло, и то надобно вставить, а где кости и суставы вышли, или черева из нута – опять на место справить, також во всяких мерах.

Спрос: Какие малханы подобает всегда у лекаря готовым быть?

Ответ: Малхан базаликом, тем раны разгноить; малхан апостоликом, тем раны очищаем; малхан авриум, - прикладываем тем тело навести. Малхан албом раны вместо заживляет. Малхан деалтеа – болезнь утишит.

Спрос: Какие пластыри всех больши держать?

Ответ: Держать много разны пластыри. Больши всех надобно: пластырь деокалситиос, пластырь дияколом, пластырь барбаром, - пластырь стиптиком, пластырь милотко-наксокротиум.

Спрос: Сколько розни пластыри в себе имеют?

Ответ: Иные опухоль отгоняют, иные вреды зреют, иные болезнь утишают, иные добро к перелому костяному, иные тако-ж по тому.

Спрос: Какой состав годится из чего пластырь делать, который болезнь утешает?

Ответ: Трава белена, трава рута, сентаврия, романова трава, мелилот, фенигрек, цвет кубышек белых, ягоды винныя, семя льняное и к тому примешиают масло империком, масло из червей, масло мандрагора, масло кубышек белых, масло свороборинное.

Спрос: Какия всякия разныя статьи бывают у лекарей?

Ответ: Годятся такия статьи и снасти: бритвы, ножницы, клящи, ножик чем раны разрезают, щипцы чем в ранах ощупывают, железо с крюком чем кость подымают, щуруп чем уста разщурупывают, лопаточки, буравцом кость из горла вывертывают, игла чем раны зашивают.

Спрос: Как бы мне досуг был, хотел тебя спросить про всякия раны костей ломаных, что из суставов вышло; а ныне тебя спрашиваю не от велика про ран свежих, какиярозни раны бывают?

Ответ: Раны есть разныя, по местам смотря ран; а где мясно, то не так лечить, как рана на кости бывает; ино как рану лечить в суставах, как в голове как в глазу и в пузыре; много разных ран есть: раны великия и малыя, иная рана глубока, иная рана неглубока, иная широка, иная узка.

Спрос: Как залечить рана большая в теле?

Ответ: Зашивать рана большая иглою, которая о трех гран с сосченою нитью; а начинают раны зашивать о середке, промеж всякой стежью на два перста ширины, и конец у нити укрепить, чтоб держало вместе, а приложим к тому месту лен, умоча в белок яичной с порошком с ладоном измеян [смешан], и скорлупа яичная мелко утолчена на раны класть и как разгноится, так заживлять как и иныя раны.

Спрос: Как заживляют раны разрезанныя или пересеченныя?

Ответ: Надобно усмотреть и угадать, которая жила разсечена, малая или большая. А буде маленькия жилы, и сии раны заживлять, а будет большая жила, ино перво кровь унимать и на другую сторону крепко завязать; и для того вязать на другую сторону, что кровь уймется, или на другую сторону жилку отворити; а сыплют в рану купорос жженой, или большая жила мочно достать, ино завязываем концы нитью, и так по прежнему заживлять и заживить как тяжелыя раны лечат, також жилы средния, именуются артерии, лечат.

Спрос: По чему узнать жилы кровавыя от печени, или от сердца (отличить артерии от вен)?

Ответ: Как сердечная жилка перерезана, ино кровь из нея брыжжет, а иная жилка разрезана – ровно течет.

Спрос: Как лечить раны где сухия жилы?

Ответ: И как сухия жилы изранены, лечить их приточно, потому что приметываются иныя болезни, как бывает судорога, береженыя [от «бередить»] опухи, антонов огонь; да тех надобно мазать маслом свороборинным, или маслом из червей, таково горячо, как мочно терпеть, а выше раны прикладывать пластырь, чтоб Дале не пошло, а пластырь от масла свороборинного, да с болосом [болюсом] красным; а как болезнь утишится, в те поры лечить маслом инпериковым и мастью [мазью] сделана от терпентина и желток яичной приложить.

Спрос: Как те раны лечить, которыя глубоко внутри, а не видать на дно?

Ответ: Лечить на две статьи: перво где место ровно и где жилы многия; а большия жилы помешают, и мы делаем кноти от коренья гепциана, и от того корени рана больши ставится, а после того рану разрезываем, чтобы была видна и будет от тех жил помешает, и мы дощупываем снастью сколько глубоко и на которую сторону идет, пытом узнаваем и брискалом (спрынцовка) вино ренское, смешав с водою и с тем варен корень фиялков, да гуммы мирра и с патокою, те раны вычищаем и даем внутрь питии как дохтур укажет составить.

Еще спрошу тя статьи две или три и про раны головныя и тем престану на нынешнее время, потому что сказываешь разныя раны и по местам смотря.

Спрос: Как раны лечить в голове?

Ответ: Перво мне надобно роздумати гораздо и разсмотреть одна ль кожа розсечена, или череп розсечен, или Дале по черепом две перепонки розсечены, или под мозгом.

Спрос: Скажи мне, прежде как учнешь лечити, почему тебе знать череп розсечен или нет?

Ответ: Мочно узнавать коли цело потому, что тот человек нем, и мочи не испустит, и бредит и от... дает лихорадка, кровь идет носом, глаза кровавы.

Спрос: Отвечаешь не тако, только плутаешь одну болезнь с другими машаешь, потому что тот человек нем и воды не пустить не свидетелем на то, что череп испорчен, - свидетельствует что перепонки под мозгом испорчены; которая перепонка тако испорчена или раздавлена костью, черепом вдавлено, от того бывает черно бытие и тово человека черно не мощно отнятии, потому что смертная рана. А ныне дале мне скажи: как лечить рану головную и черепную?

Ответ: Перво надобно тому боли чтобы нутро не завязал, а слабко на низ. И дохтуры приказывают, чтоб мало кушать, и скоро волосы с головы скинуть, и кожа над головою над раною разрезать на кресть и на все четыре стороны от креста кожа слупить, то крови от того много пойдет, и на то кладем платки, омоча в воду с уксусом и белок яичной смешать, и после того прощурупывать близко то ломаное место, даже в здоровую кость, и после скрозь дыру доставают ломаную кость, которая мозгу гнетет; а как кость вынут, и в те поры голову обвертеть кругом, и так тое болезнь заживляют и прикладывают что к голове годится.

Больши того у тебя неспрашиваю. Отвечал ты до сих мест; как и сам многажды своима очами видел. По дару Богу, чтоб тебе так лечить, чтоб людей здоровити и от Государя честь получить».





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...