Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Metafizika i dyąlektyka



Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множестваСам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). У них словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться.

Для раннегреческих мыслителей «философия» и «мудрость» были синкретичным созерцанием истинной картины космоса, а потому собственно философский метод исследования не отличался от научного. В то же время намечается различие между «ионийским» и «италийским» стилями философствования: между подходами «фисиологов»-натурфилософов и «теологов», искавших сверхприродное бытие. Рефлексия над методом, критика «физики» софистами и Сократом приводят к осознанию необходимого размежевания натурфилософской и собственно философской установок познания.У Платона метафизика может быть уже обнаружена как специально обоснованный метод. Не предпринимая формального расчленения «мудрости» на различные науки, Платон дает, тем не менее, в ряде диалогов описание высшего типа знания, восходящего от эмпирической реальности к бестелесным сущностям по иерархической «лестнице» понятий и нисходящего обратно к чувственному миру, обретая при этом способность видеть истинное бытие и находить во всяком множестве единство, а во всяком единстве — множество (Платон называл этот метод «диалектикой»). Таким образом, Платон уже очертил круг специфических проблем метафизики. Аристотель построил классификацию наук, в которой первое по значению и ценности место занимает наука о бытии как таковом, о первых началах и причинах всего сущего, «первая философия». В отличие от «второй философии», то есть «физики», «первая философия», рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы, от движения оформленной материи. Не связанная ни с субъективностью человека (как науки «пойетические»), ни с человеческой деятельностью (как науки «практические»), метафизика, по Аристотелю, является самой ценной из наук, существуя не как средство, а как цель человеческой жизни и источник высшего наслаждения.

37. Starażytnagręczęskaą tragedyą

древнейшая из известных форм трагедии. Происходит от ритуальных действ в честь Диониса. Участники этих действ надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса — сатиров. Ритуальные представления происходили во время Великих и Малых Дионисий (празднеств в честь Диониса).Песни в честь Диониса именовались в Греции дифирамбами. Дифирамб, как указывает Аристотель, является основой греческой трагедии, которая сохранила на первых порах все черты мифа о Дионисе. Последний постепенно вытеснялся другими мифами о богах и героях — могущественных людях, правителях — по мере культурного роста древнего грека и его общественного сознания.От мимических дифирамбов, повествующих о страданиях Диониса, постепенно перешли к показу их в действии. Первыми драматургами считаются Феспис (современник Писистрата), Фриних, Херил. Они ввели актёра (второго и третьего ввели затем Эсхил и Софокл). Авторы же исполняли главные роли (крупным актёром был Эсхил, выступал как актёр и Софокл), сами писали музыку для трагедий, руководили танцами.Три крупнейших трагика Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид — последовательно отображали в своих трагедиях психоидеологию землевладельческой аристократии и торгового капитала на различных этапах их развития. Основной мотив трагедии Эсхила — идея всемогущества рока и обречённость борьбы с ним. Общественный порядок мыслился определённым сверхчеловеческими силами, установленным раз и навсегда. Поколебать его не могут даже взбунтовавшиеся титаны (трагедия «Прикованный Прометей»).Эти взгляды выражали охранительные тенденции господствующего класса — аристократии, идеология которой определялась сознанием необходимости беспрекословного подчинения данному общественному порядку. Трагедии Софокла отображают эпоху победоносной войны греков с персами, открывшей большие возможности для торгового капитала.В связи с этим авторитет аристократии в стране колеблется, и это соответственно сказывается на произведениях Софокла. В центре его трагедий стоит конфликт между родовой традицией и государственным авторитетом. Софокл считал возможным примирение социальных противоречий — компромисс между торговой верхушкой и аристократией.И, наконец, Еврипид — сторонник победы торговой прослойки над землевладельческой аристократией — уже отрицает религию. Его «Беллерофонт» изображает борца, поднявшего бунт против богов за то, что они покровительствуют вероломным правителям из аристократии. «Их (богов) нет там (на небе), — говорит он, — если люди не хотят безумно верить старым сказкам». В произведениях настроенного атеистически Еврипида действующими лицами драма являются исключительно люди. Если он и вводит богов, то лишь в тех случаях, когда требуется разрешить какую-нибудь сложную интригу. Драматическое действие мотивируется у него реальными свойствами человеческой психики. Величавых, но душевно упрощённых героев Эсхила и Софокла сменяют в произведениях младшего трагика если и более прозаичные, то усложнённые характеры. Софокл так отзывался об Еврипиде: «Я изображал людей такими, какими они должны быть; Еврипид же их изображает такими, каковы они в действительности».Ко времени греко-персидских войн вошло в обычай ставить в праздник дионисий три трагедии (трилогия), развивающие один сюжет, и одну сатировскую драму, в весёлом насмешливом тоне повторяющую сюжет трагедий, с танцами-пантомимами. От этого трилогического принципа отступил уже Софокл. Правда, на драматических состязаниях и он выступал с тремя трагедиями, но каждая из них имела свой собственный сюжет. Трагедия Софокла признается канонической формой греческой трагедии. Он впервые вводит перипетию. Он замедляет стремительность действия, характеризующую трагедию его предшественника Эсхила.

Действие у Софокла как бы нарастает, приближаясь к катастрофе, за которой ещё следует развязка. Этому способствовало введение им третьего актёра. Трагедия Софокла построена так: она начинается с ввода (пролога), за ним следует выход хора с песней (парод), затем — эписодии (эпизоды), которые прерываются песнями хора (стазимами), и последняя часть — заключительный стазим и уход актёров и хора — экзод. Хоровые песни делили трагедию таким образом на части, которые в современной драме называются актами. Число частей варьировалось даже у одного и того же автора. Хор (во времена Эсхила 12 человек, позже 15) в течение всего представления не покидал своего места, поскольку постоянно вмешивался в действие: он содействовал автору в выяснении смысла трагедии, раскрывал душевные переживания его героев, давал оценку их поступков с точки зрения господствующей морали. Присутствие хора, а также отсутствие декораций в театре лишало возможности переносить действие с одного места на другое. Надо прибавить ещё отсутствие у греческого театра возможности изобразить смену дня и ночи — состояние техники не позволяло пользоваться световыми эффектами.На греческую трагедию большое влияние оказал гомеровский эпос. Трагики заимствовали из него очень много сказаний. Действующие лица часто употребляли выражения, заимствованные из «Илиады». Для диалогов и песен хора драматурги (они же мелурги, т.к. стихи и музыку писал один и тот же человек - автор трагедии) пользовались трёхстопным ямбом как формой, близкой к живой речи (о различиях диалектов в отдельных частях трагедии см. древнегреческий язык).В эллинистические времена трагедия следует традициям Еврипида. Традиции древнегреческой трагедии подхватывают драматурги Древнего Рима.Произведения в традициях древнегреческой трагедии создавались в Греции до позднеримского и византийского времени (несохранившиеся трагедии Аполлинария Лаодикийского, византийская компилятивная трагедия «Страждущий Христос»).

38. starażytnagręczęskaą kamedyą

Парабаса – часть комедии, когда хор снимает маски, выходит на аванс сцену и поёт политические декламации, не связанные с сюжетом.

Комедия, вторая отрасль греческой драмы, получила в Афинах официальное признание значительно позже, чем трагедия. Состязания «комедийных хоров» были установлены на «Великих Дионисиях» только около 488 — 486 гг.

Античная комедия на злобу дня, это дело нелегкое и серьезное. Античная комедия – остро политическая, философская, отчасти идеологическая. Истоки комедии в праздниках Дионисиях – «комос». Песни комоса малопристойные. Хор в комедии носит уродливые маски и одежды. С фольклорной традицией комедию связывает борьба старого и молодого. Побеждали молодые. Элемент карнавального действа. У жанра древнеаттической комедии были и свои литературные предшественники – фольклорная дорийская драма (возникла в Мегарах) и литературная сицилийская комедия. Фольклорная дорийская драма – карикатурные примитивные сценки, без хора, часто пародии, сюжета нет. Литературная сицилийская комедия – пьеса с цельным законченным действием, нет хора, часто пародируются мифы.

Влияние мима. Мим – это сценка с натуры, из обыденной жизни, с упором не на сюжет и действие, а на воспроизведение характерных черт представителей профессий.

Черты древнеаттической комедии:

1) реакция на живые политические события

2) комедия сатирична. Насмешка над чертами современной жизни

3) комедия тесно соприкасается с фольклором.

4) в основе генезиса комедии – проникновение грубости из народа. Комический хор превосходил трагический – 24 человека, разделенные на два враждующие полухория.

Структура: Типическим для «древней» комедии можно считать нижеследующее построение. В прологе дается экспозиция пьесы и излагается фантастический проект героя. За этим следует парод (вступление) хора, живая сцена, часто сопровождающаяся свалкой, где участвуют и актеры. После агона цель обычно достигнута. Тогда дается парабаса (выступление хора посреди комедии - актракт). Для второй половины комедии характерны сценки балаганного типа, в которых изображаются благие последствия осуществления проекта и спроваживаются различные докучливые пришельцы, нарушающие это блаженство. Хор здесь уже не принимает участия в действии и только окаймляет сценки своими песнями

Аристофан (446-384)

родился в семье состоятельного афинского гражданина, жил в период Пелопоннесской войны и кризиса афинского государства. Идеалом для себя избирает образ среднего крестьянина – имеет рабов, но и сам работает. Аристофан издевался над Еврипидом, Сократом. Прием – карикатура, шарж, пародия и гротеск на грани фантастики. Темы Аристофана:

1 война и мир 11 комедий дошло – везде есть слова о войне и мире, он был ярый сторонник мира. Шла Пелопонесская война (429-403) Как и трагедия, комедия связана с культом Диониса. Комические поэты защищают права земледельцев

2 критика политики современного правления («Всадники», «Осы»)

3 проблемы культуры: воспитания, театра, литературы («Лягушки», «Облака»)

39. Starażytnagręczęskaą gistoryą

Древняя Греция является родиной европейской исторической науки. «Отцом истории», да и географии, является Геродот (485–425 гг. до н.э.). В течение своей жизни он объехал почти весь известный тогда мир, собрав колоссальный исторический, географический и этнографический материал. Свои воспоминания он изложил в «Истории греко-персидских войн», разделенной александрийскими грамматиками на девять книг по числу девяти греческих муз. В своей работе Геродот рассказывает, в первую очередь, о греко-персидских войнах, однако, предваряя рассказ о них, он описывает народы, нападавшие на Грецию, их верования, нравы, памятники культуры, природу, почву, климат, фауну и флору, занятия людей. Он знакомит читателей с лидийцами, персами, египтянами, вавилонянами, скифами. Другой величайший древнегреческий историк – Фукидид (455–396 гг. до н.э.), автор «Истории Пелопоннесской войны», детально и образно описавший ее ход. По своему мировоззрению Фукидид был рационалистом и прагматиком. Для него история является такой же наукой, построенной на исследовании фактов и логике, как и все другие науки. Он стремится выявить закономерности исторического процесса, часто перенося на историю методы физики и медицины.

40. Starażytnagręczęskaą filasofią

Древнегреческая философия возникла в первой половине VI в. до н.э. в малоазиатской части тогдашней Эллады – Ионии, в г. Милете, поэтому первая древнегреческая философская школа называется милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики. Для мыслителей милетской школы характерны поиски первоначала, причем оно мыслилось монистически. Первоначало представлено как первичное живое вещество, то есть в вечном движении и превращении. Такая точка зрения есть гилозоизм

– учение о всеобщей одушевленной материи. Философы милетской школы оказали большое влияние на Пифагора (вторая половина VI – начало V в. до н.э.), считавшего верховным началом всего сущего число. Вся природа, по теории Пифагора, есть не что иное, как комбинация чисел и величин. Природа живет и меняется, лишь одно число остается неизменным. Следовательно, число есть основа всех величин, первоисточник мираВ V в. до н.э. возникает элеатская философская школа (по названию города Элеи в Южной Италии). Ее крупные представители – Парменид, Ксенофан и Зенон. Парменид учил о неизменности и вечности мира, о тождестве бытия и мышления. В мире нет ни прошлого, ни будущего, есть только настоящее – мысль. Крупнейшим систематизатором научно-философских знаний классической Греции был Демокрит (ок. 460 г. до н.э. – дата смерти неизвестна). Он был материалистом, разработавшим атомистическую концепцию. Демокрит разделял бытие и небытие, пустоту. Бытие разбито пустотой на частицы.

Таким образом, Демокрит впервые толковал душу материалистически. Значительным фактором культурной и социальной жизни классической Греции была софистика (V в. до н.э.). По своей профессии софисты были странствующими учителями мудрости и красноречия, переезжавшими из одного города в другой и преподававшими за плату научные сведения. Софистов делят на старших и младших. Из старших наиболее известны Протагор и Горгий, а из младших – Антифонт, Алкидамант и Критий. Впервые в истории человеческой мысли софисты поставили вопрос о природе самого знания. Именно в V в. до н.э. стало употребляться само слово «философия». Сократ иронизировал по поводу того, что софисты берутся обучать науке или мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания, всякой мудрости. В противоположность им Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости. И называл их «софистами», то есть мудрыми, а себя – философом, то есть любящим мудрость. Слово «философия» стало употребляться в этом значении его учениками и с тех пор стало обозначать особую сферу интеллектуальной деятельности. Период, предшествующий Сократу, называют натурфилософским. С Сократа в древнегреческой философии начинается новый период, характеризующийся тем, что философия основывается на знании.

Сократ (470–399 гг. до н.э.) перенес центр философии из области физики

и внешнего мира в этическую область и психологическую сферу. Большое внимание Сократ уделял знанию и полагал, что правильность знания следует определять с помощью двух методов Вершиной философских достижений древнегреческой философии стали две философские системы – учения Платона и Аристотеля. Платон (427–347 гг. до н.э.) разделял свою философию на три части: диалектику, физику и этику. Диалектика – учение о бытии, физика – учение о природе, этика – учение о нравственности. Платон признавал существование двух обособленных друг от друга миров: материального мира явлений и мира вечных и неизменных идей. Аристотель (384–322 гг. до н.э.) углубил изучение проблем гносеологии с точки зрения логики – учения о методах мышления, он по праву считается ее основателем. Им были сформулированы три закона мышления: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. Аристотель создал и учение о категориях, выделив в качестве основных из них сущность и качество. Он развивал также учение о материи и форме.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 193 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...