Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Architęktura i mastactwa starażynaj Indyi



Веды – древнее индийское писание с законами, по которым проходило развитие искусства этой удивительной страны.

Конец первой половины II тысячелетия до нашей эры. Это время когда в Индию с Иранского плоскогорья приходят ариевские племена. Вместе с собой он приносят новые культурные формы и свой собственный язык, которые постепенно начинают проникать в индийское искусство. Этот период принято считать временем формированием культуры Индии. В это время складывается и архитектура Древней Индии.

Жители древней Индии обладали могучей фантазией и собственными представлениями о Вселенной, и все это они смогли отразить в своем искусстве. Все философские учения, эстетика, да и искусство в целом было пронизано идеей единства жизни. Именно это способствовало развитию такого искусства, в котором отлично друг с другом сочетались архитектура, музыка, скульптура, живопись и поэзия.

Древняя архитектура Индии нераздельно существует со скульптурой. Стены многих индийских храмов украшали скульптуры, выполненные из камня, которые зачастую просто гигантские размеры и тем самым притягивали к себе взгляды людей. Главенствующее место в архитектуре Индии занимает рельеф, который активно использовался мастерами при возведении различного рода зданий, особенно религиозных.

С течением времени развивается и индийское искусство. Постепенно в этой державе начинают возводить грандиозные постройки, которые поражают сложностью своей планировки. Скульптуры, используемые для украшения сооружений, выполнялись в соответствии с религиозным индийским предписаниям и в то же время удачно отображали жизнь населения во всех ее проявлениях.

Первые памятники индийской архитектуры появляются предположительно во II тысячелетии до нашей эры, а может быть и раньше. В доисторический период строятся первые города, при создании которых жители Индии руководствовались регулярной планировочной схемой. В это время в строительстве используется обожженный кирпич, улицы вымащиваются и уже существует городская система канализации.

После того как были проведены раскопки городов Махенджа-Дара и Харрапа стало ясно, что регулярная планировка индийскими строителями начала применяться еще в первой половине III тысячелетия до нашей эры. К такому выводу ученые пришли, сравнив эти города, которые по планировке очень сильно похожи друг на друга, хоть и разделены 600 км.

За несколько столетий до начала Новой эры в индийскую только развивающуюся культуру проникают элементы более зрелой иранской культуры. Первые архитектурные памятники, посвященные Будде, были выстроены в первой половине III тысячелетия до нашей эры, для сотворения которых использовались долговечные материалы.

Несколько ранее в строительстве применялись древесные материалы, например из бамбука в Древней Индии строили круглые постройки, характерные архитектуре этой державы. Несколько позднее начинает использоваться глина и камень. Из них мастера так же учились возводить сооружения традиционной круглой формы.

Середина II тысячелетия – середина I тысячелетия до нашей эры – время, когда активно развивается литература на санскрите и такое философское направление как брахманизм. По памятникам культуры этого времени ученые многое смогли узнать о жизни древних индийских городов и характере их материальной культуры.

IV – II вв. до нашей эры – время возникновения первой империи в Северной Индии. Ашока-Мурая – правитель империи еще в III веке до нашей эры применяет индийское вероучение буддизм (появившееся в Индии в VI веке до нашей эры), для сплочения всего индийского народа.

Существует легенда, которая рассказывает про принца Сиддхартха Гаутама. Этот легендарный персонаж очень много времени проводил в размышлениях и поисках. Его труды были вознаграждены – он познал истину и стал «просветленным» - Буддой.

Во времена правления Ашока в Индии возводятся первые стамбхи – монументальные буддийские колонны, построенные из камня, ступы – буддийские символы, феерические сооружения и пещерные храмы.

До I века нашей эры Будду изображали в виде символа, но в это время все кардинально меняется: жители Индии признают его своим богом и теперь изображают Будду в виде человека. В период с I века до нашей эры и по III век нашей эры на индийскую культуру мощное влияние оказывает позднеэллинистическое искусство. Это привело к тому, что своего бога они стали изображать с милосердным, мягким и кротким выражением лица. В то же время были и элементы, которыми Будда отличался от изображений простых смертных: несколько удлиненные мочки ушей, точка между бровями, называемая урной, покрытый волосами вырост на голове, называемый ушниша и пр. Это время так же стало началом распространения культа так называемых «небесных спасителей» - бодхисатв.

IV – V вв. нашей эры. В этот период буддизм сливается с древними местными религиями, после чего самого Будду начинают считать воплощением Вишну – индуистского божества. Искусство данного периода так же переживает некоторые изменения. Мастера живописи занимаются созданием произведений искусств, причем не только религиозной тематике, теперь они свое внимание сосредотачивают на светских мотивах и настроениях. Такая живопись начинает проникать храмы, где прекрасно сочетается со скульптурой и архитектурой. Среди наиболее знаменитых памятников архитектуры с многочисленными росписями, является комплекс буддийских храмов и монастыре Аджанты. В этот комплекс входит около 30 пещер, которые были высечены в скалистом берегу реки. Внутренние помещения пещер оштукатурены и уже поверх штукатурки нанесены многочисленные росписи, повествующие о различных буддийских сюжетах. Помимо религиозных изображений в комплексе Аджанты можно встретить росписи посвященные жителям страны, причем не только царям, а и людям из низших классовых слоев. Еще можно увидеть изображения, превосходно передающие красоту природы Древней Индии.

Мастера, занимающие росписью, смогли достичь совершенного мастерства в изображении человека и его тела, научились рисунком передавать всю физическую и духовную красоту человека. Пещерный комплекс Аджанты с его удивительными росписями, поистине является выдающимся памятником прошлого.

27. Ręligijna-filasoŭskią sistęmy starażytnaga Kitaą

Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период китайцам, так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор, земли, рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили жертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялись главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.

Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в клали оружие, драгоценные предметы утвари.

В середине I т. д.н.э. в Китае формируются три главных идеологических направлений, вследствие трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы, автор «Книги о дао и дэ», жил в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э. Основная философская категория даосизма – это «дао» – закон. Весь мир, согласно даосизму, подчинен единому закону – дао. Дао – основа и источник всего существующего, а его определяющим признаком является естественность.

Философский даосизм утверждал, человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное содержание естественного хода событий и стремлений постичь дао.

На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие «абсолютное дао», суть которого сводилось к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даосистская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства и астрологии. В Китае создаются монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даосистских монахов; они получали доход от земель и от своей религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной: они предсказывали судьбу, гадали, занимались изгнание злых духов. Торговали заклинаниями и амулетами, определяли дни и часы, благоприятные для какого-либо дела. Религиозный даосизм так же, как и ранее философский, проповедовал идеи «недеяния» и «непротивления».

В это же время – в конце VI- начале V вв. до н.э. в Китае важнейшая религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 г. до н.э.), известный в европейской транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Он полагал, что вся полнота власти в стране должна принадлежать императору – «сыну неба». Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов – церемоний, закрепление общественной жизни старых норм. Его учение – это прежде всего свод правил, моральных устоев, в основе которых лежал культ послушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности.

Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становиться господствующей идеологией правящих классов. На основе его учения и древних религиозных верований возникает система, освещающая идею тотального господства и подчинения. Основное содержание конфуцианства – это обожествление императора и освещение его власти, император почитается как наместник бога на Земле. Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и духов, число которых все время пополнялось за счет обожествления отдельных исторических личностей. Все боги делились на категории: высшая включала верховное божество, Владыку Земли и умерших предков императора. В среднюю категорию входили боги Солнца, Луны, грома, дождя ветра.

Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял император, общение с мелкими божествами было привилегией государственных чиновников, так называемого «ученого сословия».

С развитием конфуцианства идет выработка критериев для всех поступков, от бытовых до государственных. Так, от мужчины требовалось неукоснительное выполнение обязанностей несения службы, подчинения главе рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру, свекрови, ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение рода. От нее не требовалось выделяться талантом, умом, красноречием или остроумием, не требовалось не привлекательности, ни красоты. Идеал женщины – покорная жена, следовать за мужем даже в могилу.

Строгой была регламентация быта китайцев. Так, торговцам и ростовщикам запрещалось одеваться в парчовые и шелковые одежды, носить оружие, ездить в колеснице и верхом. Это было правом земельной аристократии, но даже и они – самые знатные люди в стране – не были полновластными хозяевами своих судеб: в любое время по указанию императора их могли переместить из одного имения в другое, лишить имущества, а то и жизни.

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI веке до н.э. Согласно буддизму жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавление всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявление мистического духа.

К IV веку н.э. буддистская церковь в Китае становиться большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддистских храмов и монастырей, сотни тысяч монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, как и даосизм, уступит место конфуцианству.

Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им было присуще почитание старших и предков, культ послушания, идея «недеяния», пассивного, созерцательного отношения к действительности. Человек как личность не предоставлял самостоятельной ценности, общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным».





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 252 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...