Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 14. Художественная структура романа



А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Замысел романа, первоначальный план, причины изменений в нем, влияние этих изменений на целостную структуру произведения. Особенности «романа в стихах» в понимании А. С. Пушкина.

Изображение быта различных социальных слоев как средство социально-исторической характеристики героев. Своеобразие путей психологической обрисовки персонажей.

Сюжет произведения, особенности его формирования в процессе творческой истории, логика сюжетного развития, «зеркальность» сюжетных ходов, темпы движения сюжета на разных этапах повествования.

Лирическая и эпическая стихии в романе, их сюжетно-композиционная роль. Основные темы «лирических отступлений», многообразие их содержания и функций.

«Онегинская строфа» как содержательная единица композиции романа. Богатство художественных возможностей, заключенных в ней.

Проблема финала и десятой главы.

Задания для самостоятельной работы:

1. Повторить материал о жанровых разновидностях романа.

2. Пользуясь критической литературой, выявить различные точки зрения по вопросу о «лирических отступлениях» в тексте «Евгения Онегина»; определить свою позицию по этому вопросу.

3. Провести подробный анализ поэтической организации одной из строф произведения (по выбору студента).

Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7.

Тема 15. Поэтика трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»

Проблема жанровой принадлежности пьесы. Борис Годунов» как народная драма. Новаторство драматургических принципов трагедии «Борис Годунов».

Историческая концепция А.С.Пушкина и изображение народа в трагедии. Народ - коллективный образ произведения, его основные черты. «Мнение народное» - важный фактор исторического процесса.

Трагический конфликт, особенности его формирования, развития и интерпретации в «Борисе Годунове».

А.С.Пушкин и Н.М.Карамзин: проблема творческого взаимодействия. Шекспировские традиции и их преломление в трагедии.

Образная система произведения. Принципы создания характеров.

Стилевое своеобразие «Бориса Годунова». Идейно-художественный смысл проблем стиля в пушкинском понимании.

Новаторство драматургических принципов трагедии «Борис Годунов».

Задания для самостоятельной работы:

1. Ознакомиться с содержанием эстетической категории «трагическое» по «Словарю литературоведческих терминов». Спроецировать данное понятие на пушкинское произведение.

2. Прокомментировать следующее свидетельство А.С.Пушкина из предполагавшегося предисловия к «Борису Годунову»: «Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким другим влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном изображении характеров, в небрежном и простом сопоставлении планов, Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени».

Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 1977 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...