Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество А.А.Фета



Благой Д.Д. Мир как красота: О «Вечерних огнях» А. Фета. М., 1975.

Бухштаб Б.Я. А.А.Фет: Очерки жизни и творчества. Л., 1990.

Ермилова Л.Я. Психология творчества поэтов-лириков Тютчева и Фета. М., 1979.

Козубовская Г.П. Поэзия А. Фета и мифология: Учеб. пособ. к спецкурсу. Барнаул; М., 1991.

Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Книга для учащихся. М., 1989.

Некрасова Е.А. А.Фет, И.Анненский. Типологический аспект описания. М., 1991.

Озеров Л.А. Фет: О мастерстве поэта. М., 1970.

Проблемы изучения жизни и творчества А.А.Фета. Курск, 1990.

Сухих И.Н. Шеншин и Фет: Жизнь и стихи: Научный доклад. СПб., 1997.

Успенская А.В. Антологическая поэзия А.А.Фета. СПб., 1997.

А.А.Фет: Поэт и мыслитель: Сб. науч. трудов / Гл. ред. Е.Н. Лебедев. М.,1999.

А.А.Фет. Традиции и проблемы изучения: Сб. науч. трудов. Курск, 1985.

Чичерин А.В. Движение мысли в лирике Фета // Искусство слова: Сб. ст. к 80-летию чл.-корр. АН СССР Д.Д. Благого. М., 1973.

Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Курс русской литературы ХIХ века – центральный историко-литературный курс, он знакомит студентов с вершинами русской национальной культуры, с ценностями, по сей день сохраняющими непреходящее идейно-эстетическое значение.

Русская классическая литература - не просто памятник исторического прошлого народа. На ее страницах, в созданных ею образах и картинах запечатлелось духовное развитие общества на протяжении столетий, воплощен национальный характер народа, выражены чувства, стремления и чаяния русских людей на протяжении всей их истории.

Русская классическая литература XIX в., донесшая до наших дней возвышенные идеалы русского народа - героизма и гражданственности, подвижничества и верного служения Истине, Добру и Красоте, оказывается необходимой для формирования подлинного эстетического вкуса, осознания объективных закономерностей развития художественной культуры.

Освоение каждой темы программы предполагает чтение текстов художественных произведений, даже если они кажутся достаточно хорошо известными, изучение лекций и соответствующих разделов учебника, знакомство с научно-критической литературой, которая не только углубляет представление о закономерностях историко-литературного процесса и творчестве писателей, но и способствует выработке навыков самостоятельного анализа художественных произведений. Особое внимание обращаем на ставшие классическими труды С.М.Бонди, С.Г.Бочарова, Г.А.Гуковского, Ю.М.Лотмана, Ю.В.Манна, Д.Е.Максимова и др.; работы, вышедшие в последнее время: Б.М.Гаспарова, М.Вайскопфа, П.Дебрецени, С.Сандлер и т.д.

При изучении монографий рекомендуем придерживаться следующей последовательности: монографию (или статью) нужно вначале прочитать, осмыслить прочитанное, выписать основные тезисы, их аргументацию, затем проанализировать по предлагаемому плану:

автор и название работы, год и место издания, тип издания (монография, сборник статей и т.п.);

причины обращения к теме (обычно указываются во введении);

цели и задачи автора;

метод исследования (историко-генетический, историко-функциональный, биографический, сравнительный, сопоставительный, структурный, системно-структурный, интертекстуальный, комплексный и т.п.);

теоретические основы исследования;

материал исследования;

историко-литературная концепция;

композиционная структура и логика изложения материала;

основные выводы по главам и в целом по работе;

оценка монографии.

Практические занятия с различными целевыми установками расширяют, углубляют и конкретизируют материал лекционного курса, способствуют творческому усвоению изучаемых проблем и явлений, позволяют на практике овладеть методологией, способами и приемами анализа конкретных литературных явлений. Такие занятия активизируют самостоятельную работу студента, включают его непосредственно в процесс практического приложения полученных навыков к анализу многообразных литературных явлений.

Основная их цель - практическое изучение произведений в их идейно-художественном единстве, во всей совокупности элементов содержания и формы, выработка навыков профессионального литературоведческого анализа на уровне требований современной науки о литературе, совершенствование методики этого анализа.

Состояние и особенности развития русской литературы ХIХ века, когда заметно повысилась идейно-эстетическая значимость отдельного литературного текста, определили и принципы построения практических занятий. Роль направлений, школ, стилей в литературном процессе не уменьшилась, хотя и претерпела некоторые изменения, в частности сильно возросла весомость индивидуально-творческого фактора. В связи с тем, что главные вопросы литературного движения обычно бывают достаточно хорошо освещены в обзорных лекциях, в проблематике практических занятий основное внимание сосредоточивается на преломлении общих закономерностей в творчестве ведущих художников первой половины XIX столетия, на отражении этих закономерностей в структуре отдельного произведения.

Практические занятия построены так, чтобы на каждом из них студенты могли на примере анализа конкретного художественного произведения закрепить теоретико-литературные понятия, связанные с закономерностями литературного процесса, идейно-эстетическими взглядами писателя, принципами его поэтики, художественной структурой произведения. Так, на практические занятия выносится ряд тем, которые дают возможность на конкретном историко-литературном материале прояснить смысл понятий «романтизм» и «реализм» и применить их к анализу произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др. Другое направление занятий - обучение принципам, приемам, практическому овладению навыками литературоведческого анализа художественного текста. С этой целью показываются особенности анализа произведений лирического, эпического и драматического характера. Демонстрируется как целостность их художественной структуры, так и возможности расширенного или суженного анализа отдельных произведений, их циклов, анализа различных произведений по их жанру и объему, возможности исследования разных компонентов произведения, его поэтики в комплексе с его содержанием и в ряду подобных и близких ему произведений.

Практические занятия сопровождаются заданиями для самостоятельной работы. Они составлены с учетом специфики каждого занятия и предполагают самостоятельную работу студента со словарями, справочниками, монографиями и теоретическими статьями. Особое внимание уделяется предварительной работе с текстом произведения, систематизации наблюдений, сделанных студентом при его чтении. Причем каждое задание связано с целевой установкой занятия, с теми вопросами, которые выдвигаются на нем и помогают это задание выполнить.

Задания учитывают самые разнообразные формы работы с художественным текстом и научно-критической литературой: накопление фактов анализа произведения и систематизации этих наблюдений, проведение специальной текстологической работы. Там, где это целесообразно, от студентов требуется составление конспектов научно-критической литературы, тезисов, планов ответов, а в других случаях - подготовка к участию в беседе или дискуссии. При всем этом студент должен уметь выбрать главное в изученной литературе, уметь сопоставлять различные точки зрения и определять свое отношение к ним. Возможна по специальному указанию преподавателя и подготовка индивидуальных (устных или письменных) реферативных сообщений с оценкой монографических исследований проблемы или истории изучения вопроса. Может быть дано задание, предполагающее поиск литературы по какому-либо частному вопросу и выступление на занятии с обзором литературы или с анализом современных литературных дискуссий по проблемам метода, особенностям развития литературы с определением собственной позиции в оценке различных точек зрения.

В заданиях указаны основные направления для самостоятельной работы студентов.

Для каждого занятия составляется специальный план, в котором формулируются основные вопросы, выносимые на обсуждение. Отдельные вопросы плана могут быть основой для расширенных индивидуальных сообщений, с которыми студенты выступают на занятии или оформляют свои ответы письменно. В целом ряде случаев возможно завершение практических занятий контрольной письменной работой, особенно по анализу посильного для двухчасового занятия поэтического или прозаического текста.

Каждое занятие сопровождается списком основной и дополнительной литературы.

Необходимость обращения к учебным пособиям и материалам пройденных курсов специально не оговаривается, но подразумевается постановкой вопросов для занятия или формулировкой задания для самостоятельной работы студента.

Не указываются в списках литературы и учебники по курсу, хотя они остаются непременным подспорьем в подготовке студента к занятиям. Монографическая и критическая литература представлена в списках особенно широко с учетом возможностей выбора, а при желании и расширения круга изучаемых материалов. Знакомство с несколькими исследованиями по одной теме дает возможность сопоставить различные точки зрения, различный подход к решению проблемы, увидеть особенности исследовательской манеры автора и, наконец, отобрать наиболее ценный для занятия материал.

Обычно в научной литературе, рекомендованной для подготовки к занятиям, демонстрируются образцы анализа, однако они не могут быть полностью повторенными на занятиях. Задания сформулированы так, чтобы студент, опираясь на изученную литературу, проделал бы и определенную самостоятельную работу.

Чем шире познакомятся студенты в процессе подготовки к занятиям с самой разнообразной научной литературой, с пособиями, справочниками, различными изданиями произведений, документами, монографиями, литературно-критическими статьями и литературоведческими исследованиями, оставляя в своих рабочих тетрадях библиографические заметки, аннотации, продуманно сделанные цитаты, тем легче будет им опереться на этот материал во время работы в школе, особенно в условиях, когда необходимые источники не всегда будут под руками.

Основная задача контрольной работы для заочников - выработка навыков самостоятельного анализа литературного произведения по русской литературе первой половины ХIХ в. Приступая к написанию контрольной работы, студент должен четко представлять основные закономерности развития литературного процесса периода, своеобразие идейно-эстетической позиции писателя, принципы его поэтики. Только при этом условии можно будет рассмотреть свою тему в историко-литературном контексте, аргументировать выводы.

Очень важно методически правильно и последовательно спланировать все этапы написания контрольной работы.

Начинать надо с внимательного чтения текстов, используя для этого наиболее авторитетные академические издания, где есть комментарии и справочный аппарат. После этого следует найти по библиографическим указателям и справочникам основную научно-критическую литературу, изучить ее и определить свое отношение к концепциям авторов.

При написании работы нужно указать ее основные цели и задачи, проанализировать использованные исследования, обосновать свой аспект. Изложение материала должно быть логичным, аргументированным, все цитаты необходимо дать с указанием источника в постраничных сносках, оформленных по существующим правилам.

Контрольная работа завершается выводами. В списке использованной литературы нужно указать не только цитированные художественные и научные произведения, но и те, которые изучались при подготовке: источники (тексты, дневники, мемуары); теоретическая литература (исследования в области художественного метода, жанра, стиля, поэтике и др., необходимые для раскрытия темы); научно-критическая (непосредственно по творчеству писателя или по анализируемому произведению).

Экзамен сдается по билетам, которые включают вопрос общего характера, связанный с пониманием закономерностей историко-литературного процесса, а также предполагающий знание основных понятий исторической и теоретической поэтики и умение применять их в анализе конкретного историко-литературного материала; вопросы, предполагающие монографический (или сравнительный) анализ эпического(их) (или драматического(их)) и лирического(их) произведений, анализ монографии или статьи.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 855 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...