Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
План
1. Работа с понятиями.
2. Общая характеристика зарубежной философии второй половины XIX - начала ХХ в.
3. Иррационализм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).
2 часа.
I. Вводная часть занятия.
1. Организация занятия.
2. Определение темы, мотивации, задач занятия.
5 минут.
II. Основная часть занятия.
3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.
28 минут.
Работа с понятиями.
Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее интуицию, чувства, инстинкт основным «родом» познания.
Волюнтаризм -признаниепримата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление.
Воля -1) способность к выбору цели деятельности и к внутренним усилиям, необходимым для её осуществления;
2) у Шопенгауэра и Ницше: высший принцип бытия и сознания.
Общая характеристика зарубежной философии второй половины XIX - начала ХХ в.
Во второй половине XIX – начале XX вв. широкое распространение получили философские учения, продолжавшие, а в известной мере и завершавшие духовный поворот, начавшийся в эпоху Возрождения. Прежде всего, это касается европейского рационализма. Рационалисты считали разум основой познания и поведения людей. В философии возник и утвердился культ разума. (Имеется в виду внеиндивидуальный разум; его продукты и формы – идеи, понятия, теории, идеалы, нормы, ценности – отделены от индивидуума, они существуют в рамках человеческой культуры). Примеры – французское Просвещение XVIII в. и философское учение Гегеля, характерной чертой которого был панлогизм («Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно»). Господствовала вера в совершенствование разума через прогресс науки. Философы полагали, что целью процесса познания природы и общества является их разумное преобразование. Считалось, что научную истину может постичь любой человек.
Вера в силу разума пошатнулась после Великой Французской революции, начавшейся в 1789 г. в течении всего XIX в. Европу сотрясали социальные конфликты. Становление «нового», буржуазного общества развеяло иллюзии «свободы, равенства, братства» (лозунг Французской революции). Заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского человека.
В связи с этим исследователи стали проявлять повышенный интерес к человеку и обществу. Происходит оформление гуманитарных дисциплин (прежде всего психологии, социологии, социальной психологии, политологии, культурологи и др.). В рамках самой философии возникло новое направление – позитивизм. Его основателем стал О. Конт (1798 – 1857), положивший начало социологии. Конт считал науку высшей формой культуры. Предназначение философии Конт видел в разработке методологии наук и в поиске связей между ними.
Конт сформулировал закон трёх стадий развития ума и дал классификацию наук. В соответствии с названным законом ум человека в своём развитии проходит три фазы. На первой – он объясняет явления, выявляя силы, сравнимые с человеком. На второй – апеллирует к абстрактным сущностям (природа), а на третьей – наблюдает за феноменами и устанавливает между ними регулярные связи.
Классификация наук выражает необходимость их распределения по степени сложности: аналитические науки, изучающие единичные явления в неорганической природе (физика, неорганическая химия); синтетические науки, объясняющие отдельные факты с точки зрения целого (биология); наконец, социальная наука (социология), которая, по аналогии с «позитивными» науками, их образом мышления, призвана раскрывать социальные законы.
Социология была названа Контом социальной физикой.
Последователи Конта (Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и К. Поппер) занимались проблемами логики, лингвистики и, шире, проблемами философии науки.
Следующее крупное направление, развивающееся в основном в США,– прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи). Прагматизм ознаменовал собой отход от принципов классической философии, потому что его последователи предлагали изучать действия человека и их последствия. Истиной в прагматизме выступает успешность или работоспособность идеи, её полезность для достижения той или иной цели. Такой понимание отражает утилитарный подход к жизни.
«Делать то, что окупается» – вот главный лозунг и вместе с тем принцип отношения к жизни, провозглашённый философом У. Джемсом. Цель жизни человека – достижение благополучия и счастья через обогащение. Всё, что этому способствует, хорошо. Философские размышления на абстрактные темы о сущности, смысле и законах бытия – пустая трата времени. Философия должна быть лишь методом решения конкретных жизненных проблем. Познание – это средство преодоления определённой затруднительной ситуации. При этом, как писал Дж. Дьюи, любые идеи, теории, системы должны служить устранению какой-либо конкретной трудности или неприятности. Таким образом, прагматизм ценит сугубо практический аспект познания. Реализация этого принципа в среднем образовании приводит к тому, что США вынуждены приглашать в свою страну учёных из-за границы.
Стоит добавить, что сами основатели прагматизма были крупными учёными: Пирс стоял у истоков математической логики и семиотики (семиология – теория знаков), Джемс был известен как психолог, а Дьюи размышлял о проблемах социальной инженерии (об изменении социального бытия методами науки и разума).
Продолжает развиваться религиозная философия (Ж. Маритен – неотомизм, П. Тейяр де Шарден – религиозный эволюционизм).
Последователи Ф. Аквинского – неотомисты – видят свою задачу в обосновании истинности католической веры. Для этого они стремятся совместить научные знания с религиозным откровением, здравый смысл – с догмами священного писания, признание факта существования объективной реальности с верой в сверхъестественное.
Французский мыслитель Тейяр де Шарден считал, что весь мир, включая человека, есть результат многотысячелетней эволюции, которая проходит три стадии: преджизнь (литосфера), жизнь (биосфера), и феномен человека (ноосфера). Движущей силой этой эволюции является целеустремлённое сознание (ортогенез).
Однако наиболее заметный след в истории философской мысли оставили представители неклассической философии. При этом, они опираются на следующие утверждения:
1) надо изучать жизнь отдельного индивида, а не больших социальных групп (классов, наций и т. п.);
2) кроме разума и сознания у человека есть подсознание и интуиция, оказывающие влияние на мысли и поступки индивида;
3) кроме рациональных способов познания есть и нерациональные (интуитивное, художественное и т. п.);
4) наука антигуманна, научный прогресс – это миф; наука не сделает людей счастливыми, но может сделать их несчастными.
К неклассической философии относят следующие направления: иррационализм, феноменологию (Э. Гуссерль), экзистенциализм и психоанализ.
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 371 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!