Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

III Положительная или реальная стадия



Основной признак: Закон постоянного подчинения во­ображения наблюдению <...>.

...Умозрительная логика до сих пор представляла собой искусство более или менее ловко рассуждать согласно смут­ным принципам, которые, будучи недоступными сколько-нибудь удовлетворительному доказательству, возбуждали постоянно болезненные споры. Отныне она признает как основное правило, что всякое предложение, которое недо­ступно точному превращению в простое изъяснение част­ного или общего факта, не может представлять никакого реального и понятного смысла... Чистое воображение те­ряет тогда безвозвратно свое былое первенство в области мысли и неизбежно подчиняется наблюдению (таким пу­тем создается вполне нормальное логическое состояние), не переставая, тем не менее, выполнять в положительных умозрениях столь же важную, как и неисчерпаемую, фун­кцию в смысле создания или совершенствования средств как окончательной, так и предварительной связи идей. Одним словом, основной переворот, характеризующий со­стояние возмужалости нашего ума, по существу, заклю­чается в повсеместной замене недоступного определения причин в собственном смысле слова — простым исследо­ванием з а к о н о в, т. е. постоянных отношений, суще­ствующих между наблюдаемыми явлениями.

Назначение положительных законов: рациональное предвидение

...именно в законах явлений действительно заключается наука, для которой факты в собственном смысле слова, как бы точны и многочисленны они ни были, являются все­гда только необходимым сырым материалом. Рассматривая же постоянное назначение этих законов, можно сказать без всякого преувеличения, что истинная наука, далеко не спо­собная образовываться из простых наблюдений, стремится всегда избегать по возможности непосредственного иссле­дования, заменяя последнее рациональным предвидением, составляющим во всех отношениях главную характерную черту положительной философии. Совокупность ­ астроно­мических знаний дает нам ясно понять это. Такое предви­дение, необходимо вытекающее из постоянных отношений, открытых между явлениями, не позволит никогда смеши­вать реальную науку с той бесполезной эрудицией, которая механически накопляет факты, не стремясь выводить одни из других.

Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении).СПб., 1910. — С. 10—11, 14—17, 19.

Вопросы и задания:

1. Кем называет больного Ф. Ницше?

2. В чем, по мнению философа, заключается врачебный долг?

3. Какую смерть проповедует Ф. Ницше?

4. Выскажите своё мнение по поводу взглядов Ф. Ницше на профессию медика.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 315 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...