Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философская система Платона



Платон (427 – 347 до н. э.) полагал, что существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Мир идей представляет собой истинное бытие, его существование постигается разумом (умо-зрением). Идея (эйдос) – это смысл, сущность вещи; идеи вечны и неизменны. Идеи – это причины существования вещей. В мире идей существует строгая иерархия, высшей идеей Платон признавал идею абсолютного добра, некий мировой Разум.

В отличие от идей, вещи изменчивы, их существование конечно. Мир вещей постигается органами чувств.

Для объяснения своих взглядов на мир Платон приводит легенду о пещере. В пещере

Сидят скованные узники. Свет огня освещает вход в пещеру. Перед ней какие-то существа носят на длинных палках чучела зверей, птиц, людей, различные изображения. Узники не видят ни этих существ, ни манекенов. Они не могут повернуть головы, и лишь тени, рожденные в мерцающем свете огня, скользят перед их глазами. Узники не знают другого мира, кроме мира теней. Если кому-нибудь из этих узников посчастливится в дальнейшем освободиться от оков и заглянуть в мир действительных явлений, то он будет несказанно поражён его богатством и разнообразием. И если в дальнейшем ему придётся снова быть в этой пещере, он будет жить в мечтах о реальном красочном мире.

Человеческая душа – та же идея; до рождения человека она пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле как узник в темнице, вспоминает о мире идей. В теории познания Платон предлагал применять диалектику, чтобы помочь душе «вспомнить» то, что она созерцала в мире идей. Платон описывает случай, когда он беседовал с рабом, несведущим в математике, и в процессе беседы раб доказал философу теорему Пифагора.

В человеческой душе Платон выделял три части: 1) разумную, обращённую к идеям (она находится в голове); 2) пылкую, аффективно-волевую (в груди); и 3) чувственную, движимую страстями или вожделеющую (в брюшной полости). В человеке с рождения преобладает та или иная часть души, поэтому люди не равны от рождения. Тем, у которых преобладает разумная часть души, суждено стать философами и правителями; тем, у кого преобладает аффективно-волевая – суждено стать воинами; ну а тем, у кого преобладает чувственная, вожделеющая – суждено стать ремесленниками или земледельцами. Таким образом, в идеальном обществе-государстве (греки не различали эти два понятия) население должно быть разбито на три группы и каждый должен заниматься своим делом.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 970 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...