Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древний Китай



На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наиболее развитой. Она нашла отражение преимущественно в философско-религиозных и политических концепциях, таких, как конфуцианство, даосизм, моизм и легизм. Основателем конфуцианства был Кун-цзы (в европейской традиции — Конфуций (ок. 551—479 до н.э.). Высказывания и беседы Конфуция были записаны его учениками и их последователями и сведены в сочинение «Лунь ют («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, каждому человеку в соответствии с волей Неба отведено строго определенное место в мире и в обществе. Идеальные отношения между людьми строятся на четком разделении обязанностей, как в семье, так и в государстве: «Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном». Совершенный человек (благородный муж) уважает старших по возрасту и должности, обладает чувством долга, придерживается принципа «Чего не желаешь себе, того не делай другим», довольствуется малым в повседневной жизни. Чтобы стать совершенным человеком, необходимо постоянное самосовершенствование, но способность к нему дается Небом не каждому человеку. Ею обладают только высшие, а простолюдины, занимающиесяфизическим трудом (низшие), лишены такой способности.

Деление общества на высших и низших – основа «высоконравственного правления», которое должно осуществляться путем соблюдения традиций и ритуалов. Идеальному правителю следует заботиться о благополучии и воспитанности своих подданных. Богатство в государстве должно быть распределено равномерно в соответствии с социальным статусом че­ловека. Личное богатство достигается честным путем в соответ­ствии с высшими моральными принципами и не в ущерб иерар­хическому принципу знатности.

Идеи Конфуция, в частности его тезис о делении на высших и низших, развил Мэн-цзы (ок. 372—289 до н.э.). Он выдвинул тезис об общественной необходимости отделения умственного труда от физического, основанный на представлении о врожденности всех качеств людей. Благородным мужам, занимающимся умственным трудом, волей Неба предначертано быть «управляющими». Люди, занимающиеся физическим трудом, призваны обслуживать благо­родных мужей, им предначертано быть «управляемыми». Главную роль в государстве Мэн-цзы отводил народу («управляемым»), ведь именно он кормит общество. Чтобы народ мог выполнить свою задачу, Мэн-цзы призывал государство активно вмешиваться в поземельные отношения. Он предлагал вернуться к уравнитель­ной системе землепользования, к обычаям общинной взаимопо­мощи, совместной обработки «общественных полей», доход с ко­торых шел государству и чиновникам. Кроме того, Мэн-цзы выс­тупал за взимание умеренных налогов, за развитие обмена ремес­ленной и земледельческой продукцией, против жесткого установ­ления цен государством на внутреннем рынке. Еще одним представителем конфуцианства считается Сюнь-цзы (ок. 313/298 — ок. 238 до н.э.). По его мнению, человек зол по своей природе, ему инстинктивно присуще желание наживы. Для преодоления злой природы, человека следует обучать, воспиты­вать и контролировать с помощью наказаний и норм ритуала. Понятие «ритуал» занимает очень важное место в концепции Сюнь-цзы, оно объединяет в себе этические, политические и правовые нормы. Ритуал — высшее проявление различий между «управляю­щими» и «управляемыми». Носителем ритуала является потом­ственная аристократия, и именно на нее распространяются его нормы. На народ же распространяется действие законов. Сюнь-цзы считал, что истоки деления общества на «управля­ющих» и «управляемых», начала социального и имущественного неравенства нужно искать в самой природе человека, что наслед­ственное разделение труда является основным принципом госу­дарственного устройства. Экономическая политика государства должна опираться на экономию, сохранение излишков с целью обеспечения достатка народа. Для этого необходимо регламентировать производство, распределение и потребление продукта страны. Особое внимание уделяется потреблению: каждый слой общества должен потреблять не больше, чем ему положено по рангу. Сюнь-цзы отмечает, что именно такая система распределения приводит к появлению излишков. Представители конфуцианства выступали за регламентацию экономики государством, за сохранение общинно-патриархальных порядков, жесткого иерархического устройства общества.

Других взглядов придерживались представители даосизма одного из важнейших философско-религиозных учений Китая. Его основателем считается Лао-цзы (примерно VII—VI вв. до н.э.), а наибольший вклад в развитие даосизма внес Чжуан-цзы (ок. 369—286 до».). Дао (центральное понятие даосизма) означает путь, закон существования Вселенной. Искусственно изменить что либо во Вселенной невозможно, более того, любое действие, противоречащее), приведет к неудаче и гибели. Поэтому каждый должен следовать дао, придерживаться принципа недеяния. В частности, правитель, если он мудр, не будет делать ничего для управления государством, страна в этом случае будет следовать дао и процветать. Представители даосизма считали, что общество должно вер­нуться к первобытной простоте и равенству, отрицали деление на «благородных» и «ничтожных», выступали против богатства и роскоши, против войн, чрезмерных поборов, жестокости правителей, приводящих народ к нищете и рабству. Даосы резко осуждали порабощение сограждан, однако, в целом существование рабства считали естественным состоянием общества.

Наряду с даосами и конфуцианцами особое место занимали представители моизма. Основателем этой школы был Мо-цзы (479 — 400 до н.э.). Его ученики и последователи в III—II вв. до н.э. трактат «Мо-цзы», в котором нашли отражение взгляды философа. Основными идеями моизма являются «всеобщая любовь», и «всеобщая польза», соответствующие воле Неба. Для Неба нет ни знатных, ни бедных, оно питает всеобщую любовь ко всем живущим, всех кормит. Моисты отражали настроения простых людей — земледельцев, ремесленников, торговцев, требовали для них равноправия с аристократией, в том числе и в делах управления. Мо-цзы подчеркивал значение физического труда в обществе, считал, что в нем должны принимать участие все граждане государства. Важнейшим условием существования и благополучия людей он провозглашал разделение труда, которое совершенствует и производителя, и со­здаваемый им продукт. В государственном управлении главной должна быть «всеобщая польза», стремление же к личному обога­щению без учета интересов других людей наносит обществу не­поправимый вред.

Особый вклад в развитие экономической мысли Древнего Ки­тая внесли представители легизма (от лат. 1ех — закон), или шко­лы законников (фацзя). Все легисты занимали высокие государственныё посты в разных царствах Китая, были сторонниками цен­трализации, выступали за создание единого государственного за­конодательства, перед которым все равны. Они проводили и обо­сновывали реформы, направленные на укрепление царской влас­ти, ослабление родовой аристократии и патриархально-общинных связей, на развитие товарно-денежных отношений и частной соб­ственности на землю.

Одним из основателей легизма считается Гуань-цзы, или Гуань Чжун (умер в 645 г. до н.э.). Происходя из небогатой торговой семьи, он в конце концов стал первым министром в одном из царств. Именно Гуань-цзы первым в Китае выдвинул идею управ­ления государством на основании закона, считал, что закон дол­жен распространяться на все категории населения. На основании высказываний Гуань-цзы в ГУ в., до н.э. был составлен трактат «Гуань-цзы», в котором также нашли отражение взгляды предста­вителей даосизма, конфуцианства и других школ.

Гуань-цзы не делил общество на высших и низших, не признавал социального неравенства сословий. По его мнению, обя­занности в государстве разделяются между четырьмя категориями населения: земледельцами, служилыми людьми, ремесленниками и торговцами. Представители этих категорий не должны менять занятия, обязаны передавать младшим свой опыт. Каждая соци­альная группа играет важную роль в обществе, но основной явля­ются земледельцы. В трактате намечаются меры для улучшения их положения, в частности посредством изменения системы налого­обложения. Предлагается ввести количественные нормы повинно­стей, сделать их гибкими, зависящими от качества земли, от эконо­мической конъюнктуры. Вместо взимания налогов с общины как единой фискальной единицы Гуань-цзы считал необходимым вве­сти систему обложения семей по имущественному принципу.

Важным направлением государственной политики считается защита населения, и прежде всего крестьян, от спекулянтов и ростовщиков. Исходя из того, что увеличение цен приводит к удешевлению денег, а значит, ослабляет позиции ростовщиков и спекулянтов, предлагается повышать цены на продовольствие. При этом отмечается, что цены должны регулироваться одинаково по всей стране.

В трактате «Гуань-цзы» предусматриваются и другие меры для «уравновешивания хозяйства»: использование нормируемой денежной эмиссии, создание запасов продуктов в период снижения цен реализация этих запасов в период роста цен., Наряду с Гуань-цзы в разработке учения легизма активное участие принимали Ли Куй, Шан Ян и Хань Фэй. Ли Куй (424—386 до н.э.) считал необходимым наиболее полно использовать силы земли. Он предлагал государству регулировать хлебный рынок, выравнивая цены на нем путем рациональной закупки и продажи зерна.

Шан Ян (390—338 до н.э.) был первым советником царя могущественного царства Цинь, провел основанные на идеях легизма реформы, однако после смерти царя по настоянию родовой аристократии был казнен вместе с семьей. Он считал, что главной сферой деятельности народа, основой процветания государства является земледелие и война. Для развития земледелия необходимо препятствовать разложению общины, ограничить произвол чиновников, наделив членов общины правом контроля над их деятельностью. Кроме того, по мнению Шан Яна, государство должно всемерно привлекать к земледелию людей, в частности всевозможных бездельников, бродяг, даже торговцев.

Хань Фэй (ок. 280—233 до н.э.) завершил систематизацию теоретических взглядов легистов, занимаясь в основном политическими, философскими, правовыми вопросами. Одним из важнейших достижений считается попытка выявить закономерности общественного развития. Хань Фэй показал, как постепенно люди от той жизни перешли к семейной, а затем к государству. Важнейшее влияние на этот процесс, по его мнению, оказал рост численности населения, это же привело к возникновению имущественного неравенства, к необходимости введения законов и наказаний. Многие легисты, в их числе Шан Ян и Хань Фэй, считали, что частное предпринимательство, особенно крупное, идет с интересами государства, и потому предлагали ограничить активность торгово-ремесленной деятельности. Они разработали положение о праве государства на недра, лес, продукты рек, болот, требовали введения на эти ресурсы государственной монополии. Особенно важной им представлялась монополия на добычу и производство соли и железа. Во второй половине II в. до н.э. в Китае, который к тому времени стал уже единой империей, была введена такая монополия. В результате ухудшилось качество железных орудий труда, начались злоупотребления со стороны чиновников, контролирующих эти отрасли. По этому поводу раз­горелась дискуссия между легистами и конфуцианцами, которая нашла отражение в трактате «Янь те лунь» («Рассуждения о соли и железе»), составленном в первой четверти I в. до н.э. И те и другие отстаивали приоритет земледелия, но конфуцианцы счита­ли, что системы государственных монополий и «уравновешива­ния хозяйства» не могут преодолеть тенденцию ослабления земле­делия, устранить злоупотребления чиновников и спекуляцию. Легисты, представлявшие интересы властей, утверждали, что из­готовление железных орудий труда и оружия слишком важно для страны, чтобы допустить его передачу в частные руки. Кроме того, они подчеркивали, что государственные монополии введены для ограничения прибылей торговцев.

Вопросы для контроля и самопроверки.

1.Что является предметом изучения истории экономических учений?

2.Как сформировалась экономическая наука как система экономических знаний?

3.В чём необходимость знаний истории экономических учений для студентов экономического направления?

4.Каковы основные произведения, раскрывающие экономические взгляды египтян?

5.Каковы особенности экономического развития, нашедшие отражение в древних произведениях?

6.В чём особенность экономической мысли древней Индии?

7.В каких философско-религиозных и политических концепциях нашла отражение экономическая мысль древнего Китая?





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...