Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Зарождение и судьба маржинализма в России



Первые маржиналистские работы появились в России в 90-е гг. XIX в. Здесь можно отметить статью М.И. Тутан-Барановского, бывшего в это время в основном на марксистских позициях, «Уче­ние о предельной полезности хозяйственных благ как причине их ценности» (1890), в которой он предлагал синтез теории предель­ной полезности и теории трудовой стоимости. (Позднее идеи Ту-ган-Барановского математически оформил Н. Столяров в работе «Аналитическое доказательство предложенной г. М.И. Туган-Ба-рановским политико-экономической формулы: предельные полез­ности свободно произведенных продуктов пропорциональны их трудовым стоимостям», Киев, 1902.) Затем были две монографии: доцента Казанского университета В.Ф. Залесского «Учение о про­исхождении прибыли на капитал», Вып. I (1893), и доцента Но­вороссийского университета (Одесса) P.M. Орженцкого «Полез­ность и цена» (1895). По содержанию они были близки к теориям первого этапа «маржиналистской революции». Однако эти публи­кации не привлекли к себе широкого внимания, так как россий­ская общественность в это время была поглощена дискуссиями марксистов и народников.

Более массовое распространение маржинализма в России на­чалось уже в XX в. Следует сказать, что на рубеже XIX—XX вв. российская наука перестала быть «догоняющей» и вышла на ми­ровой уровень. Это означало, что российские экономисты, наря­ду с экономистами ряда других стран, стали выдвигать оригиналь­ные теории, пополнявшие мировую экономическую науку. Приме­ром может служить монография Владимира Дмитриева (1868—1913) «Экономические очерки. Опыт органического синтеза трудовой теории ценности и теории предельной полезности». Она выходи­ла отдельными выпусками с 1898 г. и затем вся полностью вышла в 1904 г. В этой работе было два оригинальных положения, кото­рые не были замечены современниками, но затем мировая наука признала за ними приоритет Дмитриева. Первым положением были межотраслевые коэффициенты, являющиеся одним из клю­чевых положений современной теории межотраслевого баланса. Второе положение входит в современную теорию монопольных цен. Его краткое содержание в том, что монополизация рынка ведет к росту не только цен, но и издержек.

В начале XX в. маржиналисты были уже почти во всех россий­ских университетах. По своим теоретическим позициям одни из них были ближе к первому, а другие — ко второму этапу «маржи-


налистской революции». Помимо продолжавшихся исследований Залесского и Орженцкого в Казанском и Одесском университе­тах следует назвать фундаментальную работу студента Петербург­ского университета Владимира Войтинского (1885—1960) «Рынок и цены» (1906) (потом Войтинский «ушел в революцию» и к на­учной работе вернулся только после 1917 г.), работу доцента Мос­ковского университета Николая Шапошникова (1878—1939) «Те­ория ценности и распределения» (1912). Упоминавшаяся выше «киевская школа» в XX в. также переключилась на маржиналист-скую теорию. Лидером ее стал Александр Билимович (1876—1963), основной работой которого была монография «К вопросу о рас­ценке хозяйственных благ» (1914). Войтинский и Билимович уде­ляли основное внимание теории спроса, Шапошников был бли­же к проблематике Д.Б. Кларка.

Уровень российских маржиналистов был высоким. Немецкий историк экономической мысли Х.-Ю. Серафим писал: «Теорети­ческую концепцию Билимовича по ее внутренней законченности и логической отточенности можно сравнить с лучшими образца­ми западно-европейских теоретических исследований». Но миро­вую известность приобрел со временем другой представитель «ки­евской школы» Евгений Слуцкий (1880—1948), который в 1915 г. в одном итальянском экономико-статистическом журнале опуб­ликовал статью «К теории сбалансированного бюджета потреби­теля». В ней он впервые сформулировал условие равновесия по­лезности и бюджета потребителя как равенство предельных норм 'замещения соотношению цен соответствующих благ, известное теперь в мировой экономической науке как «уравнение Слуцко­го». Статья прошла незамеченной, но в 1934 г. ее обнаружили ан­глийские экономисты Р. Аллен и Дж. Хикс и показали, что Слуц­кий сделал первый крупный шаг вперед после «маржиналистской революции». В предисловии к своей классической работе «Сто­имость и капитал» (1939) Хикс писал: «Работа Слуцкого сильно математизирована, в ней мало рассуждений о важности его тео­рии. Все это, а также время, когда была опубликована работа, воз­можно, и объясняет, что столь долгое время она не оказывала вли­яния на развитие экономической мысли и пришлось открыть ее заново. Настоящий труд представляет собой первое систематичес­кое исследование «территории», впервые открытой Слуцким».

Последней фундаментальной монографией в области маржи­налистской теории была работа профессора Саратовского универ­ситета Леонида Юровского (1884—1938) «Очерки по теории цены» (1919), близкая по проблематике к теории А. Маршалла. Таким образом, в начале XX в. маржиналистская теория была представ-


лена в России широко (выше перечислены далеко не все ее пред­ставители) и на всемирно высоком научном уровне.

После прихода к власти большевиков судьба маржинализма в России стала неблагоприятной. Правда, самые молодые лидеры партии были знакомы с маржиналистской теорией. В частности, Н. Бухарин во время обучения в Московском университете зани­мался в семинаре Шапошникова, в эмиграции посещал лекции Бём-Баверка в Венском университете, следил за современной ему экономической литературой. Известна дискуссия Бухарина с Ле­ниным, когда он пытался доказать возможность синтеза марксист­ской и маржиналистской экономических теорий. Но авторитет Ленина перевесил в этом споре. Отношение большевиков к мар-жинализму было отрицательным; правда, в 1920-е гг. маржинали­стов еще терпели, но лишь до прихода в 1929 г. к власти Сталина.

Судьба упомянутых выше российских маржиналистов сложи­лась следующим образом. Билимович и Войтинский эмигрирова­ли и продолжали научную работу за рубежом, имея достаточно высокий авторитет. Особенно был известен Войтинский как пред­шественник (по проблеме использования инфляции в качестве антикризисной меры), а затем сторонник кейнсианства и иссле­дователь проблем занятости. Юровский и Шапошников работали в 1920-е гг. в Наркомфине и затем стали жертвами сталинских репрессий. Слуцкий в 1920-е гг. работал в Конъюнктурном инсти­туте в Москве, и его исследования в области математического мо­делирования конъюнктуры вызывали интерес в мировой эконо­мической науке, но после ликвидации в 1929 г. института и арес­та ряда его сотрудников во главе с директором Н. Кондратьевым Слуцкий вынужден был оставить экономическую науку и стать чи­стым математиком. С приходом в 1929 г. к власти Сталина мар-жинализм, как и все немарксистские экономические теории, а также основанные на нем экономико-математические методы были, по сути, запрещены. Лишь на рубеже 1950—60-х гг. мате­матические методы в экономической науке СССР были реабили­тированы, но лежащая в их основе маржиналистская теория кри­тиковалась вплоть до «перестройки».

Литература к теме

1. Дмитриев В.К. Экономические очерки. М., 2001.

2. Историки экономической мысли России. В.В. Святловский, М.И. Ту-
ган-Барановский, В.Я. Железнов. М., 2002.

3. История русской экономической мысли. Т. 3. Ч. 1. М., 1966.

4. Слуцкий Е.Е. К теории сбалансированного бюджета потребителя.
Экономико-математические методы. Народнохозяйственные модели.
Теоретические проблемы потребления. М., 1963.


2. ЗАРОЖДЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИСТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 393 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...