Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Экономическое и политическое развитие России обладало определенной спецификой. Во-первых, Восточная Европа в целом отставала от Западной, поскольку «варварские» государства на развалинах Римской империи начали формироваться в конце V в., а Древнерусское государство (Киевская Русь) возникло в конце IX в. Во-вторых, татарское иго, еще больше усилив отставание России, наложило особый отпечаток на ее дальнейшее политическое развитие. В борьбе за освобождение от татар в России на рубеже XV—XVI вв. сложилось централизованное государство. Но если на Западе формирование в это же время централизованных государств сопровождалось зарождением капитализма, то в России государство, сложившееся по военной необходимости, наоборот, способствовало усилению некоторых черт феодализма, в частности возникновению и развитию крепостного права. Кроме того,
«российское государство унаследовало от татар определенные чер-
|ты восточной деспотии.
Поэтому сочинение, которое было написано на рубеже 40—50-х гг.
1XVI в. священником Ермолаем (принявшим затем в монашестве имя Еразм) «Благахотящим царям правительница и землемерие», с одной стороны, было написано, как и западно-европейские трактаты более раннего времени, с использованием богословской аргументации, но, с другой стороны, это было сочинение о государственном управлении, подобно рассмотренным выше древневосточным сочинениям. Кроме того, спецификой взглядов самого Ермолая-Еразма была частичная близость взглядам ранних христианских богословов, что, очевидно, объясняется присутствовавшим в это время в российской церкви течением «нестяжателей».
„Рассмотрим несколько примеров.
1. Богатство однозначно осуждается Ермолаем: «Понеже бо
всякое богатство от властвующих коварств насилием или некими
ухищрениями много сбираемо, от своего же труда много богатства
никому не мощно собрата».
2. Торговая прибыль и ссудный процент. В отношении прибы
ли Ермолай занимает компромиссную позицию, осуждая только
чрезмерно высокую прибыль. Ссудный процент же осуждается
полностью. Обращаясь к ростовщику, Ермолай пишет: «Всякое
животное Божьим повелением радтет... твоему же сребру не по
ложи Бог растения. Ты же противишися Богу, яко не растленно
му повел еваеши расти».
3. Налоги. Апелляцией к божественному миропорядку аргументирует Ермолай и свое предложение сократить число крестьянских податей до одной — ведь и звери и птицы только один раз в год линяют.
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается нормативный характер средневековой эконо
мической мысли?
2. В чем причина «двойственности» взглядов средневековых богословов?
3. Является ли богатство грехом с точки зрения Фомы Аквинского?
4. Какие два вида справедливости выделяет Фома Аквинский при
менительно к экономическим отношениям?
5. Объективный или субъективный характер носит понятие справед
ливой цены у Фомы Аквинского?
6. Что является нарушением справедливого обмена согласно Фоме
Аквинскому?
7. В чем сходство и отличие взглядов Фомы Аквинского и Ермолая-
Еразма?
Литература к теме
1. Жильсон Э. Избранное. Т. 1: Томизм. Введение в философию Фомы
Аквинского. М.; СПб., 2000. Ч. 3. Гл. 4.
2. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. Т. 1. СПб., 2001.
С. 116-117.
3. История русской экономической мысли. Т. 1. Ч. 1. М., 1955.
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 304 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!