Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Богатство. Главной проблемой экономической науки на всех
стадиях ее развития является богатство (или разные его интерпре
тации—выгода, прибыль, полезность). Есть даже шутливое опре
деление того, кто такой экономист, согласно которому — это бед
ный человек, дающий советы, как разбогатеть. В экономической
теории проблема богатства рассматривается на различных уров
нях — человека, фирмы, общества.
Древневосточная экономическая мысль рассматривала прежде всего богатство государства. Так, в древнеиндийском сочинении «Артхашастра» (Г/ в. до н. э.) богатство определяется как «земля, населенная людьми», которые платят налоги. Поэтому достаток у народа гарантирует богатство государя. В древнекитайском энциклопедическом сочинении «Гуань-цзы» (IV в. до н. э.) также считалось необходимым «сделать государство богатым и народ довольным». Эта задача возлагалась на государя и его чиновников.
2. Способы увеличения богатства. Поскольку речь шла прежде
всего о богатстве государства, пополняемого за счет сбора нало
гов, в древневосточных сочинениях давались рекомендации, как
сделать поступление налогов наиболее полным. Эти рекоменда
ции относились к разным слоям общества, из которых выделялись
три. В древнекитайском сочинении «Шан цзюнь шу» (IV в. до н. э.)
утверждалось: «Земледелие, торговля и управление — три основ
ные функции государства. Земледельцы обрабатывают землю, тор
говцы доставляют товары, чиновники управляют народом».
А. Крестьяне. На Древнем Востоке крестьяне считались основой государства не только потому, что они были производителями главных предметов потребления и основными налогоплательщиками. Автор «Шан цзюнь шу» Шан Ян писал: «Государство добивается процветания земледелием и войной». И добавлял: «А когда все помыслы обращены к земледелию, то люди просты и ими можно легко управлять». Одной из наиболее результативных форм управления Шан Ян считал «круговую поруку», т.е. взаимную ответственность членов крестьянской общины, прежде всего при уплате налогов. Он даже предлагал распространить принцип «круговой поруки» на все сферы государственного управления.
Б. Торговцы. Несмотря на признание необходимости торговли,
все авторы древневосточных сочинений проявляли антипатию к
торговцам. В «Артхашастре» торговцы даже названы «ворами, не
носящими имени воров», предполагая, что они недоплачивают
налоги государству. Действительно, проконтролировать доходы
торговцев было значительно сложнее, чем доходы крестьян. Шан
Ян писал: «...торговцы наловчились постоянно менять место сво
его пребывания». В качестве контрмеры он предлагал в целом уве
личить налогообложение купцов: «Если резко повысить пошли
ны, взимаемые на заставах и рынках, то земледельцы возненави
дят торговцев, а те усомнятся в доходности торговли и утратят
предприимчивость»..
Кроме того, чтобы доходы торговцев могли быть легче определены, а также для стабилизации положения на рынке древневосточными авторами предлагалась государственная фиксация цен. Это нередко было и на практике — в некоторых сводах законов древневосточных государств прямо указывались цены на основные товары.
В. Чиновники. Авторы древневосточных сочинений прекрасно видели, что сбор налогов — только половина дела. Важно также, чтобы их не растаскивали по дороге в царскую казну. Против чиновников-казнокрадов в «Артхашастре» рекомендуется применять наряду с официальным контролем тайный контроль путем внедрения правительственных агентов под видом слуг, торговцев и т.п. Правда, рекомендации свои Каутилья, автор «Артхашастры», заканчивает пессимистически: «Так же как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам».
3. Государственное регулирование экономики. Для древневосточных обществ было в основном типично прямое государственное регулирование экономических отношений путем законов и указов даже в сфере рыночных отношений. Выше уже говорилось о применении фиксированных государственных цен. Типичным было также использование государственной монополии на производство и продажу или только на продажу определенных товаров. Правда, осуществление государственной монополии вызывало иногда дискуссии. Так, в 120 г. до н. э. в Китае была введена государственная монополия на производство соли и железа. Доходы государства возросли, но население жаловалось на высокие цены и плохое качество этих товаров. В 81 г. до н. э. в связи со вступлением на престол нового императора вопрос об этом был вынесен на обсуждение, которое получило отражение в сочинении «Янь те лунь». Сторонники государственной монополии до-
казывали, что она приносит большой доход государству и является фактором безопасности, так как контролируются стратегически важные товары. Противники же указывали на неэффективность государственного производства, поскольку здесь работают рабы и преступники, которые «применяют свою силу далеко не полностью», в результате чего изделия получаются низкого качества и дорогие, «для народа непосильные». Указывалось также на нерадивость и злоупотребления чиновников, управляющих этими промыслами.
Наряду с прямым государственным регулированием некоторые китайские мыслители предлагали косвенное регулирование экономики. Например, Ли Куй (IV в. до н. э.) выдвинул идею «амбаров справедливости», согласно которой в урожайные годы налоги надо увеличивать и накапливать продукты в государственных амбарах, а в неурожайные — продавать накопленные запасы по низким ценам или даже раздавать голодающим. Авторы трактата «Гу-ань-цзы» предлагали «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен — осенью закупать зерно «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком дорого». «Вместо того чтобы уравновешивать при помощи налогов, — рекомендовали они, — регулируйте при помощи денег».
Помимо конкретных рекомендаций в области рыночного регулирования в «Гуань-цзы» присутствует и идея общетеоретического принципа экономического равновесия, проявляющегося в соотношении спроса и предложения на рынке: «Рынок — это то, по чему знают порядок или беспорядок в состоянии хозяйства».
Вопросы для самопроверки
1. Почему предметом изучения в древневосточной экономической
мысли была макроэкономика?
2. Что и почему считалось богатством в древневосточных сочинениях?
3. Какие способы увеличения богатства предлагались на Древнем
Востоке?
4. Почему у авторов древневосточных сочинений было негативное
отношение к торговле?
5. Какие формы регламентации рыночных отношений применялись
на Древнем Востоке?
6. Какие аргументы приводились сторонниками и противниками го
сударственной монополии на соль и железо в Древнем Китае?
7. Какие формы косвенного регулирования экономики предлагали
некоторые китайские мыслители?
8. Какое теоретическое понятие за этим скрывалось?
Литература к теме
1. Артхашастра. М., 1993.
2. Гуань-цзы. М., 1959.
3. Книга правителя области Шан. М., 1993.
4. Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. М., 1980.
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!