Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тестирование в психологии 6 страница



Референтная (эталонная) группа – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу нормы, ценности которой признает и поддерживает и считает самыми лучшими. Тогда личность не только придерживается этих норм, но и защищает их, а порой и пропагандирует. Иногда личность, являясь членом одной группы, идеалом считает ценности другой группы.

Структура реальной группы:

Начало формирования группы – ассоциация – объединение людей на основе временного и пространственного признаков. В начале образования группы еще нет общей цели, не налажены контакты деловые и личные. Постепенно эти контакты начинают устанавливаться.

При образовании данных контактов группа переходит в качественно иную и более сложную группу – кооперацию (корпорацию) – замкнутое в самом себе объединение людей. Здесь есть единство цели и единство деятельности.

Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив. Здесь люди объединены общими целями совместной деятельности, эти цели обусловлены общественно-полезными мотивами. Взаимоотношения людей устойчивы, носят характер взаимопомощи, межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом.

Таким образом, группа является основным микроэлементом общества. Именно в группах происходят социально-психологические процессы, от которых влияет на развитие как общества, так и личности.

Проблема построения классификации социальных групп в социальной психологии имеет большую историю. Исследователи выделяли различные основания для классификации: уровень культурного развития, преобладающий тип контактов в группе, принципы доступности членства, время существования группы и т. п. Общая черта этих классификаций – формы жизнедеятельности группы. Учитывая важность анализа групп с учетом их включения в систему общественных отношений, Г. М. Андреева предлагает выделяемые социальной психологией группы разделить на реальные и условные.

Условные – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить с результатами, полученными в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели.

Основное внимание социальная психология сосредоточивает на реальных группах, т. е. таких, которые существуют в реальной действительности. Общепсихологические исследования часто имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Существует только во время проведения эксперимента.

Реальные естественные группы складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора, возникают и существуют исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

Естественные группы подразделяются на большие и малые. Малые группы на всем протяжении развития социальной психологии являлись объектом для изучения. Большие группы представлены в социальной психологии неравноценно: одни изучаются давно (главным образом это неорганизованные, стихийно возникающие группы), другие – организованные, длительно существующие группы, классы, нации, стали объектом исследования сравнительно недавно.

Представленная классификация свидетельствует о том, что диапазон групп, интересующих социальную психологию, очень широк. Их разнообразие не позволяет дать единого определения понятию «группа». Очень редко встречается включение в понятие «группа» всех разновидностей. Такой синтез попытались осуществить в рамках интеракциониз-ма. Т. Шибутаниутверждал, что группы могут различаться по размеру от двух влюбленных до миллионов, ведущих войну.


14. Проблема деятельности в психологии

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него потребности мотива.

Структура деятельности: мотивы - действия - цели.

- мотивы - то, что побуждает человека к деятельности.

- действия - относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.

- цели - то, на что направлена непосредственно деятельность.

Мотивы и цели могут не совпадать.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности - это общение, игра, учение и труд.

- общение - социальное пространство каждого человека определяет его как отличного от других и подобного другим. Становление самосознания происходит в процессе деятельности и общения с окружающими людьми.

- игра - в игровой деятельности ищутся предметы - заместители изображаемых предметов, определяющие действия, демонстрирующие характер отношений между людьми и т.д. Игровая деятельность тренирует знаковую функцию, она определяет психическое развитие ребенка. Игровая деятельность является предметом теоретического и практического изучения для организации развития ребенка до школы.

- учение - предметом учебной деятельности является сам человек, стремящийся изменить себя. Учебная деятельность определяет изменения в познавательной и личностной сфере человека

- труд - трудовая деятельность возникла как деятельность, способствующая освоению природных и социальных сил для удовлетворения потребностей отдельного человека и общества.

Труд - основная форма жизнедеятельности человека, исходное условие человеческого бытия. Трудовая деятельность ориентирована на получение конечного результата, а также на получение денежного вознаграждения за произведенный труд.

Таким образом, можно сказать что деятельность является основным условием для саморазвития человека.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками. Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.

3нания могут быть: донаучными; житейскими; художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности); научными (эмпирические и теоретические).

Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки — это полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Развитие и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков.

Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически.

Привычка – потребность человека совершать определенные действия. Привычка во многом сходна с навыком – это так же автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократного повторения. На привычка – это навык, ставший потребностью.

Навык это возможность успешного осуществления действий, привычка – побуждение производить эти действия.

Различают бытовые (гигиенические) привычки и нравственные (проявляются во взаимоотношениях с людьми). Кроме положительных привычек, бывают и отрицательные.

Таким образом, для организации успешной деятельности человеку необходимо иметь определенные знания, на основе которых формируются определенные умения, навыки и привычки.

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет деятельности. Цель – это то ради чего действует человек, мотив – это то, почему действует человек. Как правило деятельность человека определяется целой системой целей и мотивов – ближайшими и отдаленными.

Составную часть деятельности (отдельный акт) называют действием. Действия так же всегда совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей. Действия всегда осознанны, но степень осознанности может быть различна. Действия могут быть осознанными (поставлена и осознана цель, намечен порядок и последовательность движений и предполагаются определенные результаты) и импульсивные (малоосознанные цели, действия, производимее под влиянием чувств или сильнодействующих раздражителей, сильных чувств). Так же различают практические и умственные действия. Практические действия – манипулирование предметами, конструктивные действия и т.д., имеют большое значения в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении). На основе практических действий возникают умственные – действия в уме. Умственная позновательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явления действительности.

В любой деятельности можно выделить следующие этапы:

- этап постановки цели – ясное осознавание конкретной задачи;

- этап планирования работы – выбор наиболее рационального способа действия;

- этап выполнения, осуществления деятельности

- проверка результатов, исправление ошибок (если были), сопоставление полученных результатов с запланированными;

- подведение итогов работы и ее оценка.

Таким образом, любой вид деятельности — весьма сложный процесс, в который включаются и как-то используются все психические процессы и свойства личности.

Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т. е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие.

Введение категории деятельности в психологию меняет весь понятийный строй психологического знания. Но для этого нужно взять эту категорию во всей ее полноте, в ее важнейших зависимостях и детерминациях: со стороны ее структуры и в ее специфической динамике, в ее различных видах и формах.

Иначе говоря, речь идет о том, чтобы ответить на вопрос, как именно выступает категория деятельности в психологии Вопрос этот ставит ряд далеко еще не решенных теоретических проблем. Само собой разумеется, что я могу затронуть лишь некоторые из них.

Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром - перед гончарным кругом или за письменным столом. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения (Verkehr), которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей.

Само собой разумеется, что деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.

Особенно следует предостеречь против понимания деятельности человека как отношения, существующего между человеком и противостоящим ему обществом.

Это приходится подчеркивать, так как затопляющие сейчас психологию позитивистские концепции всячески навязывают идею противопоставленности человеческого индивида обществу. Для человека общество якобы составляет лишь ту внешнюю среду, к которой он вынужден приспосабливаться, чтобы не оказаться "неадаптированным" и выжить, совершенно так же, как животное вынуждено приспосабливаться к внешней природной среде. С этой точки зрения деятельность человека формируется в результате ее подкрепления, хотя бы и не прямого (например, через оценку, выражаемую "референтной" группой). При этом упускается главное - то, что в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приноравливать свою деятельность, но что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы; словом, что общество производит деятельность образующих его индивидов. Конечно, это отнюдь не значит, что их деятельность лишь персонифицирует отношения общества и его культуру. Имеются сложные связывающие их трансформации и переходы, так что никакое прямое сведение одного к другому невозможно. Для психологии, которая ограничивается понятием "социализация" психики индивида без дальнейшего его анализа, эти трансформации остаются настоящей тайной. Эта психологическая тайна открывается только в исследовании порождения человеческой деятельности и ее внутреннего строения.

Основной, или, как иногда говорят, конституирующей, характеристикой деятельности является ее предметность. Собственно, в самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие ее предмета (Gegenstand).

Выражение "беспредметная деятельность" лишено всякого смысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.

Уже в самом зарождении деятельности и психического отражения обнаруживается их предметная природа. Так, было показано, что жизнь организмов в гомогенной, хотя и изменчивой среде может развиваться лишь в форме усложнения той системы элементарных отправлений, которая поддерживает их существование. Только при переходе к жизни в дискретной среде, т. е. к жизни в мире предметов, над процессами, отвечающими воздействиям, имеющим прямое биотическое значение, надстраиваются процессы, вызываемые воздействиями, которые сами по себе могут быть нейтральными, абиотическими, но которые ориентируют его по отношению к воздействиям первого рода.

Формирование этих процессов, опосредствующих фундаментальные жизненные отправления, происходит в силу того, что биотические свойства предмета (например, его пищевые свойства) выступают как скрытые за другими, "поверхностными" его свойствами, поверхностными в том смысле, что, прежде чем испытать на себе эффекты, вызываемые биотическим воздействием, нужно, образно говоря, пройти через эти свойства (таковы, например, механические свойства твердого тела по отношению к химическим его свойствам).

Итак, предыстория человеческой деятельности начинается с приобретения жизненными процессами предметности. Последнее означает собой также появление элементарных форм психического отражения - превращение раздражимости (irribilitas) в чувствительность (sensibilitas), в "способность ощущения".

Дальнейшая эволюция поведения и психики животных может быть адекватно понята именно как история развития предметного содержания деятельности. На каждом новом этапе возникает все более полная подчиненность эффекторных процессов деятельности объективным связям и отношениям свойств предметов, во взаимодействие с которыми вступает животное. Предметный мир как бы все более "втягивается" в деятельность. Так, движение животного вдоль преграды подчиняется ее "геометрии" - уподобляется ей и несет ее в себе, движение прыжка подчиняется объективной метрике среды, а выбор обходного пути - межпредметным отношениям.

Развитие предметного содержания деятельности находит свое выражение в идущем вслед развитии психического отражения, которое регулирует деятельность в предметной среде.

Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: исходная афферентация -> эффекторные процессы, реализующие контакты с предметной средой -> коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образа.

Сейчас кольцевой характер процессов, осуществляющих взаимодействие организма со средой, является общепризнанным и достаточно хорошо описан. Однако главное заключается не в самой по себе кольцевой структуре, а в том, что психическое отражение предметного мира порождается не непосредственно внешними воздействиями (в том числе и воздействиями "обратными"), а теми процессами, с помощью которых субъект вступает в практические контакты с предметным миром и которые поэтому необходимо подчиняются его независимым свойствам, связям, отношениям. Последнее означает, что "афферентатором", управляющим процессами деятельности, первично является сам предмет и лишь вторично - его образ как субъективный продукт деятельности, который фиксирует, стабилизирует и несет в себе ее предметное содержание. Иначе говоря, осуществляется двойной переход: переход предмет -> процесс деятельности и переход деятельность -> ее субъективный продукт. Но переход процесса в форму продукта происходит не только на полюсе субъекта. Еще более явно он происходит на полюсе объекта, трансформируемого человеческой деятельностью; в этом случае регулируемая психическим образом деятельность субъекта переходит в "покоящееся свойство" (ruhende Eigenschaft) ее объективного продукта.

На первый взгляд кажется, что представление о предметной природе психики относится только к сфере собственно познавательных процессов; что же касается сферы потребностей и эмоций, то на нее это представление не распространяется. Это, однако, не так.

Взгляды на эмоционально-потребную сферу как на сферу состояний и процессов, природа которых лежит в самом субъекте и которые лишь изменяют свои проявления под давлением внешних условий, основываются на смешении, по существу, разных категорий, смешении, которое особенно дает о себе знать в проблеме потребностей.

В психологии потребностей нужно с самого начала исходить из следующего капитального различения: различения потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок деятельности и потребности как того, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде.

"Голод способен поднять животное на ноги, способен придать поискам более или менее страстный характер, но в нем нет никаких элементов, чтобы направить движение в ту или другую сторону и видоизменять его сообразно требованиям местности и случайностям встреч", - писал Сеченов. Именно в направляющей своей функции потребность и является предметом психологического познания. В первом же случае потребность выступает лишь как состояние нужды организма, которое само по себе не способно вызывать никакой определенно направленной деятельности; ее функция ограничивается активацией соответствующих биологических отправлений и общим возбуждением двигательной сферы, проявляющимся в ненаправленных поисковых движениях. Лишь в результате ее "встречи" с отвечающим ей предметом она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность.

Встреча потребности с предметом есть акт чрезвычайный. Он отмечался уже Ч. Дарвином, о нем свидетельствуют некоторые данные И. П. Павлова; о нем говорит Д. Н. Узнадзе как об условии возникновения установки, и его блистательное описание дают современные этологи. Этот чрезвычайный акт есть акт опредмечивания потребности - "наполнения" ее содержанием, которое черпается из окружающего мира. Это и переводит потребность на собственно психологический уровень.

Развитие потребностей на этом уровне происходит в форме развития их предметного содержания. Кстати сказать, это обстоятельство только и позволяет понять появление у человека новых потребностей, в том числе таких, которые не имеют своих аналогов у животных, "отвязаны" от биологических потребностей организма и в этом смысле являются "автономными". Их формирование объясняется тем, что в человеческом обществе предметы потребностей производятся, а благодаря этому производятся и сами потребности.

Итак, потребности управляют деятельностью со стороны субъекта, но они способны выполнять эту функцию лишь при условии, что они являются предметными. Отсюда и происходит возможность оборота терминов, который позволил К. Левину говорить о побудительной силе (Aufforderungscharakter) самих предметов.

Не иначе обстоит дело с эмоциями и чувствами. И здесь необходимо различать, с одной стороны, беспредметные стенические, астенические состояния, а с другой - собственно эмоции и чувства, порождаемые соотношением предметной деятельности субъекта с его потребностями и мотивами. Но об этом нужно говорить себе. В связи же с анализом деятельности достаточно указать на то, что предметность деятельности порождает не только предметный характер образов, но также предметность потребностей, эмоций и чувств.

Процесс развития предметного содержания потребностей не является, конечно, односторонним. Другая его сторона состоит в том, что и сам предмет деятельности открывается субъекту как отвечающий той или иной его потребности. Таким образом, потребности побуждают деятельность и управляют ею со стороны субъекта, но они способны выполнять эти функции при условии, что они являются предметными.


15. Методы психологии. Классификация методов

Методы научного исследования – совокупность приемов и средств, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, используемую для построения научных теорий и проверки их истинности. 1. Наблюдение - это метод сбора эмпирической информации с помощью органов чувств, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации психологических фактов.

Метод наблюдения имеет множество форм.

а. По характеру объекта различают внутреннее и внешнее наблюдение:

- Внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) - когда объектом наблюдения является сам наблюдатель (испытуемый).

- При внешнем наблюдении объект исследования наблюдается извне, со стороны.

б. По характеру контакта различают непосредственное наблюдение и опосредованное: - при непосредственном наблюдении наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии.

- при опосредованном наблюдении исследователь знакомится с наблюдаемым объектом косвенно, например, изучая документы.

в. По упорядоченности времени различают сплошное и выборочное наблюдение: - при сплошном наблюдении ход событий фиксируется постоянно.

- при выборочном исследователь фиксирует наблюдаемые процессы строго в определенные промежутки времени. г. По информированности участников различают скрытое и открытое наблюдение: - В случае скрытого наблюдения о присутствии наблюдателя исследуемым не сообщается. - при открытом наблюдении исследователь оповещает испытуемых о своей роли. д. По характеру взаимодействия с объектом различают включенное наблюдение и невключенное: - при включенном наблюдении исследователь сам становится членом группы. - при невключенном наблюдении исследование протекает без установления контакта с изучаемым объектом. 2. Эксперимент - это метод исследования, целью которого является установление причинно-следственных связей между определенными методами. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию. Выделяют естественный эксперимент и лабораторный.3. Тест - это стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной и качественной оценки у человека изучаемого психологического качества (тест-опросник, тест-задание, тест IQ).4. Проективные методы - методы, использующие механизм проекции, согласно которому испытуемый при ответах на неопределенный стимул проецирует на тестовый материал свои чувства, потребности, жизненные ориентации (метод завершения, ассоциативные методы и т. д.).5. Опрос - метод психологического исследования, в процессе которого испытуемым задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологических качествах людей и характере межличностного взаимодействия в группах, коллективах. Опросы делятся на устные (интервью) и письменные (анкета).6. Интерактивные методы предполагают исследование личностных особенностей на основе взаимодействия исследователя и испытуемого. Примером служат диагностические игры, широко применяемые при диагностике уровня психического развития ребенка, а также в детском психоанализе, где игра выступает в качестве соответствующего возрасту эквивалента метода свободных ассоциаций (знаменитая «игра в песочнице»).7. Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, выдающейся) по имеющимся документам ее биографии. 8. Социометрия – созданная Дж.Морено психологическая теория общества и, одновременно, особая система экспериментальных методов – социально-психологических тестов, применяемых для анализа и оценки межличностных отношений и эмоциональных связей в малой группе (семье, рабочем, учебном или воинском коллективе и т.д.)9. Социометрия - изучает межличностные отношения индивидов (симпатии, антипатии и пр.) и структуру взаимоотношений в малых группах..10. Анализ продуктов деятельности базируется на предпосылке, что в любых проявлениях творческой активности человека находят выражение (проецируются вовне) значимые личностные свойства, актуальные потребности, эмоциональные состояния, особенности самовосприятия и самооценки. Данный вид анализа распространяется на рисунки, тексты, характерные признаки почерка и т.д.


16. Межгрупповые взаимоотношения. Проблема социальной толерантности

Межгрупповые отношения (в психологии) — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. Специфика межгруппового восприятия, объектом и субъектом которого являются социальные группы, заключается: 1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; 2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям; 3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы. В целом межгрупповые представления отличаются яркоэмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а потому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Наиболее типичным эффектом межгруппового сравнения является тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражающаяся в стремлении всячески благоприятствовать ее членам в противовес членам «чужих» групп (эффект межгрупповой дискриминации) и нередко сопровождающаяся недооценкой последних (внутригрупповой фаворитизм). Несколько менее распространена обратная тенденция — установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы, которой отдается предпочтение перед собственной. В своих крайних выражениях первая тенденция может приводить к возникновению напряженности и враждебности в межгрупповых отношениях, вторая — к ослаблению внутригрупповых связей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой.

В самом широком значении толерантность - признание за другими права именоваться людьми и вытекающие отсюда обязательства в поведении по отношению к ним. Как социальный феномен, толерантность присутствует в процессах социального взаимодействия, имеющих характер межкультурного контакта (включая отношения между иноплеменниками, разными расами, между полами, социальными стратами, разными религиями и др.). Исторически, и в индивидуальном развитии, первична бинарная оппозиция между «своими» и «чужими», в рамках которой толерантности нет места: кто не с нами, тот против нас. В контексте «модусных переменных» Т. Парсонса толерантность можно рассматривать как различение между допустимым (терпимым, приемлемым) и недопустимым (нетерпимым, неприемлемым). Как социологический феномен толерантность означает, следовательно, во-первых, позицию, т.е. сложившееся отношение (индивида, группы) к тем социальным реалиям (всякому «другому» - другим людям и другим группам), которые оцениваются позитивно, как допустимые, несмотря на их «инаковость», во-вторых - выражающее это отношение поведение, направленное на взаимодействие с этим «другим», обеспечивающее сосуществование с ним. Реальной проблемой, требующей решения в таком взаимодействии, является проблема доверия. Альтернативной является позиция нетерпимости, ксенофобия, гетерофобия, негативные стереотипы и враждебность к «чужакам», ко всем «не таким, как мы сами».





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 318 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...